БЛАСКО ИБАНЬЕС

В лице умершего испанского писа­теля Висенте Бласко Ибаньеса сошел в могилу один из крупнейших мировых писателей — художников последнего 30-тилетия. Тонкий наблюдатель, ис­кусный мастер слова, крупный политик, блестящий, ядовитый полемист Ибаньес родился в 1867 г. в семье торговца, уже 17 лет бежал из дома и принял участие в республиканском движении, много работал в газетах, был аресто­ван и неоднократно высылаем. Буржуазная адвокатура оттолкнула его своей продажностью, посланный род­ным городом (Валенсией) в парламент, он быстро получил широкую извест­ность своими блестящими острыми ре­чами, направленными на все консер­вативное, все тормозящее обществен­ный прогресс в нищей голодной Ис­пании (королевская власть, церковь, уродства капитализма) за что неодно­кратно высылался из Испании и 3 раз подвергался тюремному заключению Очень резкий памфлет, разоблачаю­щий политику короля платного агента германского штаба в годы войны, спе­куляцию и мошенничество его и пра­вящей клики, заставил Ибаньеса окончательно в 1925 году покинуть Испанию и из эмиграции вести непрестанную борьбу против короля и фа­шистского диктатора Испании, Де-Ри­вера.

Литературное наследство Ибаньеса, начавшего писать в 1894 году, громад­но, оно достигает 30 томов, дающих широчайшую картину жизни Испании последних десятилетий процесса ликвидации в ней остатков феодальных отношений и бешеного развития ка­питализма. Описывая Испанию, как большой художник-реалист, Ибаньес ; скоро перерастает рамки национального писателя и, давая типические образы, превращается в европейского мастера.

«Не быв никогда сторонником «чистого» искусства Ибаньес рано начал служить идее прогресса (правда, в ра­дикально - либеральном понимании его), являясь в первых романах своих бытовиком, он все больше и больше вырастает, как борец публицист, агитатор пламенный и яркий. «Перо превращается в его руке в шпагу, которую он наносит смертельные удары всем врагам процесса, в особенности, попам». ( В.Фриче)

И так как в Испании создание новых общественных отношений—капитализ­ма происходило особенно резко и остро, как в стране запоздалого раз­вития, то ломка старых форм также протекала болезненно. Как социолог анатом, Ибаньес с удивительной

тща­тельностью (методом близким к Золя, но все же далеко ушедшим от простого натурализма) на основе большого изу­чения вскрывает анатомию происхождения, развития и разложения буржу­азного общества и это роднит его с нашим Горьким и делает его романы ценными, как художественно написанный исторический документ. Размах его творчества громаден —от высших банкирских кругов до забитых веко­выми предрассудками крестьян от парламентских „кретинов“ до анархистов-рабочих, от античной куртизанки до интеллигента-босяка. Вся Испания,а вместе с тем и каждая проходящая через капитализм страна—перед нами во всем разнообразии и, вместе с тем и специфичности, ее бытия. Вот остатки феодальных отношений, почти патри­архальный быт захолустья („Мертвые повелевают”, „Ил и тростник”, „Прок­лятый хутор“); он рушится, несмотря на все старания священников и сеньо­ров удержать его („Вторжение"). Растет капитализм неумолимо и жестоко разоряя крестьянство, переламывая свободных тружеников в арендаторов, рабочих, батраков, липкими щупаль­цами ростовщичества, спутывая, и душа сопротивляющихся, сбрасывая непо­корных на дно (названные романы и «Винный склад», „В апельсинных садах“). Растет новый класс—хищный, цепкий, злоумный, быстро роднящийся с иезуитами для подавления низов (названные выше романы), выдвигает нужных, угодливых ему интеллигентов. Идет вверх демократия, формируется новая интеллигенция („Кровавая аре­на”, „Обнаженная"). Но везде и всюду глубокие противоречия, общество не­умолимо раскалывается на классы, ра­стет голытьба (“Отбросы жизни"), пока, наконец, не становится на ноги пролетариат и стачками и вооружен­ным восстанием заявляет о начале гибели капитализма („Толедский со­бор". „Винный склад", ”Вторжение").

Мрачно, густыми, почти черной, красками рисует Ибаньес этот мир борьбы, уничтожения и разложения, тяжело и смрадно... но он далек от пессимизма. Как Горький, он глубоко оптимистичен, он верит в прогресс, в его победу, он зовет к нему („Пияв­ка", „Луна “ „Сальватьоре “ „Аррести", „Фербер"), теории круговорота культуры он противопоставляет—„мир движется вперед, никогда не проходя дважды по колее!”, ”нами повелевает жизнь!” Мечты о будущем Ибаньеса туманны (он—далеко не социалист), но в его будущем царит разум, всеобщее счастье.

Это счастье достижимо только тру­дом. Ибаньес поет гимны труду, творческому, созидательному, он любит людей кипучей энергии, хоть бы они были и буржуа ( ”Санчес Моруэта“) (ср. Горький в „Дело Артамоновых"),—ухо­дящий от труда, от деятельности—гиб­нет.

Десятки других мотивов мы находим в творчестве Ибаньеса: семья в буржу­азном обществе с ее умерщвлением свободы и заменой любви сделкой („Проклятый хутор", „Винный склад" и др. Едкая ржавчина мещанства, убивающая настоящее чувство („В апельсинных садах", „Амазонка”), аристократизм и плебейство („Обна­женная"), личная трагедия интелли­гента, творчество которого душит дух наживы и дурман религии („Обнажен­ная", „Вторжение") и мн. др.

Трагизм жизни, резко проявляющийся в силу национальных черт героев Ибаньеса, их глубокая эмоциональность делают его большим психологом. В наиболее же крупных своих рома­нах, и особенно последнего периода, Ибаньес все больше и больше становится импрессионистом, аналитиком тончайших движений души, чувств и страстей. Это уменье вскрыть в смене быстро бегущих впечатлений и настро­ений их подоснову и описать их в очень ярких красочных образах являет Ибань­еса первоклассным стилистом. Изящ­ный пейзажист, чувствующий невиди­мые нити, связывающие человека с природой, он создает изумительные по красочности описания природы, которые, как фон и как лейтмотив ок­рашивают и опьяняют психологию и действия героев. Удушливый гнетущий запах отбросов и мусорных ям в «Ди­кой орде», ликующие бурным биением соков цветения .Апельсинные сады", и, наконец, еще никем не превзой­денная симфония моря в его бесконечном разнообразии и вечной жизни („Море")—все эго придает описаниям Ибаньеса черты художественного реализма высшего порядка.

Ибаньес с его мастерским анализом буржуазного общества во всей слож­ности последнего, его верой -действенной, творческой в прогресс, его неустанной борьбой со всем темным и злым всеми врагами всеобщего счастья, Ибаньес-большой художник реалист (у которого можно многому поучиться),—ценен и значителен и в наши дни, дни великой стройки, когда особенно нужна энергия и вера в наше дело.

В. Дитякин

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости