Казань—вузовский центр. В Казани сосредоточено 12 вузов, 22 средних учебных заведения. В Казани насчитывается около 6000 студентов, 10.643 учащихся средних школ, где, наконец, более сотни тысяч грамотного населения. Кто мог поверить, что в таком культурном центре не найдется нескольких десятков ликвидаторов и могущих обучить яналифу? Кто мог поверить, что 10.000 чел. не грамотных и 1776 не грамотных по яналифу (грамотных по по-арабски) вынуждены до сих пор оставаться в объятиях темноты и невежества?
Невероятно, но факт.
Факт, что на сегодня есть 10.000 неграмотных; охваченных ликпунктом и кружками яналифа всего лишь около 4000 человек, или меньше, чем 50 проц. Факт, что ликвидация неграмотности и обучение яналифу по Казани срывается из- за недостатка ликвидаторов.
Этот „невероятный факт" обнаруживает другой, еще более серьезный и опасный факт явного оппортунизма в отношении к важнейшей директиве XVI с'езда партии со стороны целого ряда казанских вузов, профессиональных и партийных организаций многих предприятий.
Чем иным, как не оппортунизмом в вопросах культурной революции можно квалифицировать поведение КГУ—шефа завода № 40 им. Ленина? На крупнейшем предприятии до сего времени нет даже учета неграмотных. На заводе № 40 им. Ленина—буквальный провал ликбеза и яналифа.
Нет иного названия и поступку Ветинститута, который проваливает ликбез и яналиф на фабрике „Спартак", который до сего дня не может выделить 10 культармейцев: сегодня он их дает, завтра отзывает, после завтра шлет новых, через пару дней меняет и т. д.
Как прикажете назвать веселую игру между кооперативным техникумом и заводом „Красный путь": сначала техникум шлет культармейцев, через некоторое время отзывает, немного переждав, снова шлет, но теперь их уже не берет „Красный путь" (видимо, рассердился), через несколько дней „Красный путь" соглашается взять, но у техникума подоспели каникулы?!
Кожтехникум срывает работу на меховой № 1; Татпедтехникум провалил учебу яналифа и ликбез на „Красном Востоке" и „Светоче”; Химико-технологический институт в компании с партколлективом и завкомом завода им. Вахитова обучают только 10 проц. неграмотных.
Татжилсоюз, который уже получил „орден Обломова" по культэстафете, в полном смысле игнорирует яналиф. Татжилсоюз и ни один из его жактов в течение месячника (да и до этого) палец о палец не ударили в деле реализации яналифа.
Председатель группкома Кустпромсоюза Иванов не только не ведет никакую работу, но даже сопротивляется попыткам районного штаба развернуть работу по яналифу среди кустарей.
Ничем не прикрытым оппортунизмом дышит заявление секретаря партколлектива текстильной фабрики тов. Бикметьева:
- Отстаньте вы, тут не до яналифа—промфинплан надо проводить...
Администрация, фабком и партколлектив завода нм. Вахитова смотрят сквозь пальцы, как служащие заводоуправления—татары, неграмотные по яналифу, категорически отказываются обучаться. Для вахитовцев декрет правительства ТР остался простым клочком бумажки.
Такие факты игнорирования янналифа гибельно отражаются и на посещаемости охваченных учебой рабочих-татар. Очень часто можно слышать объяснение непосещающего:
- На кой мне яналиф, ведь на нем никуда ничего нельзя писать! На него никто не отвечает. Напишешь по-русски—сразу ответ получишь.
Месячник яналифа со стороны партийных и профессиональных организаций некоторых предприятий не получил никакой поддержки. Комиссии на таких предприятиях были созданы для отвода глаз, Они создавались под председательством культурника и ничего абсолютно не делали. Есть комиссии, которые ни разу не собрались.
Дворец труда в Заречье, который очень хорошо провел кампанию по культэстафете, который сумел заполнить даже улицы плакатами и лозунгами об этой кампании, не счел нужным вывесить даже один лозунг о месячнике яналифа:
- Нет сбоев—не на чем писать лозунги.
Надо отметить бездеятельность комсомольских организаций. А ведь комсомол должен был бы кипеть в работе!
Между прочим месячник яналифа по Казани обнаружил довольно курьезную вещь—неграмотность студентов. Культармейцы придя на предприятие, к своему стыду, иногда оказывались неграмотнее неграмотных. В КГУ, где была произведена проверка грамотности по яналифу, обнаружилось 22 человека совершенно неграмотных. В ТКУ, где проходят татарскую литературу, есть также определенный контингент неграмотных. Это лишний раз подчеркивает недопустимое отношение к директивам 0К о преподавании татарского языка в вузах, это в свою очередь выдвигает необходимость немедленной и поголовной проверки грамотности по яналифу среди студентов Казани и решительного перелома в деле преподавания татарского языка в казанских вузах.
Двухдекадник культурной тревоги до известной степени всколыхнул многих, но еще далеко недостаточно. Татпрофсовету, татотделам, райкомам партии и комсомола надо немедленно призвать к порядку свои ячейки там, где обнаруживается явный оппортунизм к вопросам культурной революции.
0. Танай