Пошивочная № б ударный квартал закончила позорно. Программа выполнена только на 78 процентов.
Треугольник фабрики объясняет:
— „У нас массовые простои из- за изношенности машин, тока не было"!
Словом, все дело в „объективных причинах".
Когда начались перебои в подаче электроэнергии, администрация, не задумываясь над тем, можно ли, отпускала работниц домой. Между тем можно было переключить производство на ночную работу.
Простои беспрерывно росли в октябре—4450 часов, в ноябре - 9258 часов.
С 11 декабря подача тока днем совершенно прекратилась. Треугольник растерялся.
Стали переводить работу смен на ночь. Хозяйственники проявили, исключительную неорганизованность.
Работницам приказывали являться к часу ночи. Полторы тысячи человек не могли, конечно, вместиться сразу в одну смену, сотни людей со скандалом возвращались назад.
Треугольник, собирался днем, добросовестно обсуждал „ночные происшествия", но ничего конкретного не предпринимал. На следующую ночь „происшествия" повторялись.
Всего за ударный квартал простои, из-за отсутствия электроэнергии, достигли 30.000 часов. 5 проц. задания недодала фабрика по этой причине.
Беспомощным оказался партколлектив. Коммунисты, вместо того, чтобы организовать борьбу с „ночными безобразиями", сами подливали масло в огонь. Одна кандидатка партии призывала работниц „разнести головы администраторам", несла, всякую ересь: „нарочно, де, не дают току фабрике, чтобы прижать, рабочего”.
Работницам не была разъяснена вздорность этих вымыслов, проступок остался безнаказанным только потому, что эта кандидатка партии не захотела прийти в 6юро.
Вторая „объективная причина"— изношенность машин: ломаются. Что машины изношены—этого никто не отрицает, но ведь в точности на таких же машинах 5 фабрика сумела перевыполнить промфинплан! Все дело в поломках, несвоевре-менном и небрежном ремонте машин. Надо было повести борьбу, по примеру 5 фабрики, с разгильдяйством слесарей, а на шестой плакались на трудности.
Однажды директор Орлов на заседании 6юро партячейки заявил:
- Не будем хныкать, не будем говорить вообще, давайте поведем борьбу с небрежной работой слесарей!
- С чего начать? — спросили другие члены бюро.
И, погрустив над тем, что „не с чего“ начинать, замолкли. Замолкли и больше не вспоминали о слесарях по сей день.
**
Чтобы избавить себя от ответственности за безобразия, заведующий производством выделил совершенно никчемные должности инструкторов. Теперь в цехе 13 начальников: 1 зав, 2 инструктора и 10 мастеров. Мастера подчиняются и заву и инструкторам. Вместо единоначалия – «трехначалие».
Сейчас трудно найти виновника неправильного распоряжения, ибо все перемешалось: инструктор приказывает мастеру одно, зав— другое. Выделение штата инструкторов тем более преступно, что он создавался из квалифицированных мастеров, в которых фабрика остро нуждается.
Например, после назначения мастерицы Балдовой инструктором, агрегат, которым она руководила раньше, в первую же пятидневку не выполнил задания.
Хозяйственники перевели шароварный агрегат с непрерывной на прерывную неделю, мудро решив, что только таким образом можно ликвидировать прорыв, и в первую же пятидневку агрегат недовыполнил задание на 2.000 единиц. Так расплачиваются хозяйственники за свой консерватизм.
**
Социалистическое соревнование?
- В сентябре было охвачено 26 проц., говорит секретарь ячейки.—В октябре уже 49 проц. В ноябре—56 проц.
- А в декабре, — подхватывает предфабкома,—85 проц, работниц состоят в ударных бригадах.
Эта цифра — 85 проц. - оказалась новостью не только для меня, постороннего человека, но и для секретаря ячейки.
Собственно говоря, ни один из них не знает точно, сколько охвачено соревнованием, и вполне естественно, потому что этим делом руководит „кто-то", а секретарь ячейки и Предфабкома только „информируются".
- А как ударники план выполняют?
Вопрос оказался коварным. Ни одна бригада план не выполнила. „Руководство” треугольника — налицо, самопроверка ударных бригад проводится—но где, когда и как, фабком не знает.
С татарскими кадрами дело обстоит плохо. По заданию надо было довести число рабочих татар в производстве 35 проц. Пока же только 21 проц. Рост татар. в производстве идет очень медленно.
Оказывается, тут тоже „объективная причина"—нет татар. „Другие фабрики где-то сумели достать татарские кадры,—говорит секретарь,—а швейной № 6 ничего не досталось". Комментарии, как говорится, излишни.
Треугольник решил вербовать рабочих-татар в деревне, но нет... общежитий. Когда будут строить и буду ли, неизвестно.
**
Выход один: не об`ективные причины, а плохое руководство привели фабрику к поражению в конкурсе на лучшее предприятие.
И.М.