Советский строй и обломки старых суеверий

На письме митрополита Вениамина от 10 января 1918 года в Совнарком В. И. Лени I наложил следующую резолюцию: .Очень прошу коллегию при комиссариате юстиции поспешить разработкой декрета об отделении церкви от государства*.
23 января декрет был опубтикован.
Православная церковь, господствовавшая при самодержавии, была затронута декретом сильнее всех, как самая богатая и привилегированная.
Церковники, заседавшие как раз в то время на своем соборе, были обозлены твердым шагом советской власти и решили во что бы то ни стало сопр тивляться осуществлению нового закона, стараясь поднять на протест и самое население, организуя крестные ходы, ночные богослужения, сзывая граждан набатным звоном на защиту церкви, якобы, гонимой .слугами антихриста*.
Земля, здания, доходы—вот за что дрожало и черное и белое духовенство, вот что рождало бешеную ненависть в кем к советской власти. Немного цифр могут иллюстрировать подоплеку этой ненависти. По данным Паркомюста, к осени 1920 года было упразднено 673 монастыря. Крестьянство получило 827.540 десятин монастырской земли. Было из‘ято 4 ?47.6^7.520 рублей монастырских капиталов, национализировано 84 завода, 436 молочных ферм, множество зданий, гостиниц и т. д. В монастырях устраивались коммуны, больницы, школьные городки, детские дома. На смену тунеядцам приходили рабочие и крестьяне, чтобы использовать накопленвое паразитами добро в интересах социалистического строительства.
Поповская и монашеская Казань, которая была одним из центров православия, где одних чудотворных икон божьей матери .всероссийского масштаба* было три: Казанская, Смоленская и Грузинская, где^был ряд старых и богатых монастырей с многими сотнями монахов, 52
Церкви, духовная академия, „братство святого Гурия*, миссионерские курсы, поставлявшие „просветителен инородцев* для Поволжья, Башкирии, Сибири, #Эта“ Казань, конечно, встретила враждебно мероприятия советской власти по отделению церкви от государства. Тесно связанные с контр-революционными офицерскими кругами, попы и монахи прятали у себя по кельям бело рардейцев, которых разыскивала советская власть. В 1^18 году на поиски некоторых из них в Раифскую пустынь, это старое гнездо религиозного мракобесия и фанатизма, был команд фован из Ка а ни отряд в 7 человек. Монахи разослали своих гонцов по окрестным дерезням, сказав, что монастырь при пли грабить солдаты-ра бонники. Темные крестьяне под предводительством местям х кулаков с вилами, топорами и винтовками собрались к монастырю Под звуки „священных* песнопений, во время обедни коммунары и красногвардейцы были замучены и расстреляны, а трупы их были сожжены в яме с хзоростом возле часовни. Главные зачинщики этого дела, игумен Варсонофий и его ближайшие чернорясные соратники бежали затем в Сибирь.
Трудно было расстаться попам с таким орудием духовного закабаления трудящихся, как школа. Снова берем пример Казани, где попы организовали для посылки протеста в Совнарком совместное собрание представителей приходов и деле атов от родителей—чиновников, мещанства. В случае отказа советской власти допустить преподавание закона бо кия собравшиеся обещали прекратить посылку детей в школу.
Старая формула, связывавшая воедино „самодержавие* и „православие* была слишком дорога казанским иерархам. „Смиренный* Иаков организовал .Братство защиты православной веры града Казани*. Петициями и собраниями дело не ограничилось. В начале лета 1918 года, когда белым удалось временно захватить Казань, духовенство встречало их тор кественными молебнами, колокольным звоном. Архиепископ на соборной площади сам возглашал многолетие .избавителям*. Сохранилось его послание к „па-стве* от 2 августа. „Для организации и поддержан <я новой собравшейся русской армии необходимы средства... Собирайте деньги в кру кки, заводите подписные листы за церковной печатаю и деньги направляйте обычным порядком через благочинных в епархиальны \ совет*. Так ис- пользовызались религиозные организации в целях контр-революции. „Возлюбленные о го поде чада святой православной казанской церкви!—обращался Иаков с „архипастырским словом1* к верующим.—Изг-нанный из пределоз Казани враг е це н * побежден... Все верующие, присоединяйте вини молитвы л мотитвзм пастырей. Вез способные носить ор,жне станови есь в ряды народной армии * Эти слона были напечатаны в воззвании жирным шрифтом. Когда красные войска вступили вновь в будущую столицу Татреспублики, „святой владыка* бежал к Колчаку.
Мусульманское духовенство на с‘ездах в Свияжске и Уфе приветствовало советскую власть. Но, конечно, от со*етскои власти муллы ждали не социалистической школы, не свободы антирелигиозно I пропаганды. Они лелеяли попрежнему букву корана и шариата и мечтали о полной идейной гегемонии своей над трудящимися массами. Связанное с татарской буржуазией мусульманское духовенство в некоторых местах также выступало на стороне контр-резолюции, как это было, например, в Бугульминском кантоне, где муллы распространили слух о приближении „войск Валидова“ и подняли кресть- ское восстание. В дальнейшем о ш избрали тактику „культуртрегерскую*, исполь- зозывая сепараторы для ор анизации крестьян вокруг мечети, допуская в мечеть и женщин и т. п. Ратуют они и сейчас за духовную школу.
Что потеряло казанское духовенство с проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства?
Конечно, большие доходы монастырей, привилегии миссионерской пропаганда, много теплых местечек, вроде закрытых домовых церквей при учрежде ниях. Но тем не менее и сейчас еще в> лик религиозный фанатизм. Летом 1924 г. при следовании крестного хода с иконой богоматери в слободе Восстания толпой при попустительстве попов были зверски избиты милиционеры и сотрудники уголовного розыска, пои чем один товарищ скончался на третий день. Еще и се 1час в Казани имеется 32 православных церкви. Мусульмане построили за годы революции одну новую мечеть в Суконной* слободе и теперь в Казани 19 мечетей. У различных сектантов о молитвенных домов и помещений для собраний, есть и костел и кирха и старообрядческие моленные и храмы.
В Спасском монастыре можно наблюдать пало шичество вотяков, чуваш, марийцев к мон?хине, пр >дающе ! целебный песочек. В прошлом году в селе Старые Кабаны „исцелилась* через икону Казанской бо чье » матери оэсстаблеянзя ,,мо нлхинн*4, оказавшаяся впоследствии и здоровой и не монахиней, а ловкой спекулянт- ко! на чувства* темных крестьян, обианы- р.а гпей их в компт'ии -о с^я ?^нн<чо Еще и сейчас в Богородицком монастыре доживают с во 1 век 269 „сестер", и ма ь игуменья превратилась в „председатель ницу общины*. Осталось еще несколько | десятков „монашествую ней братии* и в , б. Ки и еском мона тыре.
Тихоновны* в Карачи неизмеримо сил нее „обновленцев*. Если первым принадлежит 22 неркви с 1 1 2 пр »ложлна- ми и 81 священнослужителями, то обновленцы насчиты ают всего 6 церквей при 11 священнослужителях и 793 прихожанах. Вместе с единоверцами и старообрядца ми в Казани насчитывалось в 1926 году 100 человек православного духовенства. Прибавьте сюда 41 мул ту и муэдзинов. Если в среднем каждый из них зарабатывает в месяц только 50 рублей, то оказывается, что для содержания духовенства русское и татарское население ежегодно тратит не менее 84.000 рублей. Десятки тысяч рублей тратятся еще и на ремонты церкви На ну жды народного просвещения и здравоохранения ?ти средства очень бы пригодились. А правильно поступили рабочие завода № 40 им. Лен на, когда они о Тратили с ою церковь в общественную столовую.
Сектанты в Казани также имеют свое гнездышно. Евангелистские проповедники снуют по кантонам, держат свя ь с Ма- риобластыо. В прошлом го у они созвали с езд в Казани, который был ими назван „духовным курортом*. Сезд этот сопровождался торжественными церемониями, крещением новообращенных 37 чел. в р. Казанке, хлебопрело л л ением с участием 204 человек, ду овны и и концерта ли. Внимательно выслу ивш я доклад о методике проповеди и ,братья и сестры* отмечати в своих блок-нопх все указания оратора. С благоговением слушади пророчества о конце мира и днях ..великой ж.>рбив тля земли, когда все „верные* будут взяты живыми на небо.
% *
*
Декрет об отделении церкви от государства вырзал из под ног православия его материален ю опору. Он предоставил всем церквам и иепмешниям опираться только на самих себя. Благодаря неизжитому еще невежеству, консерватизму и отсталости, религия еще держит многих в своей плену
На на политическая и культурная, все углубляющая я с каждым годом, работа должна вырвать самые идейные опоры всякой религии, ко пигывая новых люд й, материалистов и р волюнионеров, строителей социалстического общества.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости