I. ВОПРОСЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Товарищи! Контрольные цифры народного хозяйства Союзному ЦИК`у и Совнаркому приходится рассматривать уже в шестой раз. Первые контрольные цифры, как известно, были выработаны ещё для 1925 – 26 года. В дальнейшем от контрольных цифр на один год мы перешли не только к выработке, но и к осуществлению пятилетнего плана народного хозяйства. Теперь, на пороге третьего года пятилетки, мы подводим итоги первых двух лет и принимаем задания на 1931 год. Мне придется остановиться лишь на самых основных вопросах народно-хозяйственного плана на 1931 год, лишь на вопросах, определяющих политическую линию, так как кроме моего доклада, будет ещё доклад председателя Госплана Союза тов. Куйбышева, детализирующий хозяйственные задания и задачи на текущий год.
К ИТОГАМ ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ПЯТИЛЕТКИ
Начну с итогов первых двух лет пятилетки. Эти итоги особенно важны, ибо в течение истекшего периода мы впервые приступили к осуществлению единого на ряд лет, на пятилетие — плана народного хозяйства. Эти итоги являются, с одной стороны, проверкой нашего планирования и, с другой — проверкой имеющихся у рабочего класса сил и возможностей в осуществлении задач социалистического строительства. О результатах первых двух лет выполнения пятилетки лучше всего судить, сравнивая хозяйственные задания на этот период и фактическое их выполнение. В связи с этим я остановлюсь лишь на четырех моментах.
Во-первых, вопрос о народном доходе. По пятилетнему плану народный доход за истекшее двухлетие должен был возрасти до 58,3 миллиарда рублей. А что мы имеем в действительности? В действительности же за этот период народный доход в сопоставимом виде увеличился до 59,5 миллиарда рублей. Таким образом, на деле мы имеем превышение поставленных в пятилетием плане заданий по приросту народного дохода, достигающие 106 процентов пятилетнего плана. Во-вторых, валовая продукция промышленности. По пятилетнему плану промышленность ВСНХ за первые два года пятилетки должна была дать валовой продукции на 29,3 миллиарда рублей. А что мы имеем на деле? На деле валовая продукция промышленности ВСНХ за двухлетний период составила 30,5 миллиарда рублей. План выполнен здесь в размере 104 проц. В-третьих, капитальные вложения в основные фонды обобществленного сектора (промышленность, транспорт, совхозы, колхозы и т. д.) Вопрос о капитальных вложения имеет особое значение, так как капитальными вложениями предопределяется дальнейший рост народного хозяйства, т. е. дальнейший рост валовой продукции промышленности и при том не только промышленности. Как же выполнялись задания пятилетки по капитальным вложениям? Цифры показывают, что в место 12,7 миллиарда рублей, запроектированных планом, фактически капитальные вложения за двухлетний период достигли 13,8 миллиарда рублей. И здесь мы имеем перевыполнение пятилетнего плана, достигшего 109 процентов в пятилетке. Наконец, в-четвертых, государственный бюджет. Пятилеткой на первые два года государственный бюджет предусматривался в сумме 17 миллиардов рублей. Выполнено ли это задание? Не только выполнено, но и значительно перевыполнено. Бюджет за истекшее двухлетие составил 21 миллиард рублей, достигнув 124 процентов задания пятилетки.
Таковы важнейшие итоги выполнения пятилетки за первые два года. Они достаточно показательны для характеристики успехов в деле социалистической реконструкции народного хозяйства. На основе этих успехов, на основе всей борьбы рабочего класса за осуществление пятилетнего плана, мы получили огромнейшие сдвиги не только непосредственно в экономическом, но и в социальном развитии нашей страны. Особенно большое значение имеет то, что произошло за истекший период в деревне, наиболее отсталой области хозяйства. Поворот крестьянских масс к социализму, поворот середняка на путь коллективизации является фактом огромного исторического значения. Этот решающий для последнего периода факт в развитии нашей страны создал предпосылки для известного поворота в политике советской власти. Этот поворот заключался в том, что от политики ограничения капиталистических (кулацких) элементов в деревне мы перешли к политике ликвидации кулачества как класса. Произведенный Октябрьской революцией разгром капиталистов и помещиков завершается теперь ликвидацией кулачества как класса на основе сплошной коллективизации. После Октябрьского переворота — это важнейший шаг советской власти вперед. Строительство социализма на основе индустриализации страны и ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации — вот то, что определяет политику советской власти в настоящий период. Самый факт, что рабочий класс успешно осуществляет эту политику, говорит о победоносном продвижении вперед дела социализма.
Но если за первые два года пятилетки мы добились огромных успехов, то наряду с этим мы не должны забывать и о наличии крупных недостатков в нашей работе. Истекший хозяйственный год, а также только что закончившийся так называемый «особый квартал», т. е., три последних месяца 1930 года, подчеркивают эти основные недостатки нашей хозяйственной работы. Достаточно указать на то, что контрольные цифры на 1929-30 год и на особый квартал по приросту промышленной продукции далеко не целиком выполнены и, что не полностью выполненным оказалось также задание по снижению себестоимости. Недовыполнение производственной программы промышленности и задания по снижению себестоимости во втором году пятилетки и в особом квартале 1930 года произошло несмотря на величайший рост творческой активности рабочих масс, несмотря на все возрастающую организованность участия рабочих в хозяйственном строительстве. Причиной этого следует признать недочеты хозяйственного руководства, а именно — недостаточное умение действительно всегда быть во главе рабочих масс, опираться в деле строительства социализма на непрерывно растущую активность пролетариата и всех грудящихся. Правда, задание пятилетки о приросте промышленной продукции для 1929-30 года на 21 процент мы не только выполнили, но и перевыполнили, добившись прироста промышленной продукции, за этот год на 25 процентов но задания по плану контрольных цифр как в этой области, так и по ряду других показателей, оказались все- же не выполненными. Не допустить этого в текущем году — наша первейшая обязанность.
Перейду к задачам третьего года пятилетки к контрольным цифрам на 1931 год.
1931 ГОД—РЕШАЮЩИЙ ГОД В ДЕЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЯТИЛЕТКИ В ЧЕТЫРЕ ГОДА
Чтобы яснее представить хозяйственную картину 1931 года, мне придется по ряду основных элементов провести сравнение народно-хозяйственного плана на текущий год с результатами: предыдущего года. Для характеристики же роста народного хозяйства в целом, я остановлюсь только на двух вопросах: на народном доходе и на государственном бюджете.
О народном доходе. Какая же сумма прироста народного дохода предусматривается нами в 1931 году и какой прирост проектируется планом соответствующим данным за - прошлый год? Соответствующие данные показывают, что за 1930 год народный доход достиг суммы в 35 миллиардов рублей. Цифра достаточно солидная. Однако, в 1931 году народный доход, по плану, должен будет составить 49 миллиардов рублей, т. е. примерно ту же цифру, которая предполагалась для последнего года пятилетки. По сравнению с предыдущими годом прирост народного дохода дает увеличение на 39 процентов (кстати замечу, что до сих пор в наших официальных решениях мы из осторожности прибегали к формуле «не менее 35 процентов»), Любопытно сравнить эту цифру с данными «прироста народного дохода в дореволюционное время. Оказывается, за период с 1900 года по 1913 год, т, е. за целые 13 лет, прирост народного дохода в царской России достиг 39 процентов, или в среднем 2,6 процента за год. Следовательно, тот процент прироста народного дохода, который в царской России явился результатом развития народного хозяйства за 13 лет, в наше время должен произойти в течение одного года. Одно это сравнение показывает, на какую великую дорогу вышла наша страна. Но эту картину стоит дополнить еще одним штрихом. Сравним прирост народного дохода в СССР с приростом народного дохода в капиталистических странах. Соответствующие данные относительно САСШ, Англии и Германии за последние пять лет (1925 — 1929 г. г.) показывают, что в этих странах в среднем ежегодный прирост народного дохода составляет от трех до шести процентов. И это сравнение говорит явно не в пользу капитализма, а в пользу СССР.
Перейду к показателям роста нашего государственного бюджетам. Из года в год государственный бюджет Советского союза значительно возрастает. В этом году это возрастание должно быть особенно большим. Декабрьская (1929 г) сессия ЦИК'а государственный бюджет на 1929-30 год определила в 11,6 миллиарда рублей Теперь Совнарком представляет на ваше утверждение государственный бюджет в размере 21,7 миллиарда рублей, т. е. почти в два раза выше прошлогоднего, правда, со времени последней сессии ЦИК’а, благодаря работе, развернутой партией и советской властью в области хозяйственного строительства, первоначально запроектированный государственный бюджет в течение года значительно вырос и составил фактически 12,6 миллиарда рублей. Однако, и для 1931 года мы можем также с полной уверенностью рассчитывать не только на абсолютное выполнение заданий по государственному бюджету, но и на перевыполнение этих заданий. Сопоставление роста государственного бюджета с ростом народного хозяйства указывает также на то, что значительная доля прироста народного хозяйства проходит непосредственно через государственный бюджет и тем самым обеспечивается направление ее по основным линиям социалистического строительства,
Из приведенных основных данных народно-хозяйственного плана на 1931 год можно с полным основанием сделать следующий общий вывод: материальная база страны советов быстро и непрерывно растет, советская власть неуклонно крепнет. Значение этих данных станет особенно ясным, если проанализировать направление развития народного хозяйства СССР и установить, в какой мере рост народного дохода обеспечивает осуществление основной задачи — задачи индустриализации страны. Ответом на такой вопрос служат, прежде всего данные о капитальных вложениях в 1931 году мы будем иметь здесь новый гигантский шаг вперед. По сравнению с прошлым годом, когда капитальные вложения в обобществленный сектор (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) составляли 9.771.000.000 рублей, капитальные вложения настоящего года, составляющие сумму в 17.017.000.000 рублей, дают прирост на 74 процента. Этот процент прироста выше прошлых лет. Львиная доля капитальных вложений и теперь идет по линии промышленности. Всего в промышленность, вместе с электростанциями, в третьем году пятилетки вкладывается 7.465.000.000 рублей. Если же взять только вложения в капитальное строительство по промышленности, планируемой ВСНХ, то окажется, что из общей суммы этих вложений (5,5 миллиарда рублей) больше, чем 5 миллиардов идет на капитальное строительство по группе тяжелой промыш-ленности (группа «А»).
Примечание: В легкую индустрию, кроме вложений по линии ВСНХ идут вложения и по линии Наркомснаба.
Основные вложения по группе «А» идут на капитальное строительство по черной металлургии, металлообработке, топливу, химии, стройматериалам я т. д. Капитальные же вложения на электростроительство поднимаются с 450.000.000 до 900.000.000 рублей, т. е. возрастают в два раза. Эти цифры ярко характеризуют основное направление материальных ресурсов, производимое нашим государством. Народно-хозяйственный план на 1931 год предусматривает сосредоточение вкладываемых средств на скорейшем пуске в ход начатых ранее строительств. Это должно обеспечить пуск новых предприятий, мастерских и установок на важнейших участках промышленного строительства, и прежде всего по линии заложенных ранее заводов и цехов тяжелой индустрии. Не распыляя средств на закладывание большого количества новых предприятий, мы ставим своей задачей путем такого ускорения работ пустить в ход заканчиваемые в этом году новые строительства стоимостью не менее, чем в 4 миллиарда рублей. Чтобы представить, насколько значительна эта цифра, достаточно сказать, что она почти равна основному капиталу всей цензовой промышленности царской России в 1913 году. Возможность ускорения пуска нового строительства у нас имеется благодаря тем капитальным вложениям, которые мы сделали в прошлые годы. Это вместе с тем является одним из показателей огромных внутренних ресурсов, которыми мы располагаем и которые мы должны научиться гораздо лучше использовать.
Посмотрим теперь, как изменяется отношение между промышленным и непромышленным сектором по результатам производства, по продукции. Как известно, у нас не только промышленность, но и сельское хозяйство встали на путь быстрого подъёма. Однако, и здесь целиком сказывается гегемония промышленности. Если в 1931 году мы должны получить значительный прирост сельскохозяйственной продукции, то все-же намеченный контрольными цифрами прирост годовой промышленной продукции на 45 процентов внушительно говорит об успехах индустриализации в нашей стране. 45-процентный прирост промышленной продукции означает, что если в 1930 году мы имели двойную довоенную продукцию крупной промышленности, то в 1931 году мы будем иметь тройную довоенную продукцию.
Такими могучими темпами растет теперь наша индустрия. Если учесть, что 45 процентов годового прироста промышленной продукции в два раза превышают процент прироста промышленной продукции для третьего года пятилетки (где предусмотрен прирост только на 22 процента), то это означает, что выполнение предлагаемой на ваше утверждение производственной программы будет означать, что мы на деле пятилетку выполняем в четыре года.
Доля индустрии в общей годовой продукции промышленности и сельского хозяйства за 1931 год, по сравнению с прошлым годом, также вырастает. Если во втором году пятилетки удельный вес индустрии в валовой продукции всей промышленности и сельского хозяйства составлял 67 процентов, то в настоящем году он поднимается до 69 процентов. И этот пример, иллюстрируя быстроту роста советской индустрий, указывает, что большевистские темпы индустриализации в нашей стране осуществляются на деле. В конце концов именно этот факт — факт быстрой индустриализации страны — и определяет в основном успехи социалистической реконструкции народного хозяйства. Из этих фактов мы должны сделать вывод: нужно и впредь крепко держать большевистские темпы развертывания индустрии, нужно твердо идти вперед по этому пути, всемерно закрепляя успехи индустриализации. Наш курс на индустриализацию является курсом на социалистическую индустриализацию. Рост крупной индустрии при советском строе является основным элементом роста социализма. В строительстве социализма решающую роль играет индустрия, так как она представляет собою ту отрасль хозяйства, которая целиком подчинена плановому руководству государства и построена на высшей технической основе. С другой стороны, идет особенно быстрым темпом рост социалистических элементов во всем народном хозяйстве, поскольку за последнюю пару лет и сельское хозяйство стало быстро и бесповоротно переходить на рельсы крупного хозяйства, государственного и коллективного, базой которого все больше становится высокая машинная техника (тракторы, комбайны и др.) В результате, удельный вес социалистического сектора, все возрастающий в народном доходе в текущем году, поднимается значительно выше прошлогоднего, а именно — с 75 процентов в 1930 году он увеличивается до 82 процентов. В основных фондах доля социалистического сектора возрастает с 61 процента до 69.
Громадное значение, наконец, имеет то обстоятельство, что в 1931 году социалистический сектор сельского хозяйства достигнет абсолютного перевеса. На росте социалистических элементов в сельском хозяйстве необходимо остановиться особо. Если вся посевная площадь со 129.000.000 га должна подняться в 1931 году до 143.000.000 га (здесь, как и в ряде других случаев, цифры берутся с обычным округлением), то подавляющая часть этого прироста приходится на обобществленный сектор. Продолжая развёртывать работу по организации бедноты и по поддержке единоличного бедняцко-середняцкого крестьянского хозяйства, советская власть, ввиду поворота основных крестьянских масс на путь коллективизации, перенесла центр тяжести своей работы в деревне на поддержку колхозного движения. Здесь, в колхозном движении и строительстве совхозов, лежит самый глубокий корень советской власти в деревне. Колхозники действительно прочная и все растущая опора советской власти в деревне. К концу 1930 года в колхозы уже вошло 26 процентов всей массы крестьянских хозяйств. Колхозы сумели уже показать огромные преимущества перед единоличным крестьянским хозяйством. И по быстроте расширения посевных площадей, и по росту урожайности на стороне колхозов уже имеется явное и бесспорное преимущество. Да иначе и не могло быть, особенно ввиду растущего применения машин в колхозном производстве. Следующие цифры наглядно показывают значение уже достигнутых успехов коллективизации. К началу 1931 года в колхозы вошло свыше 6.000.000 крестьянских хозяйств, — таков достигнутый уже результат колхозного строительства, несмотря на весенние отливы, имевшиеся тогда в ряде районов. Интересно эту цифру в 6.000.000 коллективизированных крестьянских хозяйств сравнить с общим количеством сельских хозяйств в таких странах, как в Германии и Франции. Соответствующие статистические материалы показывают следующее: в Германии, по данным переписи 1925 года, всех сельских хозяйств было 5. 096.000, а во Франции, по анкетной переписи 1928 года, всех сельских хозяйств было 5.495.000. Это значит, что к началу 1931 года в нашей стране было коллективизировано больше крестьянских хозяйств, чем их насчитывается в любой из указанных стран, т. е. в Германии и Франции.
Успехи колхозного движения круто изменили положение в деревне. К началу осуществления пятилетки в колхозах была объединена лишь очень небольшая часть крестьянских хозяйств. Доля валовой и товарной продукции колхозов в общей продукции сельского хозяйства была тогда незначительна. Преобладающее значение в сельском хозяйстве имело мелкое крестьянское хозяйство. В деревне еще продолжался рост капиталистических элементов — кулачества. За последние полтора года произошли коренные изменения в развитии сельского хозяйства. В настоящее время рост капиталистических элементов не только приостановился, но их удельный вес в народном хозяйстве падает из месяца в месяц. Этот процесс происходит таким образом, что ни о каком увеличении доли капиталистических элементов в нашем народном хозяйстве и ни о каких надеждах на возрождение их прежней хозяйственной силы не может быть и речи. Падение доли капиталистических элементов в народном хозяйстве происходит наряду с мощным ростом социалистических элементов не только в городе, но и в деревне, одновременно со все большим охватом колхозным движением широчайших масс крестьянства.
Переход на путь сплошной коллективизация все новых и при том крупнейших районов страны, ведет не только к действительному подъему сельского хозяйства основных масс крестьянства, но и ложится могильной плитой на гибнущие под тяжелой поступью миллионных масс остатки капитализма. Несмотря на допущенные в прошлом году в ряде районов крупнейшие ошибки в колхозном строительстве, несмотря на то, что имевшиеся здесь анти-середняцкие перегибы сыграли свою отрицательную роль, — во второй половине 1930 года начался уже новый прилив крестьян-бедняков и середняков в колхозы. Благодаря своевременному исправлению партией имевшихся перегибов, новый прилив в колхозы приобретает теперь все больший размах. Поэтому в народно-хозяйственном плане на 1931 год предусмотрено объединение в колхозах не менее половины всех крестьянских хозяйств. В отношении же таких крупнейших зерновых районов, как Северный Кавказ, Украина (степь), Нижнее Поволжье и Среднее Поволжье мы рассчитываем в текущем году на завершение в основном дела сплошной коллективизации этих районов. Осуществление этой задачи будет самым важным моментом в росте социалистических элементов нашего хозяйства в 1931 году. Осуществление этой задачи, наряду с другими важнейшими задачами третьего года пятилетки, позволит завершить построение фундамента социалистической экономики в Советском союзе. Из этого следует сделать вывод, что осуществление поставленных народно-хозяйственным планом на 1931 год задач, будет иметь всемирно-историческое значение для дела социализма. Уже в 1930 году по посевным площадям колхозов мы выполнили больше, чем двойное задание всего пятилетнего плана. В 1931 году мы ставим задачей примерно удвоить наши достижения прошлого года. Нечего и говорить, что это будет иметь, громадное значение для обеспечения выполнения пятилетки в четыре года.
Нет необходимости подробно останавливаться на том, как рост нашего хозяйства непосредственно отражается на улучшении материальных условий жизни народных масс. Соответствующих данных опубликовано немало и основные из них достаточно хорошо известны каждому рабочему и широким слоям крестьянства. Лучшим доказательством того, что успехи социалистического строительства близки и понятны рабочим и крестьянским массам — является рост активного участия масс в социалистическом строительстве на наших фабриках и заводах, а также в совхозах и колхозах, что выражается прежде всего в неуклонном подъеме социалистического соревнования и ударничества, В прошлом году социалистическое соревнование стало перерастать в новые, высшие формы — в формы принятия встречного промфинплана снизу, что на практике означает добровольное принятие и осуществление на деле увеличенных, против установленных государственными органами, производственных заданий. К началу 1931 года больше половины рабочих и работниц уже вошло в ряды ударников. Соцсоревнование и ударничество растет и в совхозах, а также все больше прививается и в колхозах. Все это не только характеризует величину успехов нашего хозяйственного строительства, но и указывает на то — как наши успехи оказывают уже свое влияние на положение рабочих масс и колхозников в деревне.
Из отдельных ярких показателей улучшения положения рабочих масс следует, прежде всего, указать на главнейшее — на ликвидацию безработицы. Еще год тому назад у нас было свыше 1.000.000 безработных, теперь же в нашей стране безработица в основном ликвидирована. Больше того, в ряде районов ощущается значительный недостаток в рабочей силе и в том числе недостаток в неквалифицированных рабочих. Другим крупнейшим показателем улучшения положения рабочих масс является успешное проведение 7-часового рабочего дня. В 1931 году 7-часовой рабочий день будет проведен не только для всех рабочих железнодорожного транспорта, но и для девяти десятых рабочих нашей промышленности.
Далее о росте заработной платы рабочих и служащих. Из года в год советская власть неизменно проводит поднятие зарплаты. Это будет иметь место и в 1931 году. По вышается зарплата в промышленности на 6 процентов, на транспорте — на 8 процентов. Наряду с подтягиванием зарплаты низкооплачиваемых слоев рабочих особое значение приобретает поднятие зарплаты решающих для производства групп квалифицированных рабочих, а также и служащих. Стоит только указать на тот факт, что поднятие зарплаты вводятся у нас при одновременном введении 7-часового рабочего дня и установлении пятидневной недели (непрерывка) с регулярным днем отдыха для рабочих и служащих каждый пятый день, чтобы противоположность условий жизни трудящихся масс СССР и в капиталистических странах была вскрыта со всей полнотой. Что же касается имевшихся в последнее время случаев задержки выдачи заработной платы, то подобные явления должны быть незамедлительно ликвидированы. Нет необходимости останавливаться на других общеизвестных показателях улучшения материальных и культурных условий жизни рабочих масс, достаточно их простого перечисления. Сюда относятся: рост жилищного строительства для рабочих, дальнейшее увеличение специального фонда по улучшению быта рабочих, дальнейшее развертывание лечения рабочих в санаториях и на курортах и т. д. Кроме того, для рабочих и служащих имеет громадное значение тот факт, что фонд социального страхования достигает в этом году внушительной цифры в 2.138.000.0000 рублей, что превышает цифру фонда, намечав-шуюся для пятого года пятилетки.
В отношении деревни, и в особенности в отношении деревенской бедноты советская власть проводит из года в год все расширяющуюся государственную помощь крестьянскому хозяйству. За последний период эта помощь и различного рода льготы направляются в первую очередь для поддержки колхозов. Все это в свою очередь уже сказалось на росте посевных площадей и повышении урожайности в крестьянских хозяйствах и, прежде всего, в колхозах. Последний сельскохозяйственный год в этом отношении был особенно показательным.
Наконец, громадное экономическое и политическое значение имеет политика цен советской власти. При росте доходов городских и деревенских масс последовательное проведение такой политики цен, которая (политика) исключает повышение цен на промтовары и сельскохозяйственные продукты в государственно-кооперативной торговле, имеет первостепенное значение. В 1931 году этот факт должен найти особенно яркое отражение ввиду того, что производство промтоваров широкого потребления, а также и весь розничный оборот значительно возрастет. Допущенное советским государством частичное повышение цен для буржуазных элементов на некоторые промтовары осуществляется без какого бы то ни было нарушения установленных норм снабжения для трудящихся и, конечно, к основной линии советской власти в этом вопросе в противоречии не находится, кстати следует отметить, что вопли буржуазной прессы насчет подрыва курса нашего рубля, представляют собой ничто иное, как глупые выдумки и бьют явно мимо цели. Эти выдумки разбиваются в пух и прах о бесспорные факты, и прежде всего о тот факт, что цены на подавляющую массу товаров широкого потребления регулируются государством, не допускающим какого-либо повышения этих цен, а в ряде случаев и понижающим эти цены. Роль же частного рынка и спекуляция частника в нашей стране теперь неуклонно падает. Тем не менее, мы должны и впредь продолжать борьбу за укрепление советского рубля.
Все приведенные факты, характеризуя неуклонное улучшение материальных и культурных условий жизни рабочих и крестьянских масс позволяют вместе с тем сделать следующий вывод: успехи социализма и растущее влияние их на положение народных масс создают предпосылки для нового гигантского роста активности масс в социалистическом строительстве, тем самым обеспечивая еще более крупные успехи этого строительства в дальнейшем.
НАШИ ЗАДАЧИ НА БОЕВЫХ УЧАСТКАХ
Главной и основной задачей в третьем году пятилетки является выполнение народно-хозяйственного плана в том объёме, в каком он будет принят партией и советской властью. Мы не только должны добиться полного осуществления поставленных в этом плане задач, но и добиваться его перевыполнения, особенно на
важнейших участках. Бесспорно также, что осуществление задания об охвате колхозным движением не менее половины крестьянских хозяйств является одной из самых основных задач 1931 года. Будем помнить о том, что выполнение этих заданий будет означать, что мы наверняка осуществим на практике лозунг: «Пятилетка в четыре года». Под знаменем: «Пятилетка — в четыре года» мы и должны сейчас строить наши ряда, должны организовать массы для победоносного осуществления пятилетки.
Переходя к отдельным конкретным задачам, укажу лишь на самые боевые участки хозяйственного фронта на 1931 год. Вот эти участки:
Первое — топливо и металл. От успешного выполнения топливной программы этого года зависит осуществление производственной программы в целом и прежде всего программы металла. А теперь, в связи с развертывающейся индустриализацией страны, потребность в увеличенном производстве металла особенно быстро растет. Сокращение топливных запасов и вместе с тем огромный рост потребности в топливе делает безусловное выполнение в срок программ по топливу нашей первейшей задачей. Наряду с этим необходима максимальная экономия в расходовании топлива, а также жесткая экономия в расходовании металла.
Второе —транспорт. В 1931 году предстоит огромное увеличение работ всех видов транспорта и прежде всего железнодорожного, водного. В соответствии с мощным ростом продукции грузооборот должен возрасти за один год почти 50 процентов. Наряду с увеличением грузовых перевозок значительно поднимается пассажирское движение. Между тем, теперешнее положение на транспорте нельзя признать удовлетворительным. Необходимо во что бы то ни стало добиться решительного перелома в работе нашего транспорта, обеспечить ему должную поддержку со стороны всех организаций рабочего класса и провести действительное улучшение организационного дела в этой ответственейшей области народного хозяйства. На транспорте так же, как и в топливной промышленности, нельзя ни одного дня мириться с теперешним положении. Нужно добиться в кратчайший срок решительного сдвига и в том, и в другом деле.
Третье — весенняя посевная кампания. В этом году мы будем иметь второй большевистский сев. Подготовка к нему началась. Как и в прошлом году, весенняя посевная кампания имеет не только огромное экономическое, но и большое политическое значение. Подготовку к весенней кампании уже теперь нужно связать с подготовкой к уборочной кампании. Мы более или менее уже научились организовывать посевные кампании. Если сейчас мы не будем терять времени, то безусловно сможем удовлетворительно подготовиться к весеннему севу. Но значительно большие трудности предстанут перед нами при проведении уборочной кампании. Именно из-за недостатков уборочной кампании прошлого года мы не полностью обеспечили себе результаты превосходного урожая, и это должно нас научить тому, как надо готовиться к уборочной кампании. В быстро растущем крупном сельскохозяйственном производстве совхозов и колхозов механические средства — машины — приобретают крупнейшее значение. Это уже сказалось на опыте посевной и уборочной кампаний. Но дело не только в своевременном и полном развертывании производства тракторов, комбайнов и других уборочных машин, а производстве необходимых для них запасных частей, но также в правильной организации того и другого дела в целом. Время у нас для этого сейчас есть, не надо только терять ни одного драгоценного дня в проведении необходимой подготовки к весне и уборке.
Четвертое — снабжение. Вопрос о снабжении рабочих неразрывно связан с другими задачами народнохозяйственного плана. К делу снабжения мы должны сейчас подойти, как к одному из важнейших условий социалистического производства. У нас имеются достаточные предпосылки для дальнейшего улучшения снабжения рабочих в 1931 году. Это видно уже из того, что фонд промтоваров широкого потребления с 11,5 миллиарда рублей в 1930 году возрастает до 14,6 миллиарда рублей в 1931 году, что вместе с ростом фонда сельскохозяйственных товаров должно увеличить розничный оборот на 25-30 процентов по сравнению с прошлым годом. Цифры говорят сами за себя. Два слова о положении с важнейшим продуктом питания — хлебом. Партия и советская власть, на основе успехов совхозного и колхозного строительства добилась уже разрешения в основном зерновой проблемы, ход хлебозаготовок свидетельствует, что хлебом наша страна будет обеспечена. Если к январю 1930 года мы заготовили 894.000.000 пудов, то к январю 1931 года мы сумели заготовить уже 1.252.000,000 пудов. Таким образом, по сравнению с благоприятным в общему ходом заготовок прошлого года, мы имеем в этом году увеличение заготовленного хлеба на 358.000.000 пудов. Впервые действительно значительная доля в этих заготовках падает на совхозы и колхозы (около 500.000.000 пудов). Нельзя не подчеркнуть успехов заготовительной работы машинно-тракторных станций. Годовое задание по сдаче хлеба государству МТС выполнили уже на 122 процента. В этом году мы расширили экспорт хлеба, что имеет большое значение для ввоза необходимых нам машин и, в частности, тракторов и комбайнов. Однако, план хлебозаготовок еще не всецело выполнен и наша задача — довести его выполнение до конца.
Растут заготовки и по таким важнейшим для удовлетворения потребности широких масс сельскохозяйственным продуктам, как хлопок и свекла. Заготовки хлопка к началу 1931 года уже превысили заготовки всего предыдущего года. Несмотря на это, необходимо, все же, вести дальнейшую и самую упорную борьбу за выполнение плана заготовок хлопка. Сильно возросли по сравнению с прошлым годом и заготовки свеклы. Против заготовленной в прошлом году сахарной свеклы в количестве 6.038.000 тонн, в этом году мы заготовили уже 13.805.000 тонн. Следовательно, заготовки сахарной свеклы текущего года в два с лишним раза превышают заготовки предыдущего года. Вместе с тем, мы не можем еще удовлетворить полностью растущей потребности в продуктах животноводства.
Если мы уже успешно разрешили в основном зерновую проблему, то этого еще нельзя сказать о проблеме животноводства. Недостаток животноводческих продуктов (мяса масла, молока) будет еще довольно серьезно сказываться в течение некоторого времени. Но проведенные в 1930 году и намеченные на 1931 год мероприятия в этой области обеспечивают решительный сдвиг в этом деле. Это видно хотя бы из сопоставления роста поголовья скота в совхозах к весне 1931 года против весны 1930 года. Количество крупного рогатого скота в совхозах с 753.000 голов в 1930 - году уже к весне 1931 года вырастет до 2,900.000; количество свиней в совхозах увеличивается со 160.000 до 1.690.000 голов и количество овец должно возрасти с 2,5 миллиона голов до 5 миллионов. К осени же 1931 года поголовье скота в совхозах увеличится еще больше. В нашей печати уже отмечалось, что совхозы всесоюзных животноводческих трестов к концу 1931 года будут занимать территорию общей площадью в 54.000.000 га., т. е. значительно больше всей территории такого государства, как Германия, или как Италия, Австрия н Дания, взятые вместе. Вместе с тем начинает быстро развиваться животноводческое дело в колхозах.
Одновременно задачи улучшения снабжения животноводческими продуктами требуют дальнейших мер по улучшению дела заготовок этих продуктов как в социалистической секторе, так и в единоличном крестьянском хозяйстве.
В третьем году пятилетки с особенной решительностью и энергией должен быть поставлен и разрешен вопрос о самой организации снабжения. Партия и советское правительство признали деятельность снабженческих органов по мясу, овощам, да и всю организацию снабжения потребительской кооперации неудовлетвори-тельной. Между тем от снабжения зависит очень многое при выполнении всего народнохозяйственного плана. Поэтому задача коренного улучшения работы кооперативно-снабженческих органов, задача неослабной и беспощадной борьбы с бюрократизмом в этих органах, не говоря уже о безусловном выкорчевывании вредительских элементов, должна быть поставлена перед рабочим классом, как одна из боевых задач текущего дня.
Пятое—кадры. Если партия уже добилась серьезного сдвига в деле организации и подготовки новых технических кадров, то теперь перед нами встала со всей остротой проблема рабочих кадров. Быстрый темп индустриализации страны, размах строительства и колхозное движение привели не только к ликвидации безработицы, но и остро уже в 1930 году поставили вопрос о недостатке рабочей силы в ряде районов. В 1931 году численность рабочих и служащих во всех отраслях нашего хозяйства и управления возрастет на два с лишним миллиона. Отметьте, что и в предыдущем году в наши предприятия влилось также около 2 миллионов новых рабочих и служащих. Таков темп роста так называемого наемного труда (приходится, к сожалению, еще прибегать к таким словам, как „наемный труд” как это ни мало подходит к нашим теперешним условиям). Такой огромный и непрерывный приток новых рабочих и служащих требует соответствующего развертывания массовой организационной и политико-воспитательной работы партии, профсоюзов, кооперации и всех государственных органов. Недостатки здесь у нас еще очень велики, они дали себя знать еще в прошлом году в связи с усилением текучести па предприятиях. И в 1931 году нужно непременно добиться лучшей организации всего того дела.
В связи с этим надо решительнее поставить вопрос о механизации. Дело механизация имеет прямое отношение и к сельскому хозяйству, и к промышленности и к транспорту и к строительству. Механизации в обработке земли уже дала свои большие результаты. В 1931 году мы вводим в сельское хозяйство новых тракторов, общей мощностью до 1.200.000 лошадиных сил, и значительно увеличиваем количество сложных уборочных сельскохозяйственных машин {комбайнов, молотилок). В железнодорожном транспорте громадное значение для улучшения дела приобрел вопрос об автосцепке. В строительстве, особенно на Крупнейших работах, 6ез всемерного развития механизаций работ мы не обеспечим нужных нам темпов. В погрузочно-разгрузочных работах, на лесоразработках и т. д. механизация также имеет крупнейшее значение. Наконец, развитие таких отраслей промышленности, как уголь, торф, руда и т. д., во многих случаях прямо упирается в механизацию. Поэтому принятые прошлой осенью партийные и советские решения в отношении угольной промышленности Донбасса имели весьма важное значение! Правда, производственные задания по углю в Донбассе за истекшие месяцы не были выполнены полностью. Недостатки хозяйственного руководства в прошлом, и при том за целый ряд лет, до сих пор ещё сильно дают себя чувствовать. Однако, совершенно ясно, что без разрешения поставленной уже на 1931 год в народно-хозяйственном плане задачи о механизации добычи угля в Донбассе не менее, чем на 80 проц., нельзя выполнить производственную программу по углю. А она должна быть выполнена во что бы то ни стало. Пример с Донбассом ярко показывает, что проблема механизации встала в порядок дня, как одно из важнейших условий быстрого дальнейшего подъёма народного хозяйства.
Шестое—себестоимость. Снижение себестоимости промышленной продукции, а также строительства и перевозок, не может не стоять в центре наших хозяйственых задач. Обеспечить снижение себестоимости промышленной продукции по ВСНХ на 10 процентов, по Наркомснабу - на 11 процентов и по строительству—на 12 процентов—таковы задания на этом боевом участке третьего года пятилетки. Драться за выполнение этих заданий, решительно устранять все, что этому мешает, и создавать предпосылки для безусловного выполнения плана, не только не снижая качества продукции, а всемерно заботясь о его повышении, одна из самых основных большевистских обязанностей настоящего года. Тем решительнее мы должны вести борьбу за безусловное выполнение наших задач на боевых участках хозяйственного фронта, что в первую очередь от этого будет зависеть выполнение основной задачи: пятилетка—в четыре года.
II. О ГОСАППАРАТЕ И НЕДОСТАТКАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЫ
НОВЫЕ ЗАДАЧИ И БОРЬБА С НЕДОСТАТКАМИ ПЛАНИРОВАНИЯ
Надо подчеркнуть два основных недостатка в нашей хозяйственной работе: во-первых, в области планирования и во-вторых, в области исполнения. Последнее особенно важно. Начну с недостатков планировании. Поскольку социалистический сектор в народном хозяйстве занял уже явно господствующую роль, поскольку мы уже вступили в период социализма, — вопрос о планировании всего нашего хозяйства приобретает новое значение. Конкретно, это можно показать на ряде примеров, взятых из предлагаемых на ваше утверждение контрольных цифр на 1931 год. В самом деле, даже в заголовок представленного на ваше решение первого пункта порядка дня внесено изменение по сравнению с прошлым. Раньше годовые задания по народному хозяйству мы называли просто контрольными цифрами, теперь же называем народно-хозяйственным планом. Уже одно это подчеркивает рост элементов плановости в нашем народном хозяйстве в целом. И, действи-тельно, теперь методы планирования, применявшиеся в промышленности, мы в известной и все возрастающей мере переносим и на сельское хозяйство, что стало возможные лишь благодаря крупнейшим успехам социалистического производства сельского хозяйства.
Дальше. До настоящего года ЦИК утверждал только государственный бюджет, а теперь на ваше утверждение представляется кроме того финансовый план в целом. Это тоже показатель развития плановости в вашей хозяйственной жизни. Наконец, характерной чертой народно-хозяйственного плана (контрольных цифр) на 1931 год является наличие действительно крупных резервов как по бюджету, так и по некоторым другим статьям, в том числе наличие специальных резервов капитального строительства. Образование резервов увеличивает предпосылки для проведения действительного гибкого планирования и, следовательно, обеспечивает возмож-ность необходимых хозяйственных маневров в течение года. В связи с этим мы предъявляем теперь новые требования и к аппарату планирования. Прежний аппарат сыграл большую роль в своей области. В условиях же развернувшейся в последние годы обостренной классовой борьбы вскрылись, однако, с особой силой его недостатки. Заключались эти недостатки прежде всего в том, что в органах планирования был слишком мал удельный вес коммунистических кадров, владеющих марксистским методом, хозяйственных работников, прошедших основательную практическую школу работы в советских условиях. Между тем без радикального усиления и обновления аппарата планирования за счет новых элементов, за счет коммунистических кадров и действительно преданных рабочему классу беспартийных специалистов, и особенно без привлечения в аппарат планирования значительного слоя молодых сил, прошедших хорошую практическую, хозяйственную школу и школу теоретической учебы, нельзя обеспечить нужные в современных условиях большевистские темпы в методы работы планирующих органов. Факты разоблачения вредительской работы, в том числе и в органах планирования, достаточно определенно это подчеркивают. Наша первоочередная неотложная задача — по-новому сверху донизу развернуть работу аппарата планирования, обновив его кадры, укрепив его партийными силами и преданными советскому строю беспартийными работниками.
В деле планирования, как и во всем социалистическом строительстве, громадную роль играет участие масс, прежде всего рабочих и колхозников. Пример инициативы рабочих в организации встречных промфинпланов на фабриках и заводах, а также в совхозах и колхозах, является лучшим показателем творческого под`ема миллионов трудящихся, строящих социализм. Только опираясь на рабочих и на всю практическую работу наших организаций, органы планирования смогут по-настоящему вскрывать и применять на деле те конкретные возможности, которыми может располагать рабочий класс, все более повышая в своих интересах использование внутренних ресурсов хозяйства. А известно, что вопрос о насаждении этих внутренних ресурсов и лучшем использовании их в интересах социалис-тического строительства имеет для нас исключительно важное значение. Разумеется, и в деле планирования, как и в хозяйственном руководстве, решающая роль остается за партией. Только благодаря вмешательству партии в свое время был устранен ряд крупнейших недостатков нашего планирования, была обезврежена не одна попытка вредителей подорвать социалистическое хозяйство. Укрепление и перестройка аппарата планирования сверху донизу, при опоре на растущую активность рабочих масс и наших организации, обеспечат нам новые крупнейшие успехи в плановом развитии социалистического хозяйства
0 ПРОВЕРКЕ ИСПОЛНЕНИЯ И БОРЬБЕ С БЮРОКРАТИЗМОМ
Еще большее значение имеет сейчас вопрос о недостатках исполнения в области фактического исполнения решений партии и правительства госорганами у нас всего больше недостатков и прямо болячек. Поэтому вопрос об исполнении подводит нас сейчас к вопросу о работе госаппарата в целом. Это не узкопрактический вопрос, это вопрос большой политической важности. Задачи советов, задачи всего госаппарата заключаются прежде всего в осуществлении большевистских темпов социалистического строительства
Линия партии и линия советов — одна линия. Необходимо на практике обеспечить максимальное единство работы партии и советов, необходимо устранить имевшиеся в этой области недостатки, необходимо, чтобы госорганы на деле проводили большевистскую линию без право и «лево» - оппортунистических ее извращений. Особенно нужно ударить по правому оппортунизму в практике советской работы, так как правый оппортунизм представляет собой наиболее яркое и в данных условиях наиболее опасное выражение буржуазно-кулацкого влияния на наши ряды В данный период работу советов определяет принятая партией и советской властью линия -развернутого социалистического наступления против капиталистических элементов. Осуществление этой политики наступления по всему фронту наталкивается на бешеное сопротивление остатков капитализма — кулаков и нэпманов, буржуазной интеллигенции — на сопротивление их на разных участках нашей работы и при этом в самых разнообразных формах. Организовать отпор сопротивлению наших классовых врагов и развернуть под ленинским знаменем партии такую борьбу, которая бы обеспечила победоносное развертывание социалистического наступления — такова основная политическая задача советов. Чем успешнее советы будут проводить эту линию, тем выше поднимется роль советов в социалистическом строительстве.
Поднять роль советов в проведении большевистской линии на практике — одна из важнейших задач настоящего момента. Все это требует усиления борьбы с классово- чуждыми влияниями в госаппарате, чистка госорганов от классово- враждебных элементов была необходима, от этого мы не можем отказываться и впредь. Однако, борьба с чуждыми пролетариату классовыми влияниями в госаппарате не сводится только к чистке, — это гораздо более сложная задача. Для того, чтобы на деле развернуть борьбу с чуждыми пролетариату влияниями, необходимо усилить работу по трем направлениям: а) по беспощадному и безусловному выкорчевыванию вредительства и всяких других контрреволюционных вылазок ваших врагов; 6) по борьбе с бюрократизмов вместе со всеми его «приложениями» —- волокитой, формально-бездушным отношением к делу с отрывом от масс и в) по борьбе с оппортунизмом во всех его разновидностях.
О необходимости усиления борьбы с контрреволюционным вредительствам в госаппарате вряд ли нужно распространяться. Факты последнего периода настолько показательны и вместе с тем настолько широко известны, что должны способствовать поднятию классовой бдительности наших руководящих кадров в госорганах и усилению организованного участия рабочих в борьбе с такого рода явлениями. Шахтенское дело оказалось еще недостаточным для того, чтобы встряхнуть некоторых наших работников. Надо думать, что процесс «промпартии», данные о вредительстве кулацко-эсеровских идеологов типа Кондратьева, Чаянова и меньшевистских лидеров типа Громана - Суханова, действовавших в блоке с «промпартией», послужат достаточным толчком к тому, чтобы по-настоящему обеспечить дело борьбы со всеми и всякими попытками контрреволюционных вредителей подорвать нашу работу.
Известны всем факты вредительства в области снабжения с особенной остротой подчеркнули и основные недостатки нашего аппарата. Не будь того бюрократизма в органах снабжения и кооперации, примеры которого так хорошо всем известны, вредители не могли бы нанести нам ряда чувствительных ударов в снабженческом деле. У нас достаточно примеров того, как бюрократические способы работы в госорганах облегчали вредителям проведение некоторых их преступных планов. Все это говорит за то, что вопрос об усилении борьбы с бюрократизмом приобрел теперь актуальнейшее значение. Эту борьбу мы ведем уже не первый год и несомненно добились известных результатов. Однако, достигнутое не может нас удовлетворить. Ленин учил тому, что борьба с бюрократизмом—дело трудное и весьма длительное, что к делу борьбы с бюрократизмом в госорганах мы будем подходить не раз, с новым и новым опытом, борясь за это дело с той или иной новой стороны. При этом надо помнить, что по-настоящему борьбу с бюрократизмом можно развернуть лишь на основе действительного и широчайшего вовлечения рабоче-крестьянских масс в управление. Никто не может отрицать того, что. в этом отношении мы имеем уже крупные успехи. Но эти успехи все еще совершенно недостаточны, Усиление борьбы с бюрократизмом особенно теперь диктуется нам всей обстановкой. Хозяйственные задачи 1931 года настолько грандиозны, что осуществление их возможно лишь при условии, если весь наш аппарат управления будет работать значительно лучше, следовательно, если борьба с бюрократическими извращениями в госаппарате будет намного усилена.
Важнейшим делом борьбы с бюрократизмом должна стать проверка фактического исполнения. На основе проверки фактического исполнения мы должны добиваться от госаппарата решительного поворота от различного рода формально- чиновьичих методов работы к живому практическому делу. Поднять дело исполнения—это означает прежде всего вплотную заняться действительно живым делом, заняться действительно борьбой с бюрократизмом. Все это требует усиления на деле борьбы
с оппортунизмом в практике советской работы. Нельзя забывать также, что характернейшей чертой оппортунизма является примиренческое отношение к бюрократизму и мелкобуржуазная пассивность в вопросах борьбы с контрреволюционным вредительством. Усиление борьбы с оппортунистическими извращениями требует в данных условиях особой настойчивости в деле борьбы с правым оппортунизмом в руководивших органах советов. Необходимость усиления борьбы с недостатками в государственных, в том числе и в хозяйственных, органах потребовала от правительства принятия специальных мер.
Я остановлюсь только на одном из последних решений Союзного ЦИК'а и Совнаркома—на организации комиссии исполнения при Совнаркоме. Мотивы создания комиссии исполнения указаны в декрете. ЦИК и Совнарком Союза руководствовались при принятии этого решения указанием Ленина о том, чтобы „центр тяжести перенести на подбор людей, на проверку фактического исполнения". Ленин многократно указывал, что дело фактической проверки исполнения имеет важнейшее значение для работы госорганов. Ленин не раз подчеркивал, что при правильной, проверенной революционным опытом политике, центр тяжести практической работы должен сосредоточиваться на проверке исполнения. Вести повседневную борьбу с бюрократическими извращениями в учреждениях, не допускать подмены живого дела нагромождением бумажных постановлений, проверять на деле работу специалистов и всего аппарата и самому по существу овладевать порученным делом—в этом теперь и заключается первейшая обязанность руководства в государственном аппарате. В этом отношении комиссия исполнения должна сыграть крупнейшую роль. Очевидно, что соответствующие органы возникнут при Совнаркомах союзных в автономных республик, а также при крайисполкомах.
Основным органом, на который будет опираться комиссия исполнения, будет РКИ. Роль РКИ в деле борьбы с бюрократизмом и вообще в деле борьбы с недостатками работы госорганов теперь не только не уменьшается, но, наоборот, должна значительно возрасти, Комиссия исполнения должна обеспечить еще более всей работой Совнаркома и Совета Труда и Обороны. Участие в комиссии исполнения представителей ЦК ВКП (б), а также ВЦСПС и Колхозцентра еще более свяжет работу РКИ с работой партийных, профессиональных и колхозных организаций, благодаря этому, живое руководство работой государственных, хозяйственных и других органов должно значительно подняться и тем самым можно будет добиться укрепления дисциплины в советском аппарате по всей линии. На проверке исполнения мы должны теперь заострить внимание всех наших учреждений и организаций.
Для того, чтобы конкретнее определить задачи комиссии исполнения, я приведу несколько примеров. В самом деле, какими, примерно, вопросами комиссия исполнения должна заняться в ближайшее время! Вот первый пример. Одной из важнейших директив партии в советской власти за последний период было решение о создания второй металлургической базы СССР, решение об организации металлургической базы в Урало-Кузнецком районе. Очевидно, что выполнение этой громадной задачи дало не легкое. Очевидно также, что нужен бдительный контроль за выполнением принятых по этому вопросу решений. Нельзя, к сожалению, сомневаться и в том, что для быстрого продвижения дела организации новой металлургической базы нужно будет преодолеть немало бюрократических преград в работе наших учреждений. Надо думать, что работа комиссии исполнения по проверке того, как проводятся решения о создании новой металлургической базы на востоке, будет иметь немалое значение.
Другим примером могло бы быть такое дело, как производство запасных частей для тракторов и других сельскохозяйственных машин. В связи с приближающейся весенней посевной кампанией этот вопрос весьма актуален. Известно также, что с производством запасных частей в прошлом году дело обстояло из рук вон плохо. Теперь применение тракторов в нашем сельском хозяйстве быстро растет, вводятся тысячи комбайнов. Нужно добиться, чтобы наши тракторы и комбайны не стояли без дела в нужный момент, как это нередко у нас бывает, особенно из-за отсутствия необходимых запасных частей. Надо также добиться лучшего, более бережного и внимательного обращения с машинами. С преступно небрежным отношением к тракторам, комбайнам и молотилкам пора решительно покончить. Проверка всей организации производства запасных частей для тракторов должна, мне кажется, стоять в числе ближайших задач комиссии исполнения. Работа комиссии исполнения может здесь иметь большое значение как для весенней посевной, так и для последующей уборочной кампании.
Еще один пример. В 1931 году мы вкладываем в рабочее жилищное строительство свыше 1 миллиарда рублей, повышая соответствующие ассигнования, по сравнению с прошлым годом, больше чем в два раза. Почему бы по-настоящему не проверить, как идет дело жилищного строительства для рабочих, почему бы не добиться в этой области большего порядка и большего внимания к нуждам рабочих? 0бъединение работы РКИ с работой профессиональных и партийных организаций в таком деле может иметь очень большое значение. Подобные вопросы заслуживают того, чтобы комиссия исполнения поскорее за них взялась. А сколько еще таких практических задач, в отношении которых имеется достаточное количество решений, но наблюдается совершенно недостаточное внимание к проверке исполнения этих решений? Нечего доказывать, что у комиссии исполнения непочатый край работы. Усиление внимания задачам исполнения должно со всей остротой поставить проблему о работе коммунистов - руководителей госорганов. Нередко здесь и коммунисты оказываются не на высоте задач борьбы с бюрократическими извращениями в госаппарате. К сожалению, у нас есть еще и такие работники, которые только по названию являются руководителями своего дела, но не вникают по-настоящему в существо своей работы. Между тем, теперь, в период обострения классовой борьбы, в период, когда классовый враг готов на все и всякие, самые озлобленные, приемы борьбы для срыва нашего строительства, с таким положением мириться никоим образом нельзя. Нельзя мириться с такими фактами, когда коммунист- руководитель, проработавший долгое время на ответственном помету. не стремится овладеть делом, не вникает сам в сущность своей работы и поэтому на деле является беспомощным в проверке работы буржуазных специалистов и вообще в проверке работы своего аппарата. Особенно теперь нужно повести борьбу с бюрократическими приемами работы, с формальным штемпелеванием работы других людей, нередко к тому же пришедших из чуждой рабочему классу среды, повести борьбу с нежеланием упорной работой над собой добиться овладения порученным партией и советской властью делом. Ударение, которое мы делаем теперь на проверке фактического исполнения, поможет нам развернуть борьбу с этими недопустимыми явлениями.
За последние два года мы добились решительного сдвига в вопросе о подготовке пролетарских кадров для всех отраслей социалистического строительства. Без этого мы не могли бы обеспечить необходимым руководством важнейшие отрасли растущего социалистического строительства., вливающиеся уже сейчас в наше хозяйство каждый год тысячи и десятки тысяч новых специалистов дадут нам основные кадры руководителей хозяйственным строительством и другими отраслями управления. Большое значение имеет также привлечение иностранных специалистов, особенно с большим техническим и научным опытом Участие иностранных специалистов в нашем строительстве принесло нам уже немало пользы. Рабочие СССР не могут не быть благодарными тем работникам- иностранцам, которые честно и активно участвуют в нашем хозяйственном строительстве. Однако, наряду с этим мы имеем также примеры плохой работы и недопустимого поведения отдельных иностранных специалистов. Дело руководства гигантски растущим хозяйственным строительством связано с огромными трудностями. Поэтому от руководителей этим делом, как от коммунистов, так и беспартийных работников, мы должны требовать упорной работы над собой и над овладением порученным делом. При этом от коммунистических руководителей наших учреждений требуется, чтобы они умели укреплять свою связь с массами, умели организовать растущую активность среди рабочих и направлять ее на разрешение важнейших задач. Развертывание культурного строительства создает новые благоприятные предпосылки для дальнейшего подъёма культурного уровня рабочих и крестьянских масс. Это, в свою очередь, обеспечивает в дальнейшем еще более крупные успехи строительства социализма,
В деле расширения материальной базы культурного строительства мы в 1931 году сделаем новый крупный шаг вперед: 6,5 миллиарда рублей направляется по руслу финансирование культурного строительства и подготовки кадров. Вместе с ростом успехов хозяйственного строительства и вовлечения все новых миллионов трудящихся в дело строительства социализма растет новая, социалистическая культура. Выполнение задач народно-хозяйственного плана на 1931 год будет огромным шагом вперед в развитии социалистической культуры в нашей стране во всех многообразных национальных формах этой культуры.
III. О МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ
МИРОВОЙ КРИЗИС И НАРАСТАНИЕ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
Выполнение задач социалистического строительства нельзя оторвать от международной обстановки, в которой мы будем жить в настоящем году. Основной предпосылкой для этого является сохранение мира, обеспечение мирных условий для развития СССР. Рабочий класс нашей страны сейчас поглощен задачами хозяйственного строительства, организацией сил для завершения построения фундамента социалистической экономики. Главное стремление трудящихся СССР заключается в том, чтобы еще больше отдаться делу мирного хозяйственного строительства, делу создания на социалистической основе лучших материальных и культурных условий своей жизни. Непоколебимо уверенный в своей победе рабочий класс Советского союза больше, всего нуждается в том, чтобы нападение внешних сил, сил империализма, не нарушило хода гигантски развертывающегося строительства социализма. Но мы знаем, что СССР находится в капиталистическом окружении и должен считаться с тем, что осуществление его великих задач происходит в условиях нарастающей неустойчивости в международных отношениях. Это с неизбежностью вытекает из условий теперешнего периода развития капитализма.
Мировой экономический кризис лишь обострил противоречия в капиталистической системе и привел к усилению неустойчивости как внутри капиталистических стран, так и в отношениях между ними. Глубочайший экономический кризис уже второй год определяет развитие этих стран. Показателем нарастания неустойчи-вости международной обстановки является тот факт, что, по прошествии более чем года с начала кризиса в САСШ не только не приостановилось дальнейшее углубление мирового кризиса, но оно сопровождается в отдельных странах/ нарастанием элементов политического кризиса. Если год тому назад немалое количество буржуазных экономистов и политиков отрицало начавшийся экономический кризис, то теперь факт мирового кризиса, захватившего, хотя и в разной мере, все капиталистические страны и, в первую очередь, такие, как САСШ., Англия и Германия,— никто не отрицает.
Ввиде исключения, впрочем, и теперь можно слышать голоса, стремящиеся, например, по случаю нового года, ободрить себя и других тем, что наконец-то, будто бы, уже наступил перелом—перелом от углубления кризиса к экономическому под`ему. Однако, эти заявления явно продиктованы мотивами политического характера и ни для кого не могут быть сейчас убедительными. Более того, мы имеем полное основание утверждать, что низшей своей точки падения мировой кризис еще не достиг, что кризис продолжает еще углубляться, что те страны, которые, как например Франция, еще сравнительно слабо подверглись воздействию мирового кризиса. все больше скатываются на кризисную дорожку вместе с другими государствами. Не надо быть пророком, чтобы сказать, что низшая точка падения мирового экономического кризиса наступит только в 1931 году.
При неуклонном росте безработицы в течение всего прошлого года и при том обострении в положении безработных, которое имеется сейчас, никакие статьи и речи не могут убедить рабочих капиталистических стран в том, что кризис уже начал проходить. Пока что все говорят за обратный вывод. Все больше падает мировая экономическая конъюнктура и все больше увеличиваются, достигая невиданных размеров, бедствия безработицы. К началу настоящего года в капиталистических странах имеется уже до 30.000.000 безработных. Эти цифры говорят сами за себя. От них некуда уйти. По некоторым подсчетам, в САСШ уже до 10.000.000 безработных. Даже по официальным, явно преуменьшенным, данным, в Германии количество безработных за прошлый год поднялось на 1.000.000 человек, а именно с 3.300.000 до 4.000.000. В Великобритании за год (с октября 1929 года по октябрь 1930 года) количество безработных, по официальным данным, поднялось с 1.270.000 до 2.308.000. Следовательно, и здесь количество безработных, даже по этим, явно преуменьшенным данным, выросло более, чем на 1.000.000 в течение года. Это ведет к крайнему ухудшению положения рабочих масс. В свою очередь, это обостряет внутренние противоречия и неизбежно вызывает новые и новые классовые конфликты. Примером этого в последние дни являются такие конфликты, как в Руре, Южном Уэльсе и т. д.
ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ
Мировой экономический кризис неизбежно также ведет к обострению междугосударственных противоречий. Это находит свое выражение в нарастании неустой-
чивости международной обстановки. Но может ли быть иначе? Известно, что устойчивость международных отношений в Европе связана прежде всего с проведением плана Юнга, накладывающего огромные тяжести платежей на побежденную Германию. Но план Юнга, как и вся совокупность послевоенных договоров между капиталистическими государствами Европы, именно сейчас переживает особенно критический для себя период. Для этого имеются свои серьезные основания. Влияние мирового экономического кризиса еще больше увеличивает тяжесть репарационных платежей Германии, которые вытекают для нее из плана Юнга. Так эко-номисты, например тов. Варга, подсчитывают, что вследствие вызванного кризисом падения цен, тяготы Германии, будучи выражены в товарах, уже теперь увеличиваются на 15 проц, по сравнению с тем периодом, когда принимался план Юнга. Такое положение не может не увеличивать неустойчивости в отношениях между европейскими странами, поскольку эти отношения покоятся на выполнении послевоенных договоров.
Возьмем другой вопрос—об Индии. В теперешних условиях проблема в Индии имеет огромное значение для мирового социально - экономического развития. Однако, насколько успешно разрешается эта проблема? Во всяком случае, происходящее теперь топтание вокруг „круглого стола"—не продвигает вперед разрешения индийской проблемы, а это также не может не вести к нарастанию неустойчивости в международных отношениях.
Или возьмите пример с международной экономической конференцией, заседавшей в ноябре прошлого года в Женеве нельзя не интересоваться результатами работы подобных конференций Однако, результатов то у этой конференции и не оказалось. По- сколько-нибудь существенным вопросам участники этой конференции—делегаты многих стран—так и не могли ни до чего договориться. Никакого согласования действий для урегулирования международной экономической жизни на этой конференций достигнуто не было, удалось согласовать лишь резолюцию, в которой констатировалось, что не удалось ничего согласовать...
При таких результатах работы по урегулированию международных экономических отношений, нельзя избавиться от нарастания неустойчивости экономических и политических в международных отношениях. А нарастание этой неустойчивости чревато большими опасностями для дела мира. Подобные факты лишь отражают происходящее теперь обострение борьбы вокруг вопроса о пересмотре послевоенных договоров. Если прибавить к этому, что, несмотря на мировой кризис, военная промышленность таких стран, как Франция и Польша, неуклонно развертывается и выпускает все большие количества военного вооружения, то станут яснее все опасности для дела мира и все неожиданности для существующих мирных отношений между государствами, которые таит в себе теперешняя международная обстановка.
ОТНОШЕНИЕ СССР С ДРУГИМИ СТРАНАМИ И БОРЬБА ЗА МИР
Переходя к вопросу о наших, отношениях с другими государствами, остановлюсь, прежде всего на внешней торговле. Можно констатировать, что за истекший год наша внешняя торговля,—как экспорт, так и импорт,—продолжала развиваться, а на 1931 год мы намечаем дальнейший рост нашей торговли с другими государст-вами. И здесь наше положение совершенно не похоже на положение большинства других государств. В то время, как внешняя торговля даже в самых крупных капиталистических государствах за прошлый год значительно уменьшилась в своих размерах, СССР шел и здесь по противоположному пути. Очевидно, здесь имело значение и то обстоятельство, что капиталисты, торгующие с СССР, не встречаются у нас с такими фактами, как банкротство тех, с кем торгуют. Между тем, в других странах количество банкротств за последний год возросло до огромных размеров, а условия развития внешней торговли в целом, как общее правило, значительно ухудшилось.
Отмечая рост нашей внешней торговли в целом, приходится вместе с тем указать на то, что с отдельными странами развитие нашей внешней торговли не могло идти в истекшем году нормальным порядком. В тех случаях, когда под диктовку наиболее агрессивных сил против нас принимались специальные меры, меры явно враждебного характера, конечно, нельзя было рассчитывать на развитие внешнеторговых отношений. Когда, вместо создания нормальных кредитных условий, принимались специальные враждебные меры в отношении советского экспорта, это не могло не отражаться и на сокращении нашего импорта из этих стран. Как, например, может развиваться наша внешняя торговля с Финляндией, где за последнее время стали учащаться хулиганские нападения на магазины, торгующие советской продукцией?
Впрочем, не только для нашей торговли в Финляндии не было за последнее время нормальных условий. Там происходят и другие вещи, с первого взгляда, как будто не совсем понятные. Например, прежде чем выставить свою кандидатуру на пост президента, там иногда приходится предварительно участвовать в довольно занятных приключениях, вроде похищения... лапуасами, или как их там называют хапуасами. Интересно, что не только кандидат в президенты оказался участником этих странных приключений, но в этом участвовали, правда, совсем с другой стороны — и начальник генерального штаба финляндской армии. Ведь и этот факт констатирован в официальных заявлениях финляндских властей. Как же после этого ожидать нормальных условий для развития советской торговли с Финляндией, где происходят столь занятные приключения?
Не везде, конечно, есть лапуасы, а это не значит, что во всех других странах имеются нормальные условия для развития нашей внешней торговли с другими странами: но, наряду с этим следует сказать, что с большинством иностранных государств у нас, в общем и целом, отношения развивались по нормальному руслу. Я не хочу, перечислять сейчас тех стран, к которым это относится. Можно, во всяком случае сказать, что в общем и целом по нормальному руслу наши отношения развивались с Германией, Турцией, Италией, Англией, Японией, Бельгией, Афганистаном, Австрией, Швецией, скандинавскими и прибалтийскими странами. Мы надеемся также на благоприятное окончание советско-китайской конференции, которая должна довести до конца дело хабаровского соглашения.
Отмечая эти факты, мы не забываем, что, тем не менее, наблюдаются в ряде стран новые и новые попытки развертывать антисоветские кампании, и при том по самым искусственным поводам. Большее количество антисоветских кампаний было связано с крестовым походом и кутеповщиной. За последнее время особенно большое значение приобрела кампания против мнимого «советского демпинга». Тут руководители этой последней кампании столь много кричащие о развале экономической жизни в СССР, впадают в явное противоречие, когда одновременно с этим вопят об опасностях мнимого «советского демпинга». Запутавшись в собственных противоречиях и желая собственные грехи свалить на других, можно, конечно, искать выхода в организации антисоветских кампаний. Но для деловых людей, это может быть лишь свидетельством о беспомощности инициаторов этих кампаний и не больше. Политический же смысл, в этой гнусной кампании заключается в том же, в чем и политический смысл других антисоветских кампаний. В этом —метод подготовка для таких антисоветских действий, которые ведут к ломке мирных отношений, к подрыву дела мира. Организация антисоветских кампаний за границей не что иное, как подготовка к нападению с целью срыва мирного социалистического строительства в нашей стране. Факты, кажется, уже достаточно показали, что тот, кто стоит во главе антисоветской кампании, тот вместе с тем является на деле и наиболее активным в подготовке интервенции против СССР, в подкопе под дело мира. За последнее время при особенном усердии господ консерваторов в Англии развертывается еще одна антисоветская кампания. Господа консерваторы пытаются встать в позу защитника вольного труда против принудительного труда, якобы существующего в СССР. Господа консерваторы, известные не с сегодняшнего дня, как матерые рабовладельцы, особенно известные по этой части в колониях, упражняются сейчас в криках о принудительном труде в Советском союзе. Легко понять, что все это выглядит уже совсем неубедительно! В самом деле, ведь, в СССР ликвидирована безработица. Ну, не ясно ли после этого, что в СССР процветает принудительный труд! Другое дело в стране консерваторов и им подобных: там, из месяца в месяц растут многотысячные колонии безработных, там с каждым днем увеличиваются кварталы голодных пролетарских семей, и без того обездоленных капиталистическим режимом, но за то есть «вольный» труд, а в СССР, наоборот - «принудительный».
Зачем одно за другим доказательства насчет принудительного труда в СССР? Ведь в СССР проводился для всех рабочих 7-часовой рабочий день. Консерваторы же являются самыми ярыми защитниками тех порядков, которые ведут сейчас к дальнейшему увеличению до 10-12 часов и без того тяжелого рабочего дня. Не ясно ли, что СССР, с его 7-часовым рабочим днем — лучший пример «принудительного» труда для рабочих, а вот капиталистические страны — пример обратному, пример «вольного» труда рабочих и работниц? Надо учесть, ведь, также и следующее: если бы не было в СССР «принудительного» труда, разве могли бы развиваться с каждым днем социалистическое соревнование и ударничество, встречный промфинплан и другие методы высшей пролетарской активности? Но зато в других государствах, где рабочие не имеют права легальным путем защищать свои экономические нужды, — там «вольный» труд. Очевидно, так могут рассуждать только те, которые насчет «вольного» труда и «принудительного» труда имеют другие понятия, чем рабочие. Ясно, что то, что для консерваторов является «вольным» трудом рабочих, сами рабочие признают не иначе, как капиталистическим ярмом для себя.
Особо остановлюсь на наших отношениях с Францией. Прежде всего следует отметить, что со стороны влиятельных французских кругов сделано, кажется, все для того, чтобы взгромоздить препятствия для развитая французско-советских торговых отношений, сделано слишком многое для создания враждебных отношений и для ликвидации внешней торговли между СССР и Францией. Одно издание декрета 3 октября говорит само за себя. Вслед за Францией по пути издания такого же рода декретов пошли, как известно, некоторые другие государства, как, например, Бельгия и Румыния. Бросается в глаза при этом, что этим мероприятиям в указанных странах предшествовала поездка французского министра торговли Фландена в столицы как-раз именно этих государств.
С другой стороны, следует отметить, что после декрета советского правительства от 20 октября, направленного в защиту нашей внешней торговли от враждебных действий некоторых иностранных государств, желающих следовать советам Франции и антисоветским ограничительным мероприятиям пока что не нашлось. Как видно, не случайно и то обстоятельство, что до настоящего времени дух государств, принявших специальные мероприятия против советского экспорта, в общем совпадает с французским военно-политическим блоком.
Нужны ли еще другие подтверждения того, что заинтересованные круги рассматривают французский декрет от 3 октября, изданный прежним правительством, не иначе, как один из подготовительных антисоветских шагов для дальнейших еще более агрессивных действий в отношении СССР. Ясно, что такого рода шаги со стороны французского правительства не могут служить делу развития торговли между Францией и СССР, а также делу укрепления нормальных отношений между этими странами. Наконец, процесс «промпартии» не может ведь, считаться какой то случайностью. Несомненно, что он является результатом глубоких причин, действующих в сторону нарушения мира. Советское правительство не может с этим не считаться а потому принимает меры, необходимые для устранения препон к укреплению мира. Нам остается ожидать, какую позицию займет в этих вопросах новое правительства Франции. Мы предпочитаем в данном случае подождать, чем выступать с какими-либо пророчествами.
Интересы СССР прочным образом связаны с делом укрепления мирных международных отношений. Представители Советского правительства в подготовительной комиссии по разоружению в достаточной мере в, как «известно неоднократно, выявляли последовательную позицию СССР в деле укрепления мира. Однако, известно, что результаты работы подготовительной комиссии по разоружению ни к какому разоружению не привели. Советские предложения, направленные в сторону действительного разоружения, или по крайней мере, реального сокращения вооружений, были комиссией отвергнуты. Подготовительная комиссия наглядно показала, что господствующие на мировой арене державы не только не хотят никакого уменьшения вооружений, но параллельно с работой комиссии по разоружению всячески развертывали производство новых орудий войны; производство новых вооружений. Это заставляет СССР, как действительно последовательного сторонника мира, с еще большей бдительностью следить за шагами всех иностранных капиталистических кругов, политика которых явно противоречит интересам укрепления мира в данных условиях. То внимание, которое в нашей стране уделяется таким вопросам, как народно-хозяйственный план, ярко свидетельствует об основной установке советской власти, об установке на развитие мирных отношений, с другими государствами.
Наша основная задача —осуществление пятилетки в четыре года, К осуществлению этой задачи мы имеем все предпосылки внутри страны. Мы делаем вместе с тем все для того, чтобы не осуществились цели тех, кто стремится нарушить мир а помешать нам в осуществлении пятилетки в четыре года. На усиление агрессивности против СССР, на подготовку нападения со стороны наиболее крайних империалистических кругов в иностранных государствах, мы должны ответить полным выполнением намеченного на 1931 год народно-хозяйственного плана и еще более настойчивыми шагами советского правительства для укрепления дела мира.
Успехи социалистического строительства и укрепление обороноспособности Советского союза мы неразрывно связываем с дальнейшей борьбой за укрепление мира, за укрепление мирных условий развития СССР и других стран. Мы твердо уверены в том, что чем успешнее мы будем продвигаться вперед по пути социалистического строительства, по пути осуществления пятилетки в четыре года, тем больше будет действительно укрепляться дело мира во всем мире. (Бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию).
Москва, 7 января. (По радио).