О НАРОДНО - ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПЛАНЕ НА 1931 ГОД

I. ВОПРОСЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Товарищи! Контрольные цифры народного хозяйства Союзному ЦИК`у и Совнаркому приходится рассматривать уже в шестой раз. Первые контрольные цифры, как известно, были выработаны ещё для 1925 – 26 года. В дальнейшем от контрольных цифр на один год мы перешли не только к выработке, но и к осуществлению пятилетнего плана народного хозяйства. Теперь, на пороге третьего года пятилетки, мы подводим итоги первых двух лет и принимаем задания на 1931 год. Мне придется остановиться лишь на самых основных вопросах народно-хозяйственного плана на 1931 год, лишь на вопросах, определяющих политическую линию, так как кроме моего доклада, будет ещё доклад председателя Госплана Союза тов. Куйбышева, детализирующий хозяйственные задания и задачи на текущий год.

К ИТОГАМ ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ПЯТИЛЕТКИ

Начну с итогов первых двух лет пятилетки. Эти итоги особенно важны, ибо в течение истекшего перио­да мы впервые приступили к осуще­ствлению единого на ряд лет, на пятилетие — плана народного хо­зяйства. Эти итоги являются, с од­ной стороны, проверкой нашего пла­нирования и, с другой — проверкой имеющихся у рабочего класса сил и возможностей в осуществлении задач социалистического строитель­ства. О результатах первых двух лет выполнения пятилетки лучше всего судить, сравнивая хозяйствен­ные задания на этот период и фак­тическое их выполнение. В связи с этим я остановлюсь лишь на четы­рех моментах.

Во-первых, вопрос о народном доходе. По пятилетнему плану на­родный доход за истекшее двухле­тие должен был возрасти до 58,3 миллиарда рублей. А что мы имеем в действительности? В действитель­ности же за этот период народный доход в сопоставимом виде увели­чился до 59,5 миллиарда рублей. Таким образом, на деле мы имеем превышение поставленных в пяти­летием плане заданий по приросту народного дохода, достигающие 106 процентов пятилетнего плана. Во-вторых, валовая продукция про­мышленности. По пятилетнему пла­ну промышленность ВСНХ за пер­вые два года пятилетки должна бы­ла дать валовой продукции на 29,3 миллиарда рублей. А что мы имеем на деле? На деле валовая продукция промышленности ВСНХ за двухлетний период составила 30,5 миллиарда рублей. План выполнен здесь в размере 104 проц. В-третьих, капитальные вложения в основные фонды обобществленно­го сектора (промышленность, транспорт, совхозы, колхозы и т. д.) Вопрос о капитальных вложения имеет особое значение, так как капитальными вложениями предопре­деляется дальнейший рост народно­го хозяйства, т. е. дальнейший рост валовой продукции промышленности и при том не только промышленности. Как же выполнялись задания пятилетки по капитальным вложе­ниям? Цифры показывают, что в место 12,7 миллиарда рублей, запроектированных планом, фактически капитальные вложения за двухлетний период достигли 13,8 миллиарда рублей. И здесь мы имеем пе­ревыполнение пятилетнего плана, достигшего 109 процентов в пяти­летке. Наконец, в-четвертых, госу­дарственный бюджет. Пятилеткой на первые два года государствен­ный бюджет предусматривался в сумме 17 миллиардов рублей. Вы­полнено ли это задание? Не только выполнено, но и значительно пере­выполнено. Бюджет за истекшее двухлетие составил 21 миллиард рублей, достигнув 124 процентов за­дания пятилетки.

Таковы важнейшие итоги выпол­нения пятилетки за первые два го­да. Они достаточно показательны для характеристики успехов в де­ле социалистической реконструкции народного хозяйства. На основе этих успехов, на основе всей борь­бы рабочего класса за осуществле­ние пятилетнего плана, мы полу­чили огромнейшие сдвиги не только непосредственно в экономическом, но и в социальном развитии нашей страны. Особенно большое значе­ние имеет то, что произошло за истекший период в деревне, наи­более отсталой области хозяйства. Поворот крестьянских масс к соци­ализму, поворот середняка на путь коллективизации является фактом огромного исторического значения. Этот решающий для последнего периода факт в развитии нашей страны создал предпосылки для из­вестного поворота в политике со­ветской власти. Этот поворот за­ключался в том, что от политики ограничения капиталистических (ку­лацких) элементов в деревне мы пе­решли к политике ликвидации ку­лачества как класса. Произведен­ный Октябрьской революцией раз­гром капиталистов и помещиков завершается теперь ликвидацией ку­лачества как класса на основе сплошной коллективизации. После Октябрьского переворота — это важнейший шаг советской власти вперед. Строительство социализма на основе индустриализации страны и ликвидации кулачества как клас­са на базе сплошной коллективиза­ции — вот то, что определяет по­литику советской власти в настоящий период. Самый факт, что ра­бочий класс успешно осуществляет эту политику, говорит о победонос­ном продвижении вперед дела со­циализма.

Но если за первые два года пя­тилетки мы добились огромных ус­пехов, то наряду с этим мы не должны забывать и о наличии круп­ных недостатков в нашей работе. Истекший хозяйственный год, а так­же только что закончившийся так называемый «особый квартал», т. е., три последних месяца 1930 года, подчеркивают эти основные недо­статки нашей хозяйственной рабо­ты. Достаточно указать на то, что контрольные цифры на 1929-30 год и на особый квартал по приросту промышленной продукции далеко не целиком выполнены и, что не полностью выполненным оказалось также задание по снижению себе­стоимости. Недовыполнение произ­водственной программы промыш­ленности и задания по снижению себестоимости во втором году пя­тилетки и в особом квартале 1930 года произошло несмотря на ве­личайший рост творческой актив­ности рабочих масс, несмотря на все возрастающую организованность участия рабочих в хозяйственном строительстве. Причиной этого следует признать недочеты хозяйствен­ного руководства, а именно — не­достаточное умение действительно всегда быть во главе рабочих масс, опираться в деле строительства со­циализма на непрерывно растущую активность пролетариата и всех грудящихся. Правда, задание пяти­летки о приросте промышленной продукции для 1929-30 года на 21 процент мы не только выполнили, но и перевыполнили, добившись прироста промышленной продукции, за этот год на 25 процентов но за­дания по плану контрольных цифр как в этой области, так и по ряду других показателей, оказались все- же не выполненными. Не допустить этого в текущем году — наша пер­вейшая обязанность.

Перейду к задачам третьего года пятилетки к контрольным цифрам на 1931 год.

1931 ГОД—РЕШАЮЩИЙ ГОД В ДЕЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЯТИЛЕТКИ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

Чтобы яснее представить хозяй­ственную картину 1931 года, мне придется по ряду основных элемен­тов провести сравнение народно-хозяйственного плана на текущий год с результатами: предыдущего го­да. Для характеристики же роста народного хозяйства в целом, я остановлюсь только на двух во­просах: на народном доходе и на государственном бюджете.

О народном доходе. Какая же сумма прироста народного дохода предусматривается нами в 1931 году и какой прирост проектируется пла­ном соответствующим данным за - прошлый год? Соответствующие данные показывают, что за 1930 год народный доход достиг суммы в 35 миллиардов рублей. Цифра до­статочно солидная. Однако, в 1931 году народный доход, по плану, должен будет составить 49 миллиардов рублей, т. е. примерно ту же цифру, которая предполагалась для последнего года пятилетки. По сравнению с предыдущими годом прирост народного дохода дает уве­личение на 39 процентов (кстати замечу, что до сих пор в наших официальных решениях мы из осто­рожности прибегали к формуле «не менее 35 процентов»), Любопытно сравнить эту цифру с данными «при­роста народного дохода в дорево­люционное время. Оказывается, за период с 1900 года по 1913 год, т, е. за целые 13 лет, прирост на­родного дохода в царской России достиг 39 процентов, или в среднем 2,6 процента за год. Следовательно, тот процент прироста народного дохода, который в царской России явился результатом развития народного хозяйства за 13 лет, в наше время должен произойти в течение одного года. Одно это сравнение показывает, на какую великую до­рогу вышла наша страна. Но эту картину стоит дополнить еще одним штрихом. Сравним прирост народ­ного дохода в СССР с приростом народного дохода в капиталистиче­ских странах. Соответствующие данные относительно САСШ, Анг­лии и Германии за последние пять лет (1925 — 1929 г. г.) показывают, что в этих странах в среднем еже­годный прирост народного дохода составляет от трех до шести про­центов. И это сравнение говорит явно не в пользу капитализма, а в пользу СССР.

Перейду к показателям роста на­шего государственного бюджетам. Из года в год государственный бюджет Советского союза значи­тельно возрастает. В этом году это возрастание должно быть особен­но большим. Декабрьская (1929 г) сессия ЦИК'а государственный бюджет на 1929-30 год определила в 11,6 миллиарда рублей Теперь Совнарком представляет на ваше утверждение государствен­ный бюджет в размере 21,7 мил­лиарда рублей, т. е. почти в два раза выше прошлогоднего, правда, со времени последней сессии ЦИК’а, благодаря работе, развернутой пар­тией и советской властью в обла­сти хозяйственного строительства, первоначально запроектированный государственный бюджет в течение года значительно вырос и составил фактически 12,6 миллиарда рублей. Однако, и для 1931 года мы можем также с полной уверенностью рас­считывать не только на абсолютное выполнение заданий по государствен­ному бюджету, но и на перевыпол­нение этих заданий. Сопоставление роста государственного бюджета с ростом народного хозяйства ука­зывает также на то, что значитель­ная доля прироста народного хо­зяйства проходит непосредственно через государственный бюджет и тем самым обеспечивается направление ее по основным линиям социалистического строительства,

Из приведенных основных данных народно-хозяйственного плана на 1931 год можно с полным основа­нием сделать следующий общий вы­вод: материальная база страны со­ветов быстро и непрерывно растет, советская власть неуклонно креп­нет. Значение этих данных станет особенно ясным, если проанализировать направление развития на­родного хозяйства СССР и устано­вить, в какой мере рост народного дохода обеспечивает осуществление основной задачи — задачи индустриализации страны. Ответом на такой вопрос служат, прежде всего данные о капитальных вложениях в 1931 году мы будем иметь здесь новый гигантский шаг вперед. По сравнению с прошлым годом, когда капитальные вложения в обобществленный сектор (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) со­ставляли 9.771.000.000 рублей, капи­тальные вложения настоящего года, составляющие сумму в 17.017.000.000 рублей, дают прирост на 74 про­цента. Этот процент прироста выше прошлых лет. Львиная доля капи­тальных вложений и теперь идет по линии промышленности. Всего в промышленность, вместе с электро­станциями, в третьем году пятилет­ки вкладывается 7.465.000.000 руб­лей. Если же взять только вложения в капитальное строительство по промышленности, планируемой ВСНХ, то окажется, что из общей суммы этих вложений (5,5 миллиарда руб­лей) больше, чем 5 миллиардов идет на капитальное строительство по группе тяжелой промыш-ленности (группа «А»).

Примечание: В легкую индуст­рию, кроме вложений по линии ВСНХ идут вложения и по линии Наркомснаба.

Основные вложения по группе «А» идут на капитальное строитель­ство по черной металлургии, ме­таллообработке, топливу, химии, стройматериалам я т. д. Капиталь­ные же вложения на электростроительство поднимаются с 450.000.000 до 900.000.000 рублей, т. е. возраста­ют в два раза. Эти цифры ярко ха­рактеризуют основное направление материальных ресурсов, производимое нашим государством. Народно-хозяйственный план на 1931 год предусматривает сосредоточение вкладываемых средств на скорей­шем пуске в ход начатых ранее строительств. Это должно обеспе­чить пуск новых предприятий, ма­стерских и установок на важнейших участках промышленного строительства, и прежде всего по линии за­ложенных ранее заводов и цехов тяжелой индустрии. Не распыляя средств на закладывание большого количества новых предприятий, мы ставим своей задачей путем тако­го ускорения работ пустить в ход заканчиваемые в этом году новые строительства стоимостью не менее, чем в 4 миллиарда рублей. Чтобы представить, насколько значитель­на эта цифра, достаточно сказать, что она почти равна основному ка­питалу всей цензовой промышлен­ности царской России в 1913 году. Возможность ускорения пуска но­вого строительства у нас имеется благодаря тем капитальным вложе­ниям, которые мы сделали в прош­лые годы. Это вместе с тем являет­ся одним из показателей огромных внутренних ресурсов, которыми мы располагаем и которые мы должны научиться гораздо лучше исполь­зовать.

Посмотрим теперь, как изменяет­ся отношение между промышлен­ным и непромышленным сектором по результатам производства, по продукции. Как известно, у нас не только промышленность, но и сель­ское хозяйство встали на путь бы­строго подъёма. Однако, и здесь целиком сказывается гегемония промышленности. Если в 1931 году мы должны получить значительный прирост сельскохозяйственной про­дукции, то все-же намеченный контрольными цифрами прирост го­довой промышленной продукции на 45 процентов внушительно говорит об успехах индустриализации в на­шей стране. 45-процентный прирост промышленной продукции означает, что если в 1930 году мы имели двой­ную довоенную продукцию круп­ной промышленности, то в 1931 го­ду мы будем иметь тройную до­военную продукцию.

Такими могучими темпами растет теперь наша индустрия. Если учесть, что 45 процентов годового приро­ста промышленной продукции в два раза превышают процент прироста промышленной продукции для третьего года пятилетки (где пред­усмотрен прирост только на 22 процента), то это означает, что вы­полнение предлагаемой на ваше утверждение производственной про­граммы будет означать, что мы на деле пятилетку выполняем в че­тыре года.

Доля индустрии в общей годовой продукции промышленности и сель­ского хозяйства за 1931 год, по сравнению с прошлым годом, также вырастает. Если во втором году пятилетки удельный вес индустрии в валовой продукции всей промыш­ленности и сельского хозяйства составлял 67 процентов, то в на­стоящем году он поднимается до 69 процентов. И этот пример, ил­люстрируя быстроту роста совет­ской индустрий, указывает, что большевистские темпы индустриа­лизации в нашей стране осущест­вляются на деле. В конце концов именно этот факт — факт быстрой индустриализации страны — и оп­ределяет в основном успехи социа­листической реконструкции на­родного хозяйства. Из этих фактов мы должны сделать вывод: нужно и впредь крепко держать больше­вистские темпы развертывания ин­дустрии, нужно твердо идти впе­ред по этому пути, всемерно за­крепляя успехи индустриализации. Наш курс на индустриализацию яв­ляется курсом на социалистическую индустриализацию. Рост крупной индустрии при советском строе является основным элементом роста социализма. В строительстве со­циализма решающую роль играет индустрия, так как она представля­ет собою ту отрасль хозяйства, ко­торая целиком подчинена плановому руководству государства и постро­ена на высшей технической основе. С другой стороны, идет особенно быстрым темпом рост социалистиче­ских элементов во всем народном хозяйстве, поскольку за последнюю пару лет и сельское хозяйство ста­ло быстро и бесповоротно перехо­дить на рельсы крупного хозяйства, государственного и коллективно­го, базой которого все больше становится высокая машинная тех­ника (тракторы, комбайны и др.) В результате, удельный вес социали­стического сектора, все возрастаю­щий в народном доходе в текущем году, поднимается значительно выше прошлогоднего, а именно — с 75 процентов в 1930 году он увеличи­вается до 82 процентов. В основных фондах доля социалистического сектора возрастает с 61 процента до 69.

Громадное значение, наконец, име­ет то обстоятельство, что в 1931 го­ду социалистический сектор сель­ского хозяйства достигнет абсолютного перевеса. На росте социалисти­ческих элементов в сельском хо­зяйстве необходимо остановиться особо. Если вся посевная площадь со 129.000.000 га должна подняться в 1931 году до 143.000.000 га (здесь, как и в ряде других случаев, циф­ры берутся с обычным округлени­ем), то подавляющая часть этого прироста приходится на обобще­ствленный сектор. Продолжая развёртывать работу по организации бедноты и по поддержке единолич­ного бедняцко-середняцкого кресть­янского хозяйства, советская власть, ввиду поворота основных крестьян­ских масс на путь коллективизации, перенесла центр тяжести своей ра­боты в деревне на поддержку кол­хозного движения. Здесь, в колхозном движении и строительстве совхозов, лежит самый глубокий ко­рень советской власти в дерев­не. Колхозники действительно прочная и все растущая опора советской власти в деревне. К концу 1930 года в колхозы уже вошло 26 процентов всей массы крестьян­ских хозяйств. Колхозы сумели уже показать огромные преимущества перед единоличным крестьян­ским хозяйством. И по бы­строте расширения посевных площадей, и по росту урожайности на стороне колхозов уже имеется явное и бесспорное преимущество. Да иначе и не могло быть, особен­но ввиду растущего применения машин в колхозном производстве. Следующие цифры наглядно пока­зывают значение уже достигнутых успехов коллективизации. К нача­лу 1931 года в колхозы вошло свы­ше 6.000.000 крестьянских хозяйств, — таков достигнутый уже резуль­тат колхозного строительства, не­смотря на весенние отливы, имев­шиеся тогда в ряде районов. Инте­ресно эту цифру в 6.000.000 коллек­тивизированных крестьянских хо­зяйств сравнить с общим количест­вом сельских хозяйств в таких стра­нах, как в Германии и Франции. Соответствующие статистические ма­териалы показывают следующее: в Германии, по данным переписи 1925 года, всех сельских хозяйств было 5. 096.000, а во Франции, по анкет­ной переписи 1928 года, всех сельских хозяйств было 5.495.000. Это значит, что к началу 1931 года в на­шей стране было коллективизирова­но больше крестьянских хозяйств, чем их насчитывается в любой из указанных стран, т. е. в Германии и Франции.

Успехи колхозного движения кру­то изменили положение в деревне. К началу осуществления пятилетки в колхозах была объединена лишь очень небольшая часть кре­стьянских хозяйств. Доля валовой и товарной продукции колхозов в об­щей продукции сельского хозяйст­ва была тогда незначительна. Преобладающее значение в сельском хозяйстве имело мелкое крестьян­ское хозяйство. В деревне еще про­должался рост капиталистических элементов — кулачества. За послед­ние полтора года произошли корен­ные изменения в развитии сельско­го хозяйства. В настоящее время рост капиталистических элементов не только приостановился, но их удельный вес в народном хозяйстве падает из месяца в месяц. Этот про­цесс происходит таким образом, что ни о каком увеличении доли капи­талистических элементов в нашем народном хозяйстве и ни о каких надеждах на возрождение их преж­ней хозяйственной силы не может быть и речи. Падение доли капита­листических элементов в народном хозяйстве происходит наряду с мощным ростом социалистических элементов не только в городе, но и в деревне, одновременно со все большим охватом колхозным дви­жением широчайших масс кресть­янства.

Переход на путь сплошной коллективизация все новых и при том крупнейших районов страны, ведет не только к действительному подъему сельского хозяйства основных масс крестьянства, но и ложится мо­гильной плитой на гибнущие под тяжелой поступью миллионных масс остатки капитализма. Несмотря на допущенные в прошлом году в ря­де районов крупнейшие ошибки в колхозном строительстве, несмотря на то, что имевшиеся здесь анти-середняцкие перегибы сыграли свою отрицательную роль, — во второй половине 1930 года начался уже но­вый прилив крестьян-бедняков и середняков в колхозы. Благодаря своевременному исправлению пар­тией имевшихся перегибов, новый прилив в колхозы приобретает те­перь все больший размах. Поэтому в народно-хозяйственном плане на 1931 год предусмотрено объедине­ние в колхозах не менее половины всех крестьянских хозяйств. В от­ношении же таких крупнейших зерновых районов, как Северный Кав­каз, Украина (степь), Нижнее По­волжье и Среднее Поволжье мы рассчитываем в текущем году на за­вершение в основном дела сплош­ной коллективизации этих районов. Осуществление этой задачи будет самым важным моментом в росте социалистических элементов наше­го хозяйства в 1931 году. Осуще­ствление этой задачи, наряду с другими важнейшими задачами третьего года пятилетки, позволит завершить построение фундамента социалистической экономики в Со­ветском союзе. Из этого следует сделать вывод, что осуществление поставленных народно-хозяйствен­ным планом на 1931 год задач, бу­дет иметь всемирно-историческое значение для дела социализма. Уже в 1930 году по посевным площадям колхозов мы выполнили больше, чем двойное задание всего пятилет­него плана. В 1931 году мы ставим задачей примерно удвоить наши достижения прошлого года. Нечего и говорить, что это будет иметь, громадное значение для обеспече­ния выполнения пятилетки в четы­ре года.

Нет необходимости подробно останавливаться на том, как рост нашего хозяйства непосредственно отражается на улучшении матери­альных условий жизни народных масс. Соответствующих данных опубликовано немало и основные из них достаточно хорошо извест­ны каждому рабочему и широким слоям крестьянства. Лучшим дока­зательством того, что успехи соци­алистического строительства близ­ки и понятны рабочим и крестьян­ским массам — является рост ак­тивного участия масс в социалистическом строительстве на наших фабриках и заводах, а также в сов­хозах и колхозах, что выражается прежде всего в неуклонном подъеме социалистического соревнования и ударничества, В прошлом году со­циалистическое соревнование стало перерастать в новые, высшие формы — в формы принятия встречного промфинплана снизу, что на прак­тике означает добровольное приня­тие и осуществление на деле увели­ченных, против установленных го­сударственными органами, произ­водственных заданий. К началу 1931 года больше половины рабочих и работниц уже вошло в ряды удар­ников. Соцсоревнование и ударничество растет и в совхозах, а также все больше прививается и в колхо­зах. Все это не только характери­зует величину успехов нашего хо­зяйственного строительства, но и указывает на то — как наши успе­хи оказывают уже свое влияние на положение рабочих масс и колхоз­ников в деревне.

Из отдельных ярких показателей улучшения положения рабочих масс следует, прежде всего, указать на главнейшее — на ликвидацию без­работицы. Еще год тому назад у нас было свыше 1.000.000 безработных, теперь же в нашей стране безрабо­тица в основном ликвидирована. Больше того, в ряде районов ощу­щается значительный недостаток в рабочей силе и в том числе не­достаток в неквалифицированных ра­бочих. Другим крупнейшим показа­телем улучшения положения рабо­чих масс является успешное про­ведение 7-часового рабочего дня. В 1931 году 7-часовой рабочий день будет проведен не только для всех рабочих железнодорожного транс­порта, но и для девяти десятых ра­бочих нашей промышленности.

Далее о росте заработной платы рабочих и служащих. Из года в год советская власть неизменно проводит поднятие зарплаты. Это будет иметь место и в 1931 году. По вышается зарплата в промышлен­ности на 6 процентов, на транспор­те — на 8 процентов. Наряду с под­тягиванием зарплаты низкооплачи­ваемых слоев рабочих особое зна­чение приобретает поднятие зарпла­ты решающих для производства групп квалифицированных рабочих, а также и служащих. Стоит только указать на тот факт, что поднятие зарплаты вводятся у нас при одновременном введении 7-часового рабочего дня и установлении пяти­дневной недели (непрерывка) с ре­гулярным днем отдыха для рабочих и служащих каждый пятый день, чтобы противоположность условий жизни трудящихся масс СССР и в капиталистических странах была вскрыта со всей полнотой. Что же касается имевшихся в последнее время случаев задержки выдачи за­работной платы, то подобные явле­ния должны быть незамедлительно ликвидированы. Нет необходимости останавливаться на других общеиз­вестных показателях улучшения ма­териальных и культурных условий жизни рабочих масс, достаточно их простого перечисления. Сюда от­носятся: рост жилищного строи­тельства для рабочих, дальнейшее увеличение специального фонда по улучшению быта рабочих, дальней­шее развертывание лечения рабочих в санаториях и на курортах и т. д. Кроме того, для рабочих и служа­щих имеет громадное значение тот факт, что фонд социального страхо­вания достигает в этом году вну­шительной цифры в 2.138.000.0000 рублей, что превышает цифру фонда, намечав-шуюся для пятого года пятилетки.

В отношении деревни, и в особенности в отношении деревенской бедноты советская власть проводит из года в год все расширяющуюся государственную помощь крестьян­скому хозяйству. За последний пе­риод эта помощь и различного рода льготы направляются в первую очередь для поддержки колхозов. Все это в свою очередь уже сказа­лось на росте посевных площадей и повышении урожайности в крестьянских хозяйствах и, прежде всего, в колхозах. Последний сельскохо­зяйственный год в этом отношении был особенно показательным.

Наконец, громадное экономиче­ское и политическое значение имеет политика цен советской власти. При росте доходов городских и дере­венских масс последовательное про­ведение такой политики цен, кото­рая (политика) исключает повы­шение цен на промтовары и сельско­хозяйственные продукты в государ­ственно-кооперативной торговле, имеет первостепенное значение. В 1931 году этот факт должен найти особенно яркое отражение ввиду того, что производство промтова­ров широкого потребления, а также и весь розничный оборот значитель­но возрастет. Допущенное совет­ским государством частичное повы­шение цен для буржуазных элемен­тов на некоторые промтовары осу­ществляется без какого бы то ни было нарушения установленных норм снабжения для трудящихся и, конечно, к основной линии совет­ской власти в этом вопросе в про­тиворечии не находится, кстати следует отметить, что вопли бур­жуазной прессы насчет подрыва курса нашего рубля, представляют собой ничто иное, как глупые вы­думки и бьют явно мимо цели. Эти выдумки разбиваются в пух и прах о бесспорные факты, и прежде всего о тот факт, что цены на подавляю­щую массу товаров широкого по­требления регулируются государст­вом, не допускающим какого-либо повышения этих цен, а в ряде слу­чаев и понижающим эти цены. Роль же частного рынка и спеку­ляция частника в нашей стране те­перь неуклонно падает. Тем не ме­нее, мы должны и впредь продол­жать борьбу за укрепление совет­ского рубля.

Все приведенные факты, харак­теризуя неуклонное улучшение ма­териальных и культурных условий жизни рабочих и крестьянских масс позволяют вместе с тем сделать следующий вывод: успехи социа­лизма и растущее влияние их на по­ложение народных масс создают предпосылки для нового гигантско­го роста активности масс в соци­алистическом строительстве, тем самым обеспечивая еще более круп­ные успехи этого строительства в дальнейшем.

НАШИ ЗАДАЧИ НА БОЕВЫХ УЧАСТКАХ

Главной и основной задачей в третьем году пятилетки является выполнение народно-хозяйственно­го плана в том объёме, в каком он будет принят партией и советской властью. Мы не только должны до­биться полного осуществления по­ставленных в этом плане задач, но и добиваться его перевыполнения, особенно на

важнейших участках. Бесспорно также, что осуществле­ние задания об охвате колхозным движением не менее половины кре­стьянских хозяйств является одной из самых основных задач 1931 года. Будем помнить о том, что выпол­нение этих заданий будет озна­чать, что мы наверняка осуществим на практике лозунг: «Пятилетка в четыре года». Под знаменем: «Пя­тилетка — в четыре года» мы и должны сейчас строить наши ряда, должны организовать массы для победоносного осуществления пя­тилетки.

Переходя к отдельным конкрет­ным задачам, укажу лишь на самые боевые участки хозяйственного фронта на 1931 год. Вот эти участки:

Первое — топливо и металл. От успешного выполнения топливной программы этого года зависит осу­ществление производственной про­граммы в целом и прежде всего программы металла. А теперь, в связи с развертывающейся инду­стриализацией страны, потребность в увеличенном производстве метал­ла особенно быстро растет. Сокра­щение топливных запасов и вместе с тем огромный рост потребности в топливе делает безусловное выпол­нение в срок программ по топливу нашей первейшей задачей. Наряду с этим необходима максимальная экономия в расходовании топлива, а также жесткая экономия в рас­ходовании металла.

Второе —транспорт. В 1931 году предстоит огромное увеличение работ всех видов транспорта и преж­де всего железнодорожного, вод­ного. В соответствии с мощным ро­стом продукции грузооборот дол­жен возрасти за один год почти 50 процентов. Наряду с увеличе­нием грузовых перевозок значитель­но поднимается пассажирское движение. Между тем, теперешнее по­ложение на транспорте нельзя при­знать удовлетворительным. Необхо­димо во что бы то ни стало добить­ся решительного перелома в рабо­те нашего транспорта, обеспечить ему должную поддержку со сторо­ны всех организаций рабочего клас­са и провести действительное улуч­шение организационного дела в этой ответственейшей области на­родного хозяйства. На транспорте так же, как и в топливной промыш­ленности, нельзя ни одного дня ми­риться с теперешним положении. Нужно добиться в кратчайший срок решительного сдвига и в том, и в другом деле.

Третье — весенняя посевная кам­пания. В этом году мы будем иметь второй большевистский сев. Под­готовка к нему началась. Как и в прошлом году, весенняя посевная кампания имеет не только огромное экономическое, но и большое поли­тическое значение. Подготовку к весенней кампании уже теперь нуж­но связать с подготовкой к убороч­ной кампании. Мы более или ме­нее уже научились организовывать посевные кампании. Если сейчас мы не будем терять времени, то без­условно сможем удовлетворительно подготовиться к весеннему севу. Но значительно большие трудности предстанут перед нами при проведе­нии уборочной кампании. Именно из-за недостатков уборочной кампа­нии прошлого года мы не полно­стью обеспечили себе результаты превосходного урожая, и это дол­жно нас научить тому, как надо го­товиться к уборочной кампании. В быстро растущем крупном сельскохозяйственном производстве совхо­зов и колхозов механические сред­ства — машины — приобретают крупнейшее значение. Это уже ска­залось на опыте посевной и убо­рочной кампаний. Но дело не толь­ко в своевременном и полном развертывании производства тракторов, комбайнов и других уборочных ма­шин, а производстве необходимых для них запасных частей, но также в правильной организации того и другого дела в целом. Время у нас для этого сейчас есть, не надо толь­ко терять ни одного драгоценно­го дня в проведении необходимой подготовки к весне и уборке.

Четвертое — снабжение. Вопрос о снабжении рабочих неразрывно связан с другими задачами народно­хозяйственного плана. К делу снаб­жения мы должны сейчас подойти, как к одному из важнейших усло­вий социалистического производства. У нас имеются достаточные предпосылки для дальнейшего улуч­шения снабжения рабочих в 1931 году. Это видно уже из того, что фонд промтоваров широкого по­требления с 11,5 миллиарда рублей в 1930 году возрастает до 14,6 мил­лиарда рублей в 1931 году, что вме­сте с ростом фонда сельскохозяй­ственных товаров должно увеличить розничный оборот на 25-30 процен­тов по сравнению с прошлым годом. Цифры говорят сами за себя. Два слова о положении с важнейшим продуктом питания — хлебом. Пар­тия и советская власть, на основе успехов совхозного и колхозного строительства добилась уже разреше­ния в основном зерновой проблемы, ход хлебозаготовок свидетельст­вует, что хлебом наша страна будет обеспечена. Если к январю 1930 года мы заготовили 894.000.000 пудов, то к январю 1931 года мы сумели заготовить уже 1.252.000,000 пудов. Таким образом, по сравне­нию с благоприятным в общему ходом заготовок прошлого года, мы имеем в этом году увеличение за­готовленного хлеба на 358.000.000 пудов. Впервые действительно зна­чительная доля в этих заготовках падает на совхозы и колхозы (око­ло 500.000.000 пудов). Нельзя не подчеркнуть успехов заготовитель­ной работы машинно-тракторных станций. Годовое задание по сдаче хлеба государству МТС выполнили уже на 122 процента. В этом году мы расширили экспорт хлеба, что имеет большое значение для вво­за необходимых нам машин и, в частности, тракторов и комбайнов. Однако, план хлебозаготовок еще не всецело выполнен и наша за­дача — довести его выполнение до конца.

Растут заготовки и по таким важ­нейшим для удовлетворения по­требности широких масс сельско­хозяйственным продуктам, как хло­пок и свекла. Заготовки хлопка к началу 1931 года уже превысили за­готовки всего предыдущего года. Несмотря на это, необходимо, все же, вести дальнейшую и самую упорную борьбу за выполнение плана заго­товок хлопка. Сильно возросли по сравнению с прошлым годом и заго­товки свеклы. Против заготовленной в прошлом году сахарной свеклы в количестве 6.038.000 тонн, в этом году мы заготовили уже 13.805.000 тонн. Следовательно, заготовки са­харной свеклы текущего года в два с лишним раза превышают заго­товки предыдущего года. Вместе с тем, мы не можем еще удовлетво­рить полностью растущей потреб­ности в продуктах животноводст­ва.

Если мы уже успешно разрешили в основном зерновую проблему, то этого еще нельзя сказать о про­блеме животноводства. Недостаток животноводческих продуктов (мяса масла, молока) будет еще доволь­но серьезно сказываться в течение некоторого времени. Но проведен­ные в 1930 году и намеченные на 1931 год мероприятия в этой обла­сти обеспечивают решительный сдвиг в этом деле. Это видно хотя бы из сопоставления роста пого­ловья скота в совхозах к весне 1931 года против весны 1930 года. Количество крупного рогатого ско­та в совхозах с 753.000 голов в 1930 - году уже к весне 1931 года выра­стет до 2,900.000; количество сви­ней в совхозах увеличивается со 160.000 до 1.690.000 голов и количе­ство овец должно возрасти с 2,5 миллиона голов до 5 миллионов. К осени же 1931 года поголовье скота в совхозах увеличится еще боль­ше. В нашей печати уже отмеча­лось, что совхозы всесоюзных жи­вотноводческих трестов к концу 1931 года будут занимать террито­рию общей площадью в 54.000.000 га., т. е. значительно больше всей территории такого государства, как Германия, или как Италия, Австрия н Дания, взятые вместе. Вместе с тем начинает быстро развиваться животноводческое дело в колхозах.

Одновременно задачи улучшения снабжения животноводческими про­дуктами требуют дальнейших мер по улучшению дела заготовок этих продуктов как в социалистической секторе, так и в единоличном кре­стьянском хозяйстве.

В третьем году пятилетки с особенной решительностью и энер­гией должен быть поставлен и разрешен вопрос о самой органи­зации снабжения. Партия и со­ветское правительство признали деятельность снабженческих орга­нов по мясу, овощам, да и всю организацию снабжения потреби­тельской кооперации неудовле­твори-тельной. Между тем от снабжения зависит очень многое при выполнении всего народно­хозяйственного плана. Поэтому задача коренного улучшения ра­боты кооперативно-снабженческих органов, задача неослабной и бес­пощадной борьбы с бюрократиз­мом в этих органах, не говоря уже о безусловном выкорчевыва­нии вредительских элементов, должна быть поставлена перед рабочим классом, как одна из бо­евых задач текущего дня.

Пятое—кадры. Если партия уже добилась серьезного сдвига в деле организации и подготовки новых технических кадров, то те­перь перед нами встала со всей остротой проблема рабочих кад­ров. Быстрый темп индустриали­зации страны, размах строитель­ства и колхозное движение при­вели не только к ликвидации без­работицы, но и остро уже в 1930 году поставили вопрос о недо­статке рабочей силы в ряде райо­нов. В 1931 году численность ра­бочих и служащих во всех отрас­лях нашего хозяйства и управ­ления возрастет на два с лишним миллиона. Отметьте, что и в преды­дущем году в наши предприя­тия влилось также около 2 мил­лионов новых рабочих и служа­щих. Таков темп роста так назы­ваемого наемного труда (прихо­дится, к сожалению, еще прибе­гать к таким словам, как „наем­ный труд” как это ни мало под­ходит к нашим теперешним усло­виям). Такой огромный и непрерыв­ный приток новых рабочих и слу­жащих требует соответствующе­го развертывания массовой орга­низационной и политико-воспитательной работы партии, профсою­зов, кооперации и всех государ­ственных органов. Недостатки здесь у нас еще очень велики, они дали себя знать еще в прош­лом году в связи с усилением текучести па предприятиях. И в 1931 году нужно непременно до­биться лучшей организации всего того дела.

В связи с этим надо решительнее поставить вопрос о механизации. Дело механизация име­ет прямое отношение и к сельскому хозяйству, и к про­мышленности и к транспорту и к строительству. Механизации в обработке земли уже да­ла свои большие результаты. В 1931 году мы вводим в сельское хозяйство новых тракторов, общей мощностью до 1.200.000 лошади­ных сил, и значительно увеличи­ваем количество сложных убороч­ных сельскохозяйственных ма­шин {комбайнов, молотилок). В железнодорожном транспорте гро­мадное значение для улучшения дела приобрел вопрос об автосцепке. В строительстве, особенно на Крупнейших работах, 6ез всемер­ного развития механизаций работ мы не обеспечим нужных нам темпов. В погрузочно-разгрузочных работах, на лесоразработках и т. д. механизация также имеет крупнейшее значение. Наконец, развитие таких отраслей промыш­ленности, как уголь, торф, руда и т. д., во многих случаях прямо упирается в механизацию. По­этому принятые прошлой осенью партийные и советские решения в отношении угольной промыш­ленности Донбасса имели весьма важное значение! Правда, произ­водственные задания по углю в Донбассе за истекшие месяцы не были выполнены полностью. Недо­статки хозяйственного руковод­ства в прошлом, и при том за целый ряд лет, до сих пор ещё сильно дают себя чувствовать. Однако, совершенно ясно, что без разрешения поставленной уже на 1931 год в народно-хозяйственном плане задачи о механизации до­бычи угля в Донбассе не менее, чем на 80 проц., нельзя выполнить производственную программу по углю. А она должна быть выпол­нена во что бы то ни стало. При­мер с Донбассом ярко показывает, что проблема механизации встала в порядок дня, как одно из важ­нейших условий быстрого даль­нейшего подъёма народного хо­зяйства.

Шестое—себестоимость. Сниже­ние себестоимости промышленной продукции, а также строительст­ва и перевозок, не может не сто­ять в центре наших хозяйствен­ых задач. Обеспечить снижение себестоимости промышленной продукции по ВСНХ на 10 процентов, по Наркомснабу - на 11 процентов и по строительству—на 12 про­центов—таковы задания на этом боевом участке третьего года пя­тилетки. Драться за выполнение этих заданий, решительно устра­нять все, что этому мешает, и создавать предпосылки для безу­словного выполнения плана, не только не снижая качества про­дукции, а всемерно заботясь о его повышении, одна из самых основ­ных большевистских обязанностей настоящего года. Тем решитель­нее мы должны вести борьбу за безусловное выполнение наших задач на боевых участках хозяй­ственного фронта, что в первую очередь от этого будет зависеть выполнение основной задачи: пя­тилетка—в четыре года.

II. О ГОСАППАРАТЕ И НЕДОСТАТКАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЫ

НОВЫЕ ЗАДАЧИ И БОРЬБА С НЕДОСТАТКАМИ ПЛАНИРОВАНИЯ

Надо подчеркнуть два основных недостатка в нашей хозяйственной работе: во-первых, в области пла­нирования и во-вторых, в области исполнения. Последнее особенно важно. Начну с недостатков плани­ровании. Поскольку социалистиче­ский сектор в народном хозяйстве занял уже явно господствующую роль, поскольку мы уже вступили в период социализма, — вопрос о планировании всего нашего хозяй­ства приобретает новое значение. Конкретно, это можно показать на ряде примеров, взятых из предлагаемых на ваше утверждение конт­рольных цифр на 1931 год. В самом деле, даже в заголовок представ­ленного на ваше решение первого пункта порядка дня внесено изме­нение по сравнению с прошлым. Раньше годовые задания по народ­ному хозяйству мы называли про­сто контрольными цифрами, теперь же называем народно-хозяйственным планом. Уже одно это под­черкивает рост элементов планово­сти в нашем народном хозяйстве в целом. И, действи-тельно, теперь ме­тоды планирования, применявшие­ся в промышленности, мы в извест­ной и все возрастающей мере пере­носим и на сельское хозяйство, что стало возможные лишь благодаря крупнейшим успехам социалистиче­ского производства сельского хо­зяйства.

Дальше. До настоящего года ЦИК утверждал только государст­венный бюджет, а теперь на ваше утверждение представляется кроме того финансовый план в целом. Это тоже показатель развития планово­сти в вашей хозяйственной жизни. Наконец, характерной чертой на­родно-хозяйственного плана (конт­рольных цифр) на 1931 год является наличие действительно крупных ре­зервов как по бюджету, так и по некоторым другим статьям, в том числе наличие специальных резер­вов капитального строительства. Образование резервов увеличивает предпосылки для проведения дейст­вительного гибкого планирования и, следовательно, обеспечивает воз­мож-ность необходимых хозяйствен­ных маневров в течение года. В связи с этим мы предъявляем те­перь новые требования и к аппара­ту планирования. Прежний аппарат сыграл большую роль в своей области. В условиях же развернувшейся в последние годы обостренной классовой борьбы вскрылись, одна­ко, с особой силой его недостатки. Заключались эти недостатки преж­де всего в том, что в органах пла­нирования был слишком мал удель­ный вес коммунистических кадров, владеющих марксистским методом, хозяйственных работников, про­шедших основательную практиче­скую школу работы в советских условиях. Между тем без радикаль­ного усиления и обновления аппа­рата планирования за счет новых элементов, за счет коммунистиче­ских кадров и действительно пре­данных рабочему классу беспартий­ных специалистов, и особенно без привлечения в аппарат планирова­ния значительного слоя молодых сил, прошедших хорошую практи­ческую, хозяйственную школу и школу теоретической учебы, нельзя обеспечить нужные в современных условиях большевистские темпы в методы работы планирующих орга­нов. Факты разоблачения вреди­тельской работы, в том числе и в органах планирования, достаточно определенно это подчеркивают. На­ша первоочередная неотложная за­дача — по-новому сверху донизу развернуть работу аппарата плани­рования, обновив его кадры, укре­пив его партийными силами и пре­данными советскому строю бес­партийными работниками.

В деле планирования, как и во всем социалистическом строитель­стве, громадную роль играет уча­стие масс, прежде всего рабочих и колхозников. Пример инициативы рабочих в организации встречных промфинпланов на фабриках и за­водах, а также в совхозах и колхо­зах, является лучшим показателем творческого под`ема миллионов тру­дящихся, строящих социализм. Только опираясь на рабочих и на всю практическую работу наших организаций, органы планирования смогут по-настоящему вскрывать и применять на деле те конкретные возможности, которыми может рас­полагать рабочий класс, все более повышая в своих интересах использование внутренних ресурсов хо­зяйства. А известно, что вопрос о насаждении этих внутренних ресур­сов и лучшем использовании их в интересах социалис-тического строи­тельства имеет для нас исключи­тельно важное значение. Разумеет­ся, и в деле планирования, как и в хозяйственном руководстве, решаю­щая роль остается за партией. Только благодаря вмешательству партии в свое время был устранен ряд крупнейших недостатков наше­го планирования, была обезвреже­на не одна попытка вредителей по­дорвать социалистическое хозяй­ство. Укрепление и перестройка аппарата планирования сверху до­низу, при опоре на растущую ак­тивность рабочих масс и наших организации, обеспечат нам новые крупнейшие успехи в плановом раз­витии социалистического хозяй­ства

0 ПРОВЕРКЕ ИСПОЛНЕНИЯ И БОРЬБЕ С БЮРОКРАТИЗМОМ

Еще большее значение имеет сей­час вопрос о недостатках исполне­ния в области фактического испол­нения решений партии и правитель­ства госорганами у нас всего боль­ше недостатков и прямо болячек. Поэтому вопрос об исполнении подводит нас сейчас к вопросу о работе госаппарата в целом. Это не узкопрактический вопрос, это вопрос большой политической важ­ности. Задачи советов, задачи всего госаппарата заключаются прежде всего в осуществлении большевист­ских темпов социалистического строительства

Линия партии и линия советов — одна линия. Необходимо на практи­ке обеспечить максимальное един­ство работы партии и советов, не­обходимо устранить имевшиеся в этой области недостатки, необходи­мо, чтобы госорганы на деле про­водили большевистскую линию без право и «лево» - оппортунистических ее извращений. Особенно нужно ударить по правому оппор­тунизму в практике советской ра­боты, так как правый оппортунизм представляет собой наиболее яркое и в данных условиях наиболее опасное выражение буржуазно-кулацкого влияния на наши ряды В данный период работу советов определяет принятая партией и со­ветской властью линия -развернутого социалистического наступления против капиталистических элемен­тов. Осуществление этой политики наступления по всему фронту на­талкивается на бешеное сопротивле­ние остатков капитализма — кула­ков и нэпманов, буржуазной интеллигенции — на сопротивление их на разных участках нашей работы и при этом в самых разнообразных фор­мах. Организовать отпор сопротив­лению наших классовых врагов и развернуть под ленинским знаме­нем партии такую борьбу, которая бы обеспечила победоносное развертывание социалистического наступления — такова основная поли­тическая задача советов. Чем ус­пешнее советы будут проводить эту линию, тем выше поднимется роль советов в социалистическом строительстве.

Поднять роль советов в проведе­нии большевистской линии на прак­тике — одна из важнейших задач настоящего момента. Все это тре­бует усиления борьбы с классово- чуждыми влияниями в госаппарате, чистка госорганов от классово- враждебных элементов была необ­ходима, от этого мы не можем от­казываться и впредь. Однако, борьба с чуждыми пролетариату клас­совыми влияниями в госаппарате не сводится только к чистке, — это гораздо более сложная задача. Для того, чтобы на деле развернуть борьбу с чуждыми пролетариату влияниями, необходимо усилить ра­боту по трем направлениям: а) по беспощадному и безусловному вы­корчевыванию вредительства и всяких других контрреволюцион­ных вылазок ваших врагов; 6) по борьбе с бюрократизмов вместе со всеми его «приложениями» —- воло­китой, формально-бездушным от­ношением к делу с отрывом от масс и в) по борьбе с оппортунизмом во всех его разновидностях.

О необходимости усиления борь­бы с контрреволюционным вреди­тельствам в госаппарате вряд ли нужно распространяться. Факты последнего периода настолько по­казательны и вместе с тем настоль­ко широко известны, что должны способствовать поднятию классовой бдительности наших руководящих кадров в госорганах и усилению ор­ганизованного участия рабочих в борьбе с такого рода явлениями. Шахтенское дело оказалось еще недостаточным для того, чтобы встряхнуть некоторых наших ра­ботников. Надо думать, что про­цесс «промпартии», данные о вре­дительстве кулацко-эсеровских иде­ологов типа Кондратьева, Чаянова и меньшевистских лидеров типа Громана - Суханова, действовавших в блоке с «промпартией», послужат достаточным толчком к тому, чтобы по-настоящему обеспечить дело борьбы со всеми и всякими попыт­ками контрреволюционных вредите­лей подорвать нашу работу.

Известны всем факты вреди­тельства в области снабжения с особенной остротой подчеркнули и основные недостатки нашего ап­парата. Не будь того бюрократиз­ма в органах снабжения и коопе­рации, примеры которого так хо­рошо всем известны, вредители не могли бы нанести нам ряда чувствительных ударов в снаб­женческом деле. У нас достаточно примеров того, как бюрократические способы работы в госорганах облегчали вредителям проведение некоторых их преступных планов. Все это говорит за то, что вопрос об усилении борьбы с бюрократизмом приобрел теперь актуальнейшее значение. Эту борь­бу мы ведем уже не первый год и несомненно добились известных результатов. Однако, достигнутое не может нас удовлетворить. Ле­нин учил тому, что борьба с бю­рократизмом—дело трудное и весь­ма длительное, что к делу борьбы с бюрократизмом в госорганах мы будем подходить не раз, с новым и новым опытом, борясь за это дело с той или иной новой сто­роны. При этом надо помнить, что по-настоящему борьбу с бюрокра­тизмом можно развернуть лишь на основе действительного и ши­рочайшего вовлечения рабоче-кре­стьянских масс в управление. Никто не может отрицать того, что. в этом отношении мы имеем уже крупные успехи. Но эти ус­пехи все еще совершенно недоста­точны, Усиление борьбы с бюро­кратизмом особенно теперь дик­туется нам всей обстановкой. Хо­зяйственные задачи 1931 года на­столько грандиозны, что осуще­ствление их возможно лишь при условии, если весь наш аппарат управления будет работать зна­чительно лучше, следовательно, если борьба с бюрократическими извращениями в госаппарате бу­дет намного усилена.

Важнейшим делом борьбы с бюрократизмом должна стать проверка фактического исполнения. На основе проверки фактического исполнения мы должны добиваться от госаппарата решительного поворота от различного рода формально- чиновьичих методов ра­боты к живому практическому де­лу. Поднять дело исполнения—это означает прежде всего вплотную заняться действительно живым делом, заняться действительно борьбой с бюрократизмом. Все это требует усиления на деле борьбы

с оппортунизмом в практике со­ветской работы. Нельзя забывать также, что характернейшей чер­той оппортунизма является при­миренческое отношение к бюро­кратизму и мелкобуржуазная пас­сивность в вопросах борьбы с контрреволюционным вредитель­ством. Усиление борьбы с оппор­тунистическими извращениями требует в данных условиях осо­бой настойчивости в деле борьбы с правым оппортунизмом в руководивших органах советов. Необхо­димость усиления борьбы с недостатками в государственных, в том числе и в хозяйственных, ор­ганах потребовала от правитель­ства принятия специальных мер.

Я остановлюсь только на одном из последних решений Союзного ЦИК'а и Совнаркома—на органи­зации комиссии исполнения при Совнаркоме. Мотивы создания ко­миссии исполнения указаны в декрете. ЦИК и Совнарком Союза руководствовались при принятии этого решения указанием Ленина о том, чтобы „центр тяжести пе­ренести на подбор людей, на проверку фактического исполне­ния". Ленин многократно указы­вал, что дело фактической про­верки исполнения имеет важ­нейшее значение для работы госорганов. Ленин не раз подчерки­вал, что при правильной, прове­ренной революционным опытом политике, центр тяжести практи­ческой работы должен сосредото­чиваться на проверке исполнения. Вести повседневную борьбу с бю­рократическими извращениями в учреждениях, не допускать под­мены живого дела нагроможде­нием бумажных постановлений, проверять на деле работу спе­циалистов и всего аппарата и са­мому по существу овладевать по­рученным делом—в этом теперь и заключается первейшая обя­занность руководства в государ­ственном аппарате. В этом отно­шении комиссия исполнения дол­жна сыграть крупнейшую роль. Очевидно, что соответствующие органы возникнут при Совнарко­мах союзных в автономных рес­публик, а также при крайиспол­комах.

Основным органом, на который будет опираться комиссия испол­нения, будет РКИ. Роль РКИ в деле борьбы с бюрократизмом и вообще в деле борьбы с недостат­ками работы госорганов теперь не только не уменьшается, но, наоборот, должна значительно возрасти, Комиссия исполнения должна обеспечить еще более всей работой Совнаркома и Сове­та Труда и Обороны. Участие в комиссии исполнения представи­телей ЦК ВКП (б), а также ВЦСПС и Колхозцентра еще бо­лее свяжет работу РКИ с рабо­той партийных, профессиональ­ных и колхозных организаций, благодаря этому, живое руковод­ство работой государственных, хозяйственных и других органов должно значительно подняться и тем самым можно будет добиться укрепления дисциплины в совет­ском аппарате по всей линии. На проверке исполнения мы должны теперь заострить внимание всех наших учреждений и организа­ций.

Для того, чтобы конкретнее определить задачи комиссии ис­полнения, я приведу несколько примеров. В самом деле, какими, примерно, вопросами комиссия исполнения должна заняться в ближайшее время! Вот первый пример. Одной из важнейших ди­ректив партии в советской вла­сти за последний период было решение о создания второй метал­лургической базы СССР, решение об организации металлургической базы в Урало-Кузнецком районе. Очевидно, что выполнение этой громадной задачи дало не легкое. Очевидно также, что нужен бди­тельный контроль за выполнением принятых по этому вопросу реше­ний. Нельзя, к сожалению, сомне­ваться и в том, что для быстрого продвижения дела организации новой металлургической базы ну­жно будет преодолеть немало бю­рократических преград в работе наших учреждений. Надо думать, что работа комиссии исполнения по проверке того, как проводятся решения о создании новой метал­лургической базы на востоке, бу­дет иметь немалое значение.

Другим примером могло бы быть такое дело, как производ­ство запасных частей для тракто­ров и других сельскохозяйствен­ных машин. В связи с приближа­ющейся весенней посевной кам­панией этот вопрос весьма актуа­лен. Известно также, что с про­изводством запасных частей в прошлом году дело обстояло из рук вон плохо. Теперь примене­ние тракторов в нашем сельском хозяйстве быстро растет, вводят­ся тысячи комбайнов. Нужно до­биться, чтобы наши тракторы и ком­байны не стояли без дела в нуж­ный момент, как это нередко у нас бывает, особенно из-за отсут­ствия необходимых запасных ча­стей. Надо также добиться луч­шего, более бережного и внима­тельного обращения с машинами. С преступно небрежным отноше­нием к тракторам, комбайнам и молотилкам пора решительно по­кончить. Проверка всей организа­ции производства запасных ча­стей для тракторов должна, мне кажется, стоять в числе ближай­ших задач комиссии исполнения. Работа комиссии исполнения мо­жет здесь иметь большое значе­ние как для весенней посевной, так и для последующей убороч­ной кампании.

Еще один пример. В 1931 году мы вкладываем в рабочее жилищ­ное строительство свыше 1 мил­лиарда рублей, повышая соответ­ствующие ассигнования, по срав­нению с прошлым годом, больше чем в два раза. Почему бы по­-настоящему не проверить, как идет дело жилищного строитель­ства для рабочих, почему бы не добиться в этой области больше­го порядка и большего внимания к нуждам рабочих? 0бъединение работы РКИ с работой профессио­нальных и партийных организа­ций в таком деле может иметь очень большое значение. Подоб­ные вопросы заслуживают того, чтобы комиссия исполнения по­скорее за них взялась. А сколько еще таких практических задач, в отношении которых имеется до­статочное количество решений, но наблюдается совершенно недоста­точное внимание к проверке ис­полнения этих решений? Нечего доказывать, что у комиссии ис­полнения непочатый край работы. Усиление внимания задачам ис­полнения должно со всей остро­той поставить проблему о рабо­те коммунистов - руководителей госорганов. Нередко здесь и ком­мунисты оказываются не на вы­соте задач борьбы с бюрократи­ческими извращениями в госаппа­рате. К сожалению, у нас есть еще и такие работники, которые только по названию являются ру­ководителями своего дела, но не вникают по-настоящему в суще­ство своей работы. Между тем, теперь, в период обострения клас­совой борьбы, в период, когда классовый враг готов на все и всякие, самые озлобленные, при­емы борьбы для срыва нашего строительства, с таким положе­нием мириться никоим образом нельзя. Нельзя мириться с таки­ми фактами, когда коммунист- руководитель, проработавший дол­гое время на ответственном пом­ету. не стремится овладеть де­лом, не вникает сам в сущность своей работы и поэтому на деле является беспомощным в проверке работы буржуазных специали­стов и вообще в проверке работы своего аппарата. Особенно теперь нужно повести борьбу с бюрокра­тическими приемами работы, с формальным штемпелеванием ра­боты других людей, нередко к то­му же пришедших из чуждой ра­бочему классу среды, повести борьбу с нежеланием упорной ра­ботой над собой добиться овла­дения порученным партией и советской властью делом. Ударение, которое мы делаем теперь на про­верке фактического исполнения, поможет нам развернуть борьбу с этими недопустимыми явлениями.

За последние два года мы доби­лись решительного сдвига в воп­росе о подготовке пролетарских кадров для всех отраслей социа­листического строительства. Без этого мы не могли бы обеспечить необходимым руководством важ­нейшие отрасли растущего социалистического строительства., вливающиеся уже сейчас в наше хозяйство каждый год тысячи и десятки тысяч новых специали­стов дадут нам основные кад­ры руководителей хозяйственным строительством и дру­гими отраслями управления. Большое значение имеет также привлечение иностранных специалистов, особенно с большим техническим и научным опытом Участие иностранных специалистов в нашем строительстве принесло нам уже немало пользы. Рабочие СССР не могут не быть благодарными тем работникам- иностранцам, которые честно и активно участвуют в нашем хо­зяйственном строительстве. Одна­ко, наряду с этим мы имеем так­же примеры плохой работы и не­допустимого поведения отдельных иностранных специалистов. Дело руководства гигантски рас­тущим хозяйственным строи­тельством связано с огром­ными трудностями. Поэтому от руководителей этим делом, как от коммунистов, так и бес­партийных работников, мы должны требовать упорной работы над со­бой и над овладением порученным делом. При этом от коммуни­стических руководителей наших учреждений требуется, чтобы они умели укреплять свою связь с массами, умели организовать ра­стущую активность среди рабочих и направлять ее на разрешение важнейших задач. Развертывание культурного строительства соз­дает новые благоприятные пред­посылки для дальнейшего подъёма культурного уровня рабочих и крестьянских масс. Это, в свою очередь, обеспечивает в дальней­шем еще более крупные успехи строительства социализма,

В деле расширения материальной базы культурного строитель­ства мы в 1931 году сделаем новый крупный шаг вперед: 6,5 мил­лиарда рублей направляется по руслу финансирование культур­ного строительства и подготовки кадров. Вместе с ростом успехов хозяйственного строительства и вовлечения все новых миллионов трудящихся в дело строительст­ва социализма растет новая, со­циалистическая культура. Выпол­нение задач народно-хозяйствен­ного плана на 1931 год будет ог­ромным шагом вперед в развитии социалистической культуры в нашей стране во всех многообраз­ных национальных формах этой культуры.

III. О МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ

МИРОВОЙ КРИЗИС И НАРАСТАНИЕ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В КАПИТАЛИ­СТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

Выполнение задач социалисти­ческого строительства нельзя оторвать от международной об­становки, в которой мы будем жить в настоящем году. Основной предпосылкой для этого является сохранение мира, обеспечение мирных условий для развития СССР. Рабочий класс нашей стра­ны сейчас поглощен задачами хозяйственного строительства, организацией сил для завершения построения фундамента социали­стической экономики. Главное стремление трудящихся СССР заключается в том, чтобы еще больше отдаться делу мирного хозяйственного строительства, делу создания на социалистиче­ской основе лучших материаль­ных и культурных условий своей жизни. Непоколебимо уверенный в своей победе рабочий класс Советского союза больше, всего нуждается в том, чтобы на­падение внешних сил, сил империализма, не нарушило хода гигантски разверты­вающегося строительства со­циализма. Но мы знаем, что СССР находится в капиталистическом окружении и должен считаться с тем, что осуществление его ве­ликих задач происходит в усло­виях нарастающей неустойчиво­сти в международных отношени­ях. Это с неизбежностью вытека­ет из условий теперешнего пери­ода развития капитализма.

Мировой экономический кризис лишь обострил противоречия в капиталистической системе и привел к усилению неустойчиво­сти как внутри капиталистиче­ских стран, так и в отношениях между ними. Глубочайший эконо­мический кризис уже второй год определяет развитие этих стран. Показателем нарастания неу­стойчи-вости международной об­становки является тот факт, что, по прошествии более чем года с начала кризиса в САСШ не толь­ко не приостановилось дальней­шее углубление мирового кризи­са, но оно сопровождается в от­дельных странах/ нарастанием элементов политического кризиса. Если год тому назад немалое ко­личество буржуазных экономи­стов и политиков отрицало на­чавшийся экономический кризис, то теперь факт мирового кризиса, захватившего, хотя и в разной мере, все капиталистические стра­ны и, в первую очередь, такие, как САСШ., Англия и Германия,— никто не отрицает.

Ввиде исключения, впрочем, и те­перь можно слышать голоса, стре­мящиеся, например, по случаю нового года, ободрить себя и дру­гих тем, что наконец-то, будто бы, уже наступил перелом—перелом от углубления кризиса к эконо­мическому под`ему. Однако, эти заявления явно продиктованы мо­тивами политического характера и ни для кого не могут быть сей­час убедительными. Более того, мы имеем полное основание ут­верждать, что низшей своей точки падения мировой кризис еще не достиг, что кризис продолжает еще углубляться, что те страны, которые, как например Франция, еще сравнительно слабо подверг­лись воздействию мирового кри­зиса. все больше скатываются на кризисную дорожку вместе с дру­гими государствами. Не надо быть пророком, чтобы сказать, что низ­шая точка падения мирового эко­номического кризиса наступит только в 1931 году.

При неуклонном росте безрабо­тицы в течение всего прошлого года и при том обострении в по­ложении безработных, которое имеется сейчас, никакие статьи и речи не могут убедить рабочих капиталистических стран в том, что кризис уже начал проходить. Пока что все говорят за обратный вывод. Все больше падает ми­ровая экономическая конъюнктура и все больше увеличиваются, достигая невиданных размеров, бедствия безработицы. К началу настоящего года в капиталистиче­ских странах имеется уже до 30.000.000 безработных. Эти цифры говорят сами за себя. От них неку­да уйти. По некоторым подсчетам, в САСШ уже до 10.000.000 безра­ботных. Даже по официальным, явно преуменьшенным, данным, в Германии количество безработных за прошлый год поднялось на 1.000.000 человек, а именно с 3.300.000 до 4.000.000. В Великобри­тании за год (с октября 1929 года по октябрь 1930 года) количество безработных, по официальным данным, поднялось с 1.270.000 до 2.308.000. Следовательно, и здесь количество безработных, даже по этим, явно преуменьшенным дан­ным, выросло более, чем на 1.000.000 в течение года. Это ведет к край­нему ухудшению положения ра­бочих масс. В свою очередь, это обостряет внутренние противоре­чия и неизбежно вызывает новые и новые классовые конфликты. Примером этого в последние дни являются такие конфликты, как в Руре, Южном Уэльсе и т. д.

ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ

Мировой экономический кризис неизбежно также ведет к обостре­нию междугосударственных про­тиворечий. Это находит свое вы­ражение в нарастании неустой-

чивости международной обстановки. Но может ли быть иначе? Изве­стно, что устойчивость междуна­родных отношений в Европе свя­зана прежде всего с проведением плана Юнга, накладывающего ог­ромные тяжести платежей на по­бежденную Германию. Но план Юнга, как и вся совокупность по­слевоенных договоров между ка­питалистическими государствами Европы, именно сейчас пережива­ет особенно критический для се­бя период. Для этого имеются свои серьезные основания. Влия­ние мирового экономического кри­зиса еще больше увеличивает тя­жесть репарационных платежей Германии, которые вытекают для нее из плана Юнга. Так эко-номи­сты, например тов. Варга, подсчитывают, что вследствие вызванного кризисом падения цен, тяготы Германии, будучи выражены в товарах, уже теперь увеличива­ются на 15 проц, по сравнению с тем периодом, когда принимался план Юнга. Такое положение не может не увеличивать неустойчи­вости в отношениях между евро­пейскими странами, поскольку эти отношения покоятся на выпол­нении послевоенных договоров.

Возьмем другой вопрос—об Индии. В теперешних усло­виях проблема в Индии имеет ог­ромное значение для мирово­го социально - экономического развития. Однако, насколько ус­пешно разрешается эта проблема? Во всяком случае, происходящее теперь топтание вокруг „круглого стола"—не продвигает вперед раз­решения индийской проблемы, а это также не может не вести к нарастанию неустойчивости в международных отношениях.

Или возьмите пример с международной экономической конференцией, заседавшей в ноябре прошлого года в Женеве нельзя не интересоваться результатами работы подобных конференций Однако, результатов то у этой конференции и не оказалось. По- сколько-нибудь существенным во­просам участники этой конферен­ции—делегаты многих стран—так и не могли ни до чего догово­риться. Никакого согласования действий для урегулирования меж­дународной экономической жизни на этой конференций достигнуто не было, удалось согласовать лишь резолюцию, в которой констати­ровалось, что не удалось ничего согласовать...

При таких результатах работы по урегулированию международ­ных экономических отношений, нельзя избавиться от нарастания неустойчивости экономических и политических в международных отношениях. А нарастание этой неустойчивости чревато больши­ми опасностями для дела мира. Подобные факты лишь отражают происходящее теперь обострение борьбы вокруг вопроса о пере­смотре послевоенных договоров. Если прибавить к этому, что, несмотря на мировой кризис, военная промышленность таких стран, как Франция и Поль­ша, неуклонно развертывается и выпускает все большие количества военного вооружения, то ста­нут яснее все опасности для дела мира и все неожиданности для существующих мирных отноше­ний между государствами, кото­рые таит в себе теперешняя международная обстановка.

ОТНОШЕНИЕ СССР С ДРУГИМИ СТРАНАМИ И БОРЬБА ЗА МИР

Переходя к вопросу о наших, отношениях с другими государ­ствами, остановлюсь, прежде все­го на внешней торговле. Можно констатировать, что за истекший год наша внешняя торговля,—как экспорт, так и импорт,—продол­жала развиваться, а на 1931 год мы намечаем дальнейший рост нашей торговли с другими государст-вами. И здесь наше поло­жение совершенно не похоже на положение большинства других государств. В то время, как внеш­няя торговля даже в самых круп­ных капиталистических государ­ствах за прошлый год значительно уменьшилась в своих размерах, СССР шел и здесь по противоположному пути. Очевидно, здесь имело значение и то обсто­ятельство, что капиталисты, тор­гующие с СССР, не встречаются у нас с такими фактами, как бан­кротство тех, с кем торгуют. Между тем, в других странах ко­личество банкротств за последний год возросло до огромных разме­ров, а условия развития внешней торговли в целом, как общее пра­вило, значительно ухудшилось.

Отмечая рост нашей внешней торговли в целом, приходится вместе с тем указать на то, что с отдельными странами развитие нашей внешней торговли не могло идти в истекшем году нормальным порядком. В тех случаях, когда под диктовку наиболее агрессивных сил против нас принимались специальные меры, меры явно враждебного ха­рактера, конечно, нельзя было рассчитывать на развитие внешне­торговых отношений. Когда, вме­сто создания нормальных кредит­ных условий, принимались спе­циальные враждебные меры в от­ношении советского экспорта, это не могло не отражаться и на со­кращении нашего импорта из этих стран. Как, например, может развиваться наша внешняя тор­говля с Финляндией, где за по­следнее время стали учащаться хулиганские нападения на ма­газины, торгующие советской продукцией?

Впрочем, не только для нашей торговли в Финляндии не было за последнее время нормаль­ных условий. Там происхо­дят и другие вещи, с пер­вого взгляда, как будто не сов­сем понятные. Например, прежде чем выставить свою кандидатуру на пост президента, там иногда приходится предварительно уча­ствовать в довольно занятных приключениях, вроде похищения... лапуасами, или как их там называют хапуасами. Интересно, что не только кандидат в президенты оказался участником этих стран­ных приключений, но в этом уча­ствовали, правда, совсем с дру­гой стороны — и начальник генерального штаба финляндской армии. Ведь и этот факт кон­статирован в официальных заявле­ниях финляндских властей. Как же после этого ожидать нормальных условий для развития советской торговли с Финляндией, где проис­ходят столь занятные приключения?

Не везде, конечно, есть лапуасы, а это не значит, что во всех других странах имеются нормальные усло­вия для развития нашей внешней торговли с другими странами: но, наряду с этим следует сказать, что с большинством иностранных государств у нас, в общем и целом, отношения развивались по нормаль­ному руслу. Я не хочу, перечислять сейчас тех стран, к которым это относится. Можно, во всяком случае сказать, что в общем и целом по нормальному руслу наши отношения развивались с Германией, Турцией, Италией, Англией, Японией, Бельгией, Афганистаном, Ав­стрией, Швецией, скандинав­скими и прибалтийскими стра­нами. Мы надеемся также на бла­гоприятное окончание советско-ки­тайской конференции, которая дол­жна довести до конца дело хаба­ровского соглашения.

Отмечая эти факты, мы не забы­ваем, что, тем не менее, наблюдают­ся в ряде стран новые и новые по­пытки развертывать антисоветские кампании, и при том по самым ис­кусственным поводам. Большее ко­личество антисоветских кампаний было связано с крестовым походом и кутеповщиной. За последнее время особенно большое значение приобрела кампания против мнимого «советского демпинга». Тут руково­дители этой последней кампании столь много кричащие о развале экономической жизни в СССР, впа­дают в явное противоречие, когда одновременно с этим вопят об опас­ностях мнимого «советского дем­пинга». Запутавшись в собственных противоречиях и желая собственные грехи свалить на других, можно, конечно, искать выхода в организа­ции антисоветских кампаний. Но для деловых людей, это может быть лишь свидетельством о бес­помощности инициаторов этих кам­паний и не больше. Политический же смысл, в этой гнусной кампании заключается в том же, в чем и поли­тический смысл других антисовет­ских кампаний. В этом —метод подготовка для таких антисоветских действий, которые ведут к ломке мирных отношений, к подрыву де­ла мира. Организация антисоветских кампаний за границей не что иное, как подготовка к нападению с целью срыва мирного социалисти­ческого строительства в нашей стра­не. Факты, кажется, уже достаточ­но показали, что тот, кто стоит во главе антисоветской кампании, тот вместе с тем является на деле и наиболее активным в подготовке интервенции против СССР, в подко­пе под дело мира. За последнее время при особенном усердии гос­под консерваторов в Англии раз­вертывается еще одна антисовет­ская кампания. Господа консервато­ры пытаются встать в позу защит­ника вольного труда против прину­дительного труда, якобы существу­ющего в СССР. Господа консервато­ры, известные не с сегодняшнего дня, как матерые рабовладельцы, особенно известные по этой части в колониях, упражняются сейчас в криках о принудительном труде в Советском союзе. Легко понять, что все это выглядит уже совсем не­убедительно! В самом деле, ведь, в СССР ликвидирована безработи­ца. Ну, не ясно ли после этого, что в СССР процветает при­нудительный труд! Другое дело в стране консерваторов и им подоб­ных: там, из месяца в месяц растут многотысячные колонии безработ­ных, там с каждым днем увеличива­ются кварталы голодных пролетарских семей, и без того обездолен­ных капиталистическим режимом, но за то есть «вольный» труд, а в СССР, наоборот - «принудитель­ный».

Зачем одно за другим доказа­тельства насчет принудительного труда в СССР? Ведь в СССР про­водился для всех рабочих 7-часо­вой рабочий день. Консерваторы же являются самыми ярыми защитни­ками тех порядков, которые ведут сейчас к дальнейшему увеличению до 10-12 часов и без того тяжелого рабочего дня. Не ясно ли, что СССР, с его 7-часовым рабочим днем — лучший пример «принудительного» труда для рабочих, а вот капиталистические страны — пример обрат­ному, пример «вольного» труда ра­бочих и работниц? Надо учесть, ведь, также и следующее: если бы не было в СССР «принудитель­ного» труда, разве могли бы разви­ваться с каждым днем социалисти­ческое соревнование и ударничест­во, встречный промфинплан и дру­гие методы высшей пролетарской активности? Но зато в других госу­дарствах, где рабочие не имеют права легальным путем защищать свои экономические нужды, — там «вольный» труд. Очевидно, так мо­гут рассуждать только те, которые насчет «вольного» труда и «прину­дительного» труда имеют другие понятия, чем рабочие. Ясно, что то, что для консерваторов является «вольным» трудом рабочих, сами рабочие признают не иначе, как ка­питалистическим ярмом для себя.

Особо остановлюсь на наших от­ношениях с Францией. Прежде все­го следует отметить, что со сторо­ны влиятельных французских кру­гов сделано, кажется, все для того, чтобы взгромоздить препятствия для развитая французско-советских торговых отношений, сделано слиш­ком многое для создания враждеб­ных отношений и для ликвидации внешней торговли между СССР и Францией. Одно издание декрета 3 октября говорит само за себя. Вслед за Францией по пути изда­ния такого же рода декретов по­шли, как известно, некоторые дру­гие государства, как, например, Бельгия и Румыния. Бросается в глаза при этом, что этим мероприя­тиям в указанных странах предше­ствовала поездка французского ми­нистра торговли Фландена в столи­цы как-раз именно этих государств.

С другой стороны, следует отме­тить, что после декрета советского правительства от 20 октября, напра­вленного в защиту нашей внешней торговли от враждебных действий некоторых иностранных государств, желающих следовать советам Фран­ции и антисоветским ограничитель­ным мероприятиям пока что не наш­лось. Как видно, не случайно и то обстоятельство, что до настоящего времени дух государств, принявших специальные мероприятия против советского экспорта, в общем сов­падает с французским военно-политическим блоком.

Нужны ли еще другие подтверж­дения того, что заинтересованные круги рассматривают французский декрет от 3 октября, изданный прежним правительством, не иначе, как один из подготовительных ан­тисоветских шагов для дальнейших еще более агрессивных действий в отношении СССР. Ясно, что тако­го рода шаги со стороны французского правительства не могут служить делу развития торговли меж­ду Францией и СССР, а также делу укрепления нормальных отношений между этими странами. Наконец, процесс «промпартии» не может ведь, считаться какой то случайностью. Несомненно, что он являет­ся результатом глубоких причин, действующих в сторону нарушения мира. Советское правительство не может с этим не считаться а пото­му принимает меры, необходимые для устранения препон к укрепле­нию мира. Нам остается ожидать, какую позицию займет в этих во­просах новое правительства Фран­ции. Мы предпочитаем в данном случае подождать, чем выступать с какими-либо пророчествами.

Интересы СССР прочным образом связаны с делом укрепления мир­ных международных отношений. Представители Советского прави­тельства в подготовительной ко­миссии по разоружению в достаточ­ной мере в, как «известно неодно­кратно, выявляли последовательную позицию СССР в деле укреп­ления мира. Однако, известно, что результаты работы подготовитель­ной комиссии по разоружению ни к какому разоружению не привели. Советские предложения, направлен­ные в сторону действительного ра­зоружения, или по крайней мере, реального сокращения вооружений, были комиссией отвергнуты. Подго­товительная комиссия наглядно показала, что господствующие на ми­ровой арене державы не только не хотят никакого уменьшения воору­жений, но параллельно с работой комиссии по разоружению всячески развертывали производство новых орудий войны; производство новых вооружений. Это заставляет СССР, как действительно последовательно­го сторонника мира, с еще большей бдительностью следить за шагами всех иностранных капиталистиче­ских кругов, политика которых явно противоречит интересам ук­репления мира в данных условиях. То внимание, которое в нашей стра­не уделяется таким вопросам, как народно-хозяйственный план, ярко свидетельствует об основной уста­новке советской власти, об установ­ке на развитие мирных отношений, с другими государствами.

Наша основная задача —осуще­ствление пятилетки в четыре года, К осуществлению этой задачи мы имеем все предпосылки внутри страны. Мы делаем вместе с тем все для того, чтобы не осуществи­лись цели тех, кто стремится нару­шить мир а помешать нам в осу­ществлении пятилетки в четыре года. На усиление агрессивности против СССР, на подготовку нападе­ния со стороны наиболее крайних империалистических кругов в ино­странных государствах, мы должны ответить полным выполнением на­меченного на 1931 год народно-хо­зяйственного плана и еще более настойчивыми шагами советского правительства для укрепления дела мира.

Успехи социалистического строи­тельства и укрепление обороноспо­собности Советского союза мы неразрывно связываем с дальнейшей борьбой за укрепление мира, за ук­репление мирных условий развития СССР и других стран. Мы твердо уверены в том, что чем успешнее мы будем продвигаться вперед по пути социалистического строитель­ства, по пути осуществления пяти­летки в четыре года, тем больше будет действительно укрепляться дело мира во всем мире. (Бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию).

Москва, 7 января. (По радио).

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости