УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА В ГЕРМАНИИ
Даже по официальным данным, количество безработных в Германии за 2 только недели, от 30 ноября до 15 декабря, увеличилось на 278 тыс. Учреждения, призванные регистрировать безработных, насчитывают в настоящее время в Германии свыше 4 млн. чел., лишенных работы. Нужно иметь в виду, что далеко не все безработные подвергаются регистрации и указанные цифры можно без малейшего опасения увеличить в полтора раза. Даже наиболее оптимистически настроенные люди не в состоянии сказать, когда произойдет перелом и подвергшаяся ударам кризиса промышленность начнет восстанавливаться. Наоборот, предсказания на ближайшие месяцы чрезвычайно неутешительны для германского народного хозяйства.
ИЗДЕРЖКИ КРИЗИСА—НА СЧЕТ ТРУДЯЩИХСЯ МАСС
Обострение кризиса естественно вызывает небывалое обострение классовой борьбы. Германская буржуазия, само собою разумеется, нисколько не расположена нести издержки кризиса и делает все возможное, чтобы переложить эти издержки на трудящиеся массы. Вся политика господствующих классов Германии за последний год сводилась к тому, чтобы путем снижения падающих на них налогов, увеличения налогового бремени трудящихся масс и ухудшения условий труда рабочих свести до минимума свои потери от кризиса. Налоговая политика министерства Брюннинга целиком отвечает этим задачам и путем применения диктаторского § 48 конституции, предоставляющего правительству право издавать законы в исключительных случаях помимо парламента, правительство провело, при полной поддержке социал-демократии, ряд декретов, повышающих акцизы на предметы первой необходимости и таможенные пошлины на ввозимые в Германию иностранные товары.
НАСТУПЛЕНИЕ НА ЗАРПЛАТУ РАБОЧИХ
Успешное выполнение этой части программы позволило германскому капиталу перейти в наступление на другом участке фронта и обратить все свое внимание на снижение зарплаты рабочих и на общее ухудшение условий их труда. Еще до истечения срока действия коллективных договоров в важнейших отраслях промышленности, предприниматели об`явили о расторжении этих договоров и о своем намерении снизить зарплату по меньшей мере на 10 проц. Правда, германский пролетариат ответил на это нападение целым рядом забастовок, но до сих пор его сопротивление не увенчалось успехом, так как главное его оружие — профсоюзы находятся в руках агентов буржуазии в рабочем классе — социал-демократов и обширные слои рабочих масс еще глубоко пропитаны социал-демократическими предрассудками и иллюзиями. Однако, уже тот факт, что германские рабочие, вопреки директивам своих профсоюзов и при самых неблагоприятных условиях для борьбы, все же сочти повсюду бастовали и предъявляли требования сохранения прежнего, жиз-ненного уровня, свидетельствует, что в пролетариате произошел серьезный перелом и что главное препятствие успешной борьбе рабочего класса — социал-демократия — начинает терять свой престиж. После каждой забастовки новые десятки тысяч пролетариев примыкали к революционным профоппозициям, а в, не которых случаях, как например, после забастовки металлистов в Берлине, циничное предательство социал-демократов привело к образованию новых революционных профсоюзов, применяющих тактику непримиримой классовой борьбы.
НАРАСТАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ БОРЬБЫ
Но, как ни затруднительна работа революционных элементов в рабочем классе, какие препятствия не ставят пролетарской борьбе социал-демократические традиции и полицейские насилия, тем не менее объективные факты германской действительности пробуждают в пролетариате классовое сознание и стремление к борьбе. 5 млн. безработных, лишенных в значительной мере пособий и замерзающих в не топленных квартирах, не могут и не хотят поддерживать капиталистический строй, обрекающий их на страдания. Рабочие, еще не выброшенные с заводов, но ждущие каждый день, что и их не минует эта чаша, находящиеся под угрозой снижения и без того нищенской зарплаты, не представляют уже благодарного материала для социал - демократической проповеди классового мира. Быстрый подъем влияния коммунистической партии в массах и огромный численный рост коммунистических организаций свидетельствуют об ускоренном по- левенки германского рабочего класса. Многочисленные уличные манифестации, организуемые компартией, вопреки строжайшим запрещениям полиции, привлекают все большие массы пролетариев, которые не останавливаются уже «перед вооруженными столкновениями с полицией. Характер этих манифестаций таков, что буржуазные публицисты и государственные деятели все чаще начинают говорить о гражданской войне, фактически уже начавшейся в Германии. Несомненно, что Германия переживает эпоху чрезвычайного обострения классовой борьбы, когда лозунги свержения буржуазного господства и установления советского режима уже усваивают самые широкие массы трудящихся.
АМЕРИКАНСКИЙ КРИЗИС И «СОВЕТСКИЕ ИНТРИГИ»
Такое же углубление экономического кризиса переживают и Соед. Штаты. Обещанное президентом Гувером и состоящим при нем совещанием банкиров и промышленников улучшение экономического состояния, разумеется, не наступило. Кризис далеко не дошел еще до своей высшей точки, но уже но самым скромным исчислениям количество безработных достигает 8 млн. Американский кризис усугубляется еще и глубочайшей депрессией сельского хозяйства, окончательно разоренного небывало низкими ценами на зерно и продукты скотоводства. Однако, до сих пор незатронутой кризисом оставалась святая святых американского капитализма — могущественные банки. В результате биржевой игры разорялись миллионы покупателей дутых бумаг. Но банки с их громадными золотыми запасами оставались незыблемыми. Однако, в последнее время дрогнула и эта капиталистическая крепость. Крах нескольких крупных банков внес небывалое смятение в ряды американской буржуазии. И для того, чтобы хотя бы отчасти восстановить доверие публики к банкам была пущена в ход наиболее популярная теперь среди буржуазии легенда о «советских интригах». Как сообщил целый ряд американских газет, крах крупнейшего из обанкротившихся в последнее время банков был вызван будто бы тем, что коммунисты по приказу из Москвы распространили среди вкладчиков тревожные слухи о состоянии Дел банка. История эта настолько нелепа, что только среди наиболее невежественных американских мещан может найти хоть какую - нибудь веру. Но, характерно, что американский капитал решил прибегнуть к явной бессмыслице для того, чтобы хоть чем - нибудь объяснить напуганным мелким капиталистам крушение устоев американского режима «процветания».
АМЕРИКА И ПОХОД ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Но, если басня о «советских интригах» в области создания банковских крахов бросается в глаза своей неправдоподобностью, а потому едва ли может рассчитывать на широкое распространение, то этого отнюдь нельзя сказать о другой не менее нелепой басне о «советском демпинге». Казалось бы, Соед. Штатам меньше всего приходится опасаться советского экспорта. Тем не менее, даже президент Гувер счел нужным в своей рождественской речи указать на «советский демпинг», как на одну из основных причин нынешнего экономического кризиса. Совершенно очевидно, что «демпинговая» кампания призвана отныне играть роль основного орудия в борьбе с развитием промышленности и сельского хозяйства СССР, на которые мировая буржуазия смотрит, как на смертельную угрозу не только своему благосостоянию, но и своему существованию.
Делается совершенно ясно, что мировой капитал не хочет допустить даже мысли о том, что Советский союз может приобрести экономическую самостоятельность и даже стать одним из конкурентов на мировом рынке. Вывоз Советским союзом за границу даже тех товаров, которые в гораздо больших количествах вывозились дореволюционной Россией, рассматривается ныне как покушение на благосостояние Европы и на весь капиталистический строй. Даже государственные деятели Чехо-Словакии и Италии — стран, вынужденных ввозить хлеб, выступают с речами, которые громят хлебный «советский демпинг». Совершенно очевидно, что дело идет отнюдь не об экономической самозащите, а о целом ряде политических мероприятий, направленных против СССР.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИКИ ИТАЛИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СССР
Впрочем, позиция итальянского фашизма в области отношений с СССР отличается ярко выраженной двойственностью. Италия нуждается в советском сырье и в советском хлебе. Но особенно вынуждена она стремиться к сохранению добрых отношений с СССР, вследствие того, что, готовясь к вооруженной борьбе с Францией, она хочет иметь обеспеченный тыл и не зависеть от иностранного ввоза по Средиземному морю, западная часть которого находится под контролем французского флота. Итальянская дипломатия стремится обеспечить себе дружественный нейтралитет стран, прилегающих к восточному бассейну Средиземного моря — Греции и Турции, что позволит Италии безопасно снабжаться всем необходимым из СССР. Политика эта проводится Италией довольно успешно, поскольку в последнее время ей удалось подписать с Грецией и Турцией договоры о дружбе и взаимном нейтралитете и торговый договор с СССР. И параллельно с этим идет обострение франко-итальянских отношений, ярко выразившееся в отказе обеих этих стран пойти на соглашение об ограничении своих морских вооружений.
НЕУДАЧА АНГЛИЙСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
На днях, Рим и Париж посетил английский морской эксперт Крэги, предложивший Франции и Италии посредничество Англии для улажения их спора о соотношении их морских сил. Дело в том, что 1 января кончается срок временного соглашения между Францией и Италией относительно их взаимного отказа от закладки новых судов. Это «морское перемирие» было заключено после Лондонской морской конференции по настоянию Англии, так как если бы между Италией и Францией продолжалось соревнование в постройке военных судов, то потерял бы всякое значение договор об ограничении морских сил, подписанный в Лондоне Англией, Америкой и Японией. В этом договоре есть пункт, гласящий, что если французский флот превысит определенное количество тонн, то Англия, чтобы не оказаться в неблагоприятном положении по сравнению с Францией, также имеет право начать постройку новых судов сверх предоставленной ей нормы. Но, так как лондонским договором установлено равенство морских сил Англии и Америки, то и Соед. Штаты получили бы в этом случае право увеличить свой флот. За Америкой неизбежно последовала бы Япония и вся работа Лондонской конференции пошла бы на смарку. Именно это и хотело предупредить английское правительство, послав Крэги с посреднической миссией.
Но и в Риме и в Париже английскому посреднику вежливо, но твердо указали, что он суется не в свое дело. Морское франко-итальянское соперничество будет таким образом продолжаться. И едва ли может быть хоть малейшее сомнение в том, что каждый вновь заложенный военный корабль является, новым шагом к надвигающемуся военному конфликту.
ПРОВАЛ КОНФЕРЕНЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА»
Неудача английского посредничества является новым поражением дипломатии Макдональда во внешней политике, в то время как провал конференции «круглого стола» должен быть расценен как поражение в политике внутренней. Вожди рабочей партии пытались добиться сотрудничества с индийской буржуазией для того, чтобы общими силами подавить революционно- освободительное движение индийских трудящихся масс. Но английский империализм оказался уже неспособным, не рискуя собственным существованием, пойти даже на те, сравнительно скромные уступки, которые требовали от него индийская буржуазии и помещики, Макдональд из опасения восстановить против себя английскую буржуазию не согласился на предоставление Индии прав доминиона даже в ограниченных размерах. Он не сумел найти почвы для примирения индусов с мусульманами в целях их сотрудничества с английским капиталом против индийского народа. Конференция «круглого стола» уперлась в тупик, так как слабеющий британский империализм боится, что не сумеет удержать своего владычества в Индии, где выросла уже собственная буржуазия. Индийский вопрос по-прежнему висит как смертельная угроза над империалистической Англией.
С. Яворский.