ЗА НЕДЕЛЮ (Международный обзор)

Драка империалистов вокруг проблемы о так называемой .безопасности*, принимает настолько острый характер что сама по себе становится сероезной опасностью.
В последнее время мы имеем целый ряд заявлений государственных деятелей различных стран и всяких меморандумов по поводу этой самой .безопасности". При поверхностном взгляде на эти заявления может показаться, что тут ведется какой-то схоластический, чисю-абстракт- ный, спор о различных принципах международного права. На деле же изощренная дипломатическая дискуссия является лишь ширмой, прикрывающей весьма ре-альные противоречивые интересы различных империалистических дер жав. Вот почему разобраться в ней весьма поучительно.
Наиболее ярой участницей спора о .безопасности" является Франция. Именно Франция выставляет тезис, что разоружению должна предшествовать .безопасность*. Французские милитаристы будут считать безопасность Франции гарантированной лишь в том случае, когда она сама б^дет вооружена до зубов и когда Германия окажется совершенно безоружной, поэтому такая формула, по существу говоря, означает категорическое нежелание французских шовинистов разоружиться. Ибо возрождающийся германский империализм в последние годы сам постепенно вооружается, находя при этом косвенную поддержку Англии, опасающейся французской гегемонии на европейском континенте. Французская дипломатия также настаивает на особых гарантиях в виде расширительного толкования тех статей устава Лиги Наций, которые трактуют о санкциях против .нарушителей мира*. Отсюда попытки Парижа с помощью малых нейтральных государств (Швеция, Норвегия), также заинтересованных в гарантиях со стороны великих держав, воскресить идею мертворожденного Женевского протокола 1924 года. Протокол этот, имевший своей базой версальскую систему, предусматривает совместное выступление всех членов Лиги против нападающей стороны.
Но против этого решительного выступает Англия. Позиция английской дипломатии весьма ярко выражена в опубликованном 18 января агентством Рейтера правительственном меморандуме. Если отбросить шелуху трафаретных фраз о миролюбии и т. д., то внутренний смысл меморандума в общих чертах сведется к следующему: английский империализм не хочет выдавать оптовых гарантий в том, что он об‘явит войну всякой стране, которая будет признана Лигой Наций нападающей. Хотя английское влияние в Лиге Нации весьма сильно, английская дипломатия не может предвидеть, какие создадутся в ней комбинации в будущем и поэтому не намерена связывать себе руки твердыми формальными обязательствами. Недаром Чемберлен недавно заявил, что Лига Наций является .хрупким инструментом*. В соответствии с этим английский меморандум гласит: .Едва ли уже созрело время для какой-либо общей системы санкций, обеспечивающей принудительное выполнение арбитражных договоров: едва ли вероятно, чтобы какая либо де )жава, которая достаточно сильна для того, чтобы действовать при помощи принудительных мер, согласилась в настоящее время принять на себя какое либз общее обязатель тво по применению таких мер против тех участников любог- конфликта, которые откажутся исполнито арбитражное решение*. Итак, Чемберлен не считает нужным чересчур церемониться с Лигой и открыто ставит ставку на силу, на бронированный кулак.
Наряду с этим меморандум выдвигает идею сепаратных договоров между членами Лиги Наций, выступая таким образом против основной идеи женевского института. В самом деле, ведь если принять за чистую монету заявления сторонников Лиги Наций, то основная цель ее покончить с системой враждебных государственных группировок и заменить ее— общей договоренностью всех государств. Чемберлен же теперь формально защи-щает то, что до сих пор фактически делали все импералистические державы, т. е.
заключение всяких военных союзов и соглашений за спиной Лиги Наций.
Мы видим таким образом, что хотя английская и германская точки зрения продиктованы совершенно раз личными соображениями, они очень близко соприкасаются и таким обра зом создается возможность англ о-германского сотрудничества, направленного против тенденций французской диплома тии отстаивать всякую букву версальско-
о .закона *. Весьма показательным в это\ смысле является выступление Штреземан, в рейхстаге 30 января. Штреземан жало- вался, что в Германии .прежнее воодушевление по поводу Локарно сменяете скептическим отношением* и требовал эвакуации Рейнской области. .Каких ещ- гарантий, помимо локарнских требует Франция?*—спра изал Штреземан. И. делая реверанс в сторону Лондона, он заявил .к от; азу Германии от агрессивных действий (Локарно) добавляется еще английская гаоангия, которая столь значи тельным образом была подчеркнута английским министром иностранных дел в Женеве. Во Франции не станут зеть сомневаться в мощи Англии и ее желании сдерешь торжественно данное ею слово*.
Но „мощь Англии* отнюдь не устраивает Францию, так ктк частичная поддержка. ок;зывае.1ая английской дипломатией Германии, а в особенности англо- итальянский блок, всецело направлены против французских интересов.
После все- о этого ясно, что горячая полемика по поводу бесчисленных вари- I антов гарантий безопасности является 1 пустым словопрением лишь постольку, поскольку речь идет о действительном эазоружении. Поскольку же речь идег о столкновении противоречивых интересов империалистических держав, эта полемика заслуживает особого внимания, как показатель исключительной • напряженности положения, создавшегося в лагере империалистов.
В свете этой дискуссии еще раз подтверждается выдержанность и правильность точки зрения советской делегации на сессии п дготовительной ко-миссии по вопросам разоружения в конце ноября истекшего года в Женеве. Ставя точку над .и*, тов. Литвинов открыто заявил, что бесконечные поения по вопросу о безопасности, как предпосылки разоружения, по существу говоря, преследуют лишь одну цель—ни в коем случае не допустить разоружения. Действительно, вся эта непревращающаяся болтология .безопасности* имеет своей об‘- ективной целью скрыть от трудящихся масс полную беспомощность буржуазной дипломатии в смысае урегулирования антагони зма, вытекающего из самой .природы* империализма и быстро надвигающуюся опасность нового кровавого побоища.
* **
Инцидент с тайным провозом оружия для Венгрии попрежнему продолжает оставаться в центре внимания европейской политики. .„Инцидент" сам по себе и разгорев паяся вокруг него борьба дают богатый материал для уяснения проблемы франко итальянских отношений и политических сдвигов, намечаю щихся на Балканах.
По Трианонскому договору, Венгрия точно также, как Германии по Версальскому до овору, обязалась окончательно разоружиться и допустить на своей территории контроль со сторон г союзнических военных миссий. Контроль этот лишь недавно был отменен и вскоре после этого австри - ские власти в пограничном пункте Сан- Готарде задержали транспорт оружия для Венгрии, который был отправлен под видом фруктоз. Поднялся невообразимый скандал. Из государс тв Малой Антанты, опасающейся усиления ограбленной ею в территориальном отноше нии Венгрии, особенную нервность пронзила Югославия. Дело в том, что оружие был; итальянского происхождения и в отпрв- ке его юго слазское правительство совершенно правильно усмотрело попытку Италии использовать Венгрию для усиления своего влияния на Балканах. Югославский министр иностранных дел Ма- ринкович выступил с воинственном речью в которой выдвизул лозунг — .Балканы для балканцев* и заявил, что Юго-Славия готова силой оружия обороняться о; посягательств врагов. В ответ на это Фашистская печать обрушилась с резкими нападками на Юго-Славию, одновременно заигрывая с союзницей Юго-Славии по Малой Антанте—с Румынией.
Румыния же, чувствуя ослабление сво ей покровительницы—1Франции, обнаруживает склонность переориентироваться в сторону Италии и стоящей за ней Ан глии. Таков именно смысл поездки румынского министра иностранных дел Ти- тулеску в Рим. Но будучи верными своей .традиционной* двойственности, румынские дипломаты одновременно ведут та ные переговоры и с Францией, и Титу- леску из Рима намерен направиться "в Париж. Другими словами, она п ятаются нантажироватьодновременно и Францию и Италию, пытаясь заключить на лучших условиях заем.
Тем' временем Румыния всячески саботирует посылку венгерскому правительству совместной ноты протеста держав 4алой Антанты и коллективной апелля ции к Лиге Наций, которая лишний рзз обнаруживает свое полнейшее банкротство перед лицом очередного конфликта, чреватого серьезными осложнениями для европейского мира. Бесчисленные противоречия мекду мелкими государствами за Балканах оказываются помноженными за противоречия между крупным империалистически зи державами и в результате создается запуганный узел склок и интриг, который раньше или позже бу- *ет рассечен мечом,
* *
*
Чрезвычайное обострение борьбы между английским трестом .Ройяль Детш 11елл“ и американским—.Стандарт-Ойль“ нельзя рассматривать, как изолированное тление. Она составляет часть общей борьбы Великобритании и Соединенных Итатов за мировую гегемонию. Составными элементами в этом соперничестве •шляется грызня не только вокруг нефти, ю и вокруг каучука, хлопка, доллара или ^унта, как международного платежного средства, и т. д.
Но особый интерес соревнованию нефтяных трестов придает тот факт, что в настоящий момент коммерческие интересы Хтандарт-Ойль" в значительной степени совпадают с интересами нашего Нефге синдиката и в результате получается борьба в пределах треугольника Англия— Америка—СССР.
Президент „Ройяль Детш Шелл* давно /же ведет ожесточенную борьбу против СССР за попытку подчинить своему контролю советскую нефть. Еще на Генуэзкой конференции в 1922 г. Детердинг, который теперь выражает благородное возмущение по поводу торговли американцев -краденой* (национализированной) большевистской нефтью, сам пытался заключить сделку с советской делегацией на советскую нефть. После Генуи такие же по-пытки повторялисьнеоднократно. Убедившись, однако, невозможности заставить советское правительство признатьдомогатель- ства .Ройяль Детш Шелл* и связанных с ним бывших владельцев акций нефтяной промышленности в России, Детердинг развил бешеную кампанию с целью преградить советской нефти доступ в Англию и английские владения. Ни для кого не секрет, что этот нефтяной воротила не в малой степени способствовал англо-советскому разрыву и пытался вызвать также франко-советский разрыв.
Однако, кампания Детердинга дала лишь незначительные результаты. Английского потребителя интересует в первую голову доброкачественность и дешевизна нефти и озоняние его не настолько тонко, как у сэра Детеринга, чтобы почувствовать в ней политический большевистский запах, а потому РОП (сокращенное название общества по продаже советской нефти в Англии) во все большей мере развивает свои операции. Советская нефть так же просачивается на ближне-восточные рынки из Индию. Это происходит ка ос нове сделки между Нефтесиндпкатом и могущественным .Стандарт-Ойль К оф Нью-Йорк", обладающим широко разветвленным распределительным аппаратом в этих странах.
Успехи советской нефти в Индии еще более усилили бешенство .Ройяль Детш Шелл*. Представитель этого треста в Нью-Йорке—Ричард Эйри—об'явил формальную войну .Стандарт-Ойль*: .Ройяль Детш*—заявил он представителям печа ти -будет вести борьбу против .Стандарт-Ойль К’* во ьсех странах, где последняя попытается продавать советскую нерть. Нефтяная война не будет прекращена до тех пор, пока .Стандарт-Онль*, не прекратит продажи советской нефти или Советский Союз не ком *енсирует прежних владельцев нефтеносных земель в России*
На эту атаку американские нефтяники ответили контр-атакой. Через послушную им печать они стали высмеивать .моральное возмущение" сэра Детердинга, который еще недавно сам пытался торговать советской нефтью, а через правительственный аппарат они начинают проводить различные мероприятия, направленные против .Ройяль Детш*. Американский морской министр Вильбур заявил, что министерство запретит Де- тердингу скупать нефтеносные участки в забронированных за флотом районах.
Из американских правительственных кругов в ответ на угрозу англичан о запрещении .Стандарт-Ойль* торговать советской нефтью в Индии, был дан намек на возможное запрещение английским фирмам эксплуатировать нефть в Соединенных штатах. Американский торговый флот, находящийся в руках государства, по поводу появившихся в печати сообщений о закупке им у .Стандарт-Ойль" советской нефти, заявил, что происхождение нефти его не интересует, другими словами, демонстративно подтвердил этот факт. Наконец, агентами ..Стандарт-Ойль" производится нажим на нью-йоркской бирже с целью помешать Детердингу заключить заем.
Эта ожесточенная борьба нефтяных трестов может, понятно, скоро смениться перемирием, как это часто бывает во взаимоотношениях между нефтяниками. Гем более, что в некоторых европейских странах интересы Не ртесиндиката и .Стандарт-Ойль* не совпадают. Это относится, в частности, к Франции, где усиливается течение за широкое соглашение между французским правительством и советским правительством о поставках советской нефти, которые были бы увязаны с урегулированием вопроса о долгах.
Это нашло свое отражение в письме депутатов французской палаты Фили ппото и Барона по поводу необходимости ускорения франко советских переговоров: „Кредиты и система концессий,—пишут депу1аты,—позволили бы СССР широко поставить эксплуатацию естественных богатств, увеличить добычу нефти... и выступить конкурентом на мировом нефтяном рынке. Такого рода положение обеспечило бы нашей стране по меньшей мере ту выгоду, которую можно было бы извлечь из этой конкуренции. Вместе с тем такого рода положение избавило бы нашу страну от экономической зависимости, ко орую ей навя ывают амгло-сак- сонские тресты, и от требований, несовместимых с нашей независимостью и до-стоинством*.
Нефть наша может таким образом сыграть значительную роль в деле благополучного завершения советско-французских переговоров и стать фактором обострения отношений между крупнейшими империалистическими державами мира, что в свою очередь расширит маневренные возможности СССР в борьбе с капиталистическим окружением. М.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости