В лице умершего испанского писателя Висенте Бласко Ибаньеса сошел в могилу один из крупнейших мировых писателей — художников последнего 30-тилетия. Тонкий наблюдатель, искусный мастер слова, крупный политик, блестящий, ядовитый полемист Ибаньес родился в 1867 г. в семье торговца, уже 17 лет бежал из дома и принял участие в республиканском движении, много работал в газетах, был арестован и неоднократно высылаем. Буржуазная адвокатура оттолкнула его своей продажностью, посланный родным городом (Валенсией) в парламент, он быстро получил широкую известность своими блестящими острыми речами, направленными на все консервативное, все тормозящее общественный прогресс в нищей голодной Испании (королевская власть, церковь, уродства капитализма) за что неоднократно высылался из Испании и 3 раз подвергался тюремному заключению Очень резкий памфлет, разоблачающий политику короля платного агента германского штаба в годы войны, спекуляцию и мошенничество его и правящей клики, заставил Ибаньеса окончательно в 1925 году покинуть Испанию и из эмиграции вести непрестанную борьбу против короля и фашистского диктатора Испании, Де-Ривера.
Литературное наследство Ибаньеса, начавшего писать в 1894 году, громадно, оно достигает 30 томов, дающих широчайшую картину жизни Испании последних десятилетий процесса ликвидации в ней остатков феодальных отношений и бешеного развития капитализма. Описывая Испанию, как большой художник-реалист, Ибаньес ; скоро перерастает рамки национального писателя и, давая типические образы, превращается в европейского мастера.
«Не быв никогда сторонником «чистого» искусства Ибаньес рано начал служить идее прогресса (правда, в радикально - либеральном понимании его), являясь в первых романах своих бытовиком, он все больше и больше вырастает, как борец публицист, агитатор пламенный и яркий. «Перо превращается в его руке в шпагу, которую он наносит смертельные удары всем врагам процесса, в особенности, попам». ( В.Фриче)
И так как в Испании создание новых общественных отношений—капитализма происходило особенно резко и остро, как в стране запоздалого развития, то ломка старых форм также протекала болезненно. Как социолог анатом, Ибаньес с удивительной
тщательностью (методом близким к Золя, но все же далеко ушедшим от простого натурализма) на основе большого изучения вскрывает анатомию происхождения, развития и разложения буржуазного общества и это роднит его с нашим Горьким и делает его романы ценными, как художественно написанный исторический документ. Размах его творчества громаден —от высших банкирских кругов до забитых вековыми предрассудками крестьян от парламентских „кретинов“ до анархистов-рабочих, от античной куртизанки до интеллигента-босяка. Вся Испания,а вместе с тем и каждая проходящая через капитализм страна—перед нами во всем разнообразии и, вместе с тем и специфичности, ее бытия. Вот остатки феодальных отношений, почти патриархальный быт захолустья („Мертвые повелевают”, „Ил и тростник”, „Проклятый хутор“); он рушится, несмотря на все старания священников и сеньоров удержать его („Вторжение"). Растет капитализм неумолимо и жестоко разоряя крестьянство, переламывая свободных тружеников в арендаторов, рабочих, батраков, липкими щупальцами ростовщичества, спутывая, и душа сопротивляющихся, сбрасывая непокорных на дно (названные романы и «Винный склад», „В апельсинных садах“). Растет новый класс—хищный, цепкий, злоумный, быстро роднящийся с иезуитами для подавления низов (названные выше романы), выдвигает нужных, угодливых ему интеллигентов. Идет вверх демократия, формируется новая интеллигенция („Кровавая арена”, „Обнаженная"). Но везде и всюду глубокие противоречия, общество неумолимо раскалывается на классы, растет голытьба (“Отбросы жизни"), пока, наконец, не становится на ноги пролетариат и стачками и вооруженным восстанием заявляет о начале гибели капитализма („Толедский собор". „Винный склад", ”Вторжение").
Мрачно, густыми, почти черной, красками рисует Ибаньес этот мир борьбы, уничтожения и разложения, тяжело и смрадно... но он далек от пессимизма. Как Горький, он глубоко оптимистичен, он верит в прогресс, в его победу, он зовет к нему („Пиявка", „Луна “ „Сальватьоре “ „Аррести", „Фербер"), теории круговорота культуры он противопоставляет—„мир движется вперед, никогда не проходя дважды по колее!”, ”нами повелевает жизнь!” Мечты о будущем Ибаньеса туманны (он—далеко не социалист), но в его будущем царит разум, всеобщее счастье.
Это счастье достижимо только трудом. Ибаньес поет гимны труду, творческому, созидательному, он любит людей кипучей энергии, хоть бы они были и буржуа ( ”Санчес Моруэта“) (ср. Горький в „Дело Артамоновых"),—уходящий от труда, от деятельности—гибнет.
Десятки других мотивов мы находим в творчестве Ибаньеса: семья в буржуазном обществе с ее умерщвлением свободы и заменой любви сделкой („Проклятый хутор", „Винный склад" и др. Едкая ржавчина мещанства, убивающая настоящее чувство („В апельсинных садах", „Амазонка”), аристократизм и плебейство („Обнаженная"), личная трагедия интеллигента, творчество которого душит дух наживы и дурман религии („Обнаженная", „Вторжение") и мн. др.
Трагизм жизни, резко проявляющийся в силу национальных черт героев Ибаньеса, их глубокая эмоциональность делают его большим психологом. В наиболее же крупных своих романах, и особенно последнего периода, Ибаньес все больше и больше становится импрессионистом, аналитиком тончайших движений души, чувств и страстей. Это уменье вскрыть в смене быстро бегущих впечатлений и настроений их подоснову и описать их в очень ярких красочных образах являет Ибаньеса первоклассным стилистом. Изящный пейзажист, чувствующий невидимые нити, связывающие человека с природой, он создает изумительные по красочности описания природы, которые, как фон и как лейтмотив окрашивают и опьяняют психологию и действия героев. Удушливый гнетущий запах отбросов и мусорных ям в «Дикой орде», ликующие бурным биением соков цветения .Апельсинные сады", и, наконец, еще никем не превзойденная симфония моря в его бесконечном разнообразии и вечной жизни („Море")—все эго придает описаниям Ибаньеса черты художественного реализма высшего порядка.
Ибаньес с его мастерским анализом буржуазного общества во всей сложности последнего, его верой -действенной, творческой в прогресс, его неустанной борьбой со всем темным и злым всеми врагами всеобщего счастья, Ибаньес-большой художник реалист (у которого можно многому поучиться),—ценен и значителен и в наши дни, дни великой стройки, когда особенно нужна энергия и вера в наше дело.
В. Дитякин