«МЕЖДУ ЗАПАДОМ, КОТОРЫЙ УМИРАЕТ, И ВОСТОКОМ, КОТОРЫЙ РОЖДАЕТСЯ»

Неизвестно, чем руководился великий французский писатель, родом румын Панаит Истрати, который после Октябрь­ских торжеств в СССР, на которых он присутствовал, отправился в сопровож­дении известного греческого писателя

Н. Казанцакиса в Грецию. Может быть, потому, что в жилах его, как утверждают афинские газеты, течет греческая кровь. Может быть, потому, что некогда Греция, в те отдаленные времена, когда она на­зывалась Элладой, считалась колыбелью западной цивилизации, а в начале 19 ве­ка в борьбе за ее свободу погиб знаме­нитый английский поэт Байрон. Как бы то ни было, 30 декабря Истрати очутил­ся в Афинах. Печать отметила его при­бытие статьями, в которых охарактери­зовала его как великого писателя и гу­маниста. Это, однако, не помешало той же печати спустя несколько дней начать против Истрати жестокую травлю. При­чина такой внезапной перемены? Имен­но то, что Истрати действительно ока­зался великим писателем и гуманистом.

На другой день по прибытии Истрати в Афины, его посетила делегация М0ПР‘а, которая ознакомила его с тяжелым поло­жением политических ссыльных и заклю­ченных борцов. Одновременно, знамени­тый французский писатель Анри Барбюс от имени „Комиссии по защите жертв белого террора на Балканах” обратился к Истрати с просьбой использовать свое пребывание в Греции для защиты политических прав греческого народа.

Первый день нового года Истрати про­вел в тюрьме Сингру (Афины) среди за­ключенных в ней политических. В камеры для заключенных его не пустили, и это дало ему повод вспомнить о той свободе, кото­рой он пользовался в этом отношении в СССР. В тюремном дворе он обратился к заключенным с приветственной речью, в ко­торой горячо клеймил белый террор бур­жуазии и призывал их не падать духом, не поддаваться сомнению и верить в ко­нечное торжество своего дела. На вопрос заключенных, каковы его впечатления из СССР Истрати сказал, что там творится новая чудесная жизнь. Заключенные горячо благодарили Истрати не только как друга, но и как товарища по борьбе. Этого выступления достаточно было, что­бы на следующий день вся пресса, за немногими исключениями, подняла беше­ную кампанию против Истрати.

По его адресу посыпались: „подкуплен­ный агент большевизма, неизвестно на какие деньги прибывший сюда”... „писа­тель босяцких нравов и сам босяк, незна­комый с элементарнейшими правилами приличия, позволяющий себе грубо отзы­ваться о стране, гостеприимством которой пользуется, и вмешиваться в ее внутрен­ние дела”, „непрошеный гость, которому следовало бы поскорее убраться откуда пришел”...

На защиту Истрати выступил орган венизелистов „Эл. Вима”. Газета объявила, что она с удовольствием предоставит свои столбцы знаменитому писателю, нападки на которого не делают чести грече­ской печати. Действительно, в номере „Эл. Вима” от 12 1 появилась прекрасная статья Истрати „Между Западом, который умирает, и Востоком, который рождается, статья, в которой в сильных и ярких образах Истрати изображает всю гниль капиталистического мира, противопостав­ляя ему Советский Союз, где „рождается новый мир, в котором есть место для здоровой жизни для морального суще­ствования”.

Нападками печати дело не ограничилось. Ближайшее выступление Истрати вызвало уже вмешательство властей. 11 января Истрати, совместно с Казанцакисом уда­лось поделиться своими впечатлениями об СССР с несколькими тысячами рабочих и представителей

интеллигенции, которые собрались на лекции, устроенной Педагогическим Обществом.

Речь Истрати представляла сплошной гимн тому великому, что творится в СССР, и произвела глубокое впечатление на собравшихся, несмотря даже на то, что Истрати говорил по-французски и его что там творится речь приходилось переводить. По окончании речи зал запел „Интернационал”. В порыве энтузиазма рабочие подняли Ис­трати на руки и держали так все время, пока длилось пение. Выйдя на улицу, рабочие продемонстрировали несколько кварталов с возгласами: „Долой белый террор”, „Долой коалиционное правитель­ство”, „Да здравствует Совроссия”.

В результате прокурор постановил воз­будить против Истрати, Казанцакиса и Глиноса (председателя Педагогического Общества) дело по обвинению в „нару­шении общественной тишины и оскорблении существующего строя”.

Истрати и Казанцакис были вызваны в камеру судебного следователя и подвер­гнуты допросу. Получив двухдневный срок для дачи об'яснений, Истрати и Казанцакис совместно подали заявление, в котором писали: „Хотя мы ортодоксаль­ные марксисты и признаем марксистский принцип борьбы классов, но, к сожале­нию, не принадлежим официально к ком­партии.

Мы просто революционные интелли­генты, гуманисты-проповедники лучшего будущего, которое обеспечит человече­ству осуществление равенства и справед­ливости. Целью устроенной нами лекции было выяснить в свете науки перед на­родом и интеллигенцией страны ту вели­кую работу, которая творится в России и, по нашему мнению, является зарей лучшего завтрашнего дня. Наша лекция отличалась научной об‘ективностью. Вот почему мы изумляемся тому, что нас об­виняют в оскорблении власти и в публич­ном нарушении порядка. Наши обвини­тели характеризуют нас, как ниспровер­гателей. Это правда. Мы действительно хотим низвергнуть капиталистический строй, который, по нашему убеждению, есть тирания сильных над слабыми, эксплуатация последних первыми”.

Преследования не остановили Истрати, и 15 января он посетил народный сана­торий для туберкулезных в Афинах «Сотириа». Свои впечатления от этого посещения Истрати изложил в органе ком­партии „Ризоспастис”. Вот что он писал: „Сотириа” не имеет даже тех преимуществ, которые мы находим в „Мертвом доме” До­стоевского. Он позорное клеймо варварст­ва, лишающее греческую буржуазию права говорить о культуре и ставящее Грецию ниже Румынии... Нет возможности в короткой статье описать виденные ужасы. Спрашиваю только (обращается он к буржуазии), почему не хватает у вас му­жества сжечь эти бараки вместе с их обитателями, умирающими в коридорах санатория в атмосфере, пропитанной миаз­мами уборной, облепленными мухами. Для чего вы разыгрываете комедию ле­чения этих трупов, что лежат на полу, в то время, как ветер пронизывает наск­возь их скелеты? Еще раз спрашиваю вас, не стыдно ли вам показывать перед иностранцами ваши драгоценности, ваши роскошные квартиры, ваши туалеты, зная что в окрестностях Афин есть ужасная „Сотириа", от одного посещения которой человек может сойти с ума. Афины мил­лионеров, у тебя нет совести”.

После всего этого неудивительно, что правительство и буржуазия весь­ма недовольны прибытием в Грецию Истрати и ждут не-дождутся, когда он уедет. Шеф жандармов Пецас предложил совету министров выслать Истрати из Греции. Однако, правительство пока на это не решается. Но кампания за высылку не прекратилась.

Один из цалдаристских (право-монар­хических) депутатов внес на первом же заседании открывшейся сессии парламен­та запрос, действительно ли совет ми­нистров постановил прекратить дело Истрати, и почему мин. внутренних дел не провел в жизнь предложение Пецаса о высылке Истрати...

Чем бы ни закончилась эпопея Истрати в Афинах, одно ясно: буржуазная Греция показала, что она ничем не отличается от остальною „Запада, который умирает”.

Афины 22/1—23 г. А. Капулос.

в то время когда выгоднее было начать заготовки с августа месяца, когда хлеб обходится дешевле, благодаря возможности перебро­сить хлеб водным путем. Наша коопера­ция это время проморгала, а частник в этот период сумел сделать значительные заготовки хлеба.

Нужно немедленно взяться за изживание недочетов в хлебозаготовительной работе.

Нужно сплотить все середняцко-бедняцкие слои деревни вокруг партийных и общественных организаций, для успеш­ного выполнения хлебозаготовительного плана.

Нужно создать еще более боевую обстановку в хлебозаготовительной работе в волости, придать ей там еще большую четкость, послать людей в деревню для раз‘яснения крестьянству задач хлебоза­готовительной кампании.

Нужно более энергично устранить не­достатки в работе хлебозаготовительных органов.

Необходимо усилить нажим на кулака, стремящегося сорвать государственные хлебозаготовки, мероприятия, проводи­мые сов. властью.

Нужно взяться немедленно за самое энергичное развертывание работы, ибо только это обеспечит успешное выполне­ние хлебозаготовительного плана.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости