ТЕАТР, ЕГО НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

(Статья Эрвина Пискатора)

Первая задача и основная цель театра заключается в постоянном изменении материального и идеологического его со­держания в духе современности. Театр никогда не был механическим выразите­лем идей своего времени. Во всех ре­шающих ситуациях он был также дви­гающим и формирующим началом.

Быть зеркалом эпохи и ее противобор­ствующих сил, такова основная тенден­ция политического театра в XX столетии, в эпоху русской революции и освободи­тельного движения рабочих, крестьян и рабов Европы, Азии и Африки, только пролетарский театр может выполнить эту задачу. Ибо пролетарский театр является лучшим доказательством того, что так называемые „народные" театры и „на­родные" сцены совершенно несостоя­тельны, настоящим народным театром является лишь театр классово-сознатель­ной части народа - пролетариата.

Драма не есть лирическое стихотворе­ние. Она формируется не только под влиянием чувств и настроений, но и в результате борьбы идей. Все рассуждения об „искусстве для искусства" низводят драму до степени пустой формальной игры. Отсутствие драмы, выражающей проблемы и идеи нашего времени, не является случайностью, а есть, скорее, ре­зультат специфических особенностей са­мой нашей действительности. Мы не мо­жем отрицать этого факта. Но в то же время мы не должны, сделав из этого обстоятельства ложные выводы, наглухо заколотить врата театра и открыть их лишь тогда, когда такая драма будет опубликована. Мы не имеем также права превратить театр в трибуну для уже на­писанных драм только на том основании, что эти вещи полно и художественно отобразили идеи своего времени. Наобо­рот, поскольку наш театр является рупо­ром и трибуной для современности, по­стольку мы должны развязать те силы, которые сообщат новую энергию обще­ственному организму, оплодотворят его новым содержанием и тем самым дадут новый толчок для творчества драматурга.

Если бы мы в Берлине хотели строить театр так, как это делают в Москве, то эго означало бы, что мы стали на путь эпигонского копирования внешних при­емов русского революционного театра при отсутствии соответствующего социального базиса. Если между моими по­становками и постановками Мейерхольда и существует некоторое сходство,— я не могу этого отрицать, так как я работ Мейерхольда не видел, - то это является лишь результатом того, что содержание и идеология пьес, которые идут здесь и там, требуют более или менее одинако­вых средств выражения. Но, поскольку германская революция не есть русская революция — пролетарский театр Берлина не должен в точности копировать театр Мейерхольда в Москве, так как всякий революционный режиссер должен творить свои постановки из опыта революцион­ного движения своей страны.

В недавно опубликованной германской печатью статье постановщика „Броне­носца Потемкина" Эйзенштейна послед­ний объяснял, что поставил себе в “Бро­неносце Потемкине" задачу наэлектризо­вать массы, взволновать их. Если бы именно в этом заключалась задача ре­волюционной драмы, то таких результа­тов можно было бы достигнуть с по­мощью изображений матча бокса, ска­чек, или воинских парадов. Театр поли­тический, театр пролетарский, не может апеллировать к подобным примитивным инстинктам и чувствам. Этот театр может быть действенным только в том случае, когда он в состоянии влиять на умствен­ную энергию масс.

Эта цель достигается не с помощью психологии Фрейда или Павлова, как думает Эйзенштейн, а с помощью об­ращения к философии Маркса.

Я вижу принципиальную ошибку „Броненосца Потемкина” в том, что Эйзен­штейн удовлетворился одним лишь по­казом восстания на броненосце, вместо того, чтобы этот эпизод связать со всей совокупностью движущих сил революции 1905 года. В отношении возможностей изображения всего изложенного театр далеко оставляет позади себя кино. Но лишь связь кино с театром, лишь эпи­ческая игра черного и белого с драма­тизмом звучащего слова, представляет те средства, которые ведут к осуществле­нию намеченной мною цели.

***

Эрвин Пискатор—один из самых вы­дающихся режиссеров современности и единственный революционный режиссер современной Германии.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости