Я думаю, что не только для работников культуры, но и для всех граждан советской страны является радостным то обстоятельство, что сейчас так много, так густо, так энергично заговорили о необходимости ускорения культурного роста страны.
По поводу того выражения, которое озаглавливает всю эту новую страницу нашей культурной работы—выражения культурной революции—я хочу сказать здесь несколько слов для уточнения этого понятия.
Во-первых, нет никакого сомнения, что тов. Рыков был глубоко прав, когда отметил известное отставание культурного развития страны по сравнению с ее хозяйственным развитием. В большой и обстоятельной резолюции, которую ЦИК принял по моему докладу на последней своей сессии, также указана была крайняя недостаточность наших достижении, как по сравнению с величием социалистической цели, так и по сравнению с жаждой знания, проявляемой трудовыми массами. Однако, мне не хотелось бы, что бы вследствие этого возникло представление о какой-то неподвижности на культурном фронте, или о какой-то захирелости нашего культурного поступательного движения. Кто изучит, как следует, текст той же резолюции, тот увидит, что ЦИК признал в этом отношении огромные достижения и быстрый темп развития. Если брать наши культурные успехи безотносительно, то мы вправе радоваться им и гордиться ими. Только когда мы принимаем во внимание и исходный пункт, т. е. необыкновенно низкий уровень культуры, с
которого нам пришлось начать, и перспективы и требования масс, то мы вынуждены констатировать, что достигли еще мало и что здесь необходимо, как выразился т. Кржижановский в своем докладе на XV с`езде, проявить героические усилия.
Тем не менее, слово «культурная революция» не надо понимать в том смысле, что между работой первого десятилетия и последующими годами встанет внезапно какой-то кризис, какой-то резкий перелом. Текла река нашей культурной работы, становясь все более многоводной и быстрой, и тут вдруг свергается с каких- то скал на подобие Ниагары. Ничего подобного. Нам нужно ускорение темпа нашей работы, увеличение наших средств, нам нужна переброска на культурную работу новых крупных партийных сил. Нам нужен чрезвычайно внимательный просмотр партией всех основных принципов и решений нашей культурной политики, нам нужно уточнение, усиление нашей работы. Нужно дать дружественно настроенной к нам интеллигенции (а таких подавляющее большинство среди интеллигентов всех родов оружия и всех квалификаций) авторитетное руководство, которое одновременно вело бы за собою эту интеллигенцию и не претендовало бы заменить политической компетенцией разнообразные специальные компетенции.
Таким образом, здесь не будет какого- то неожиданного перелома, какой-то даты, вслед за которой все изменится. Наше культурное строительство и до сих пор было глубоко революционным, коммунистическим по своему духу, хотя, конечно, оно переживало предварительную стадию. Оно станет полнее, решительное, а главное, быстрее, оставаясь, по существу своему, тем же самым движением, тем же самым творчеством.
Вообще, выражение культурная революция нужно понимать не в том смысле, что в области культуры возможен резкий, все сразу изменяющий сдвиг. И хозяйственная революция, в правовом отношении, можно сказать, в один час (скажем в час провозглашения национализации разных категорий производительных сил), экономически совершается в виде чрезвычайно длительного процесса; например, у нас завоевание командных высот, постепенный переход к плановому хозяйству, призыв к своеобразному сотрудничеству частного капитала на почве мелкого производства и торговли, постепенное же вытеснение этого же частного капитала уже путем организованного роста государственной промышленности и государственной кооперации. Под понятие хозяйственной революции входит и длительный процесс рационализации вообще, в частности электрификации, и колоссальный под'ем и развитие технических знаний и умений трудящегося населения и т. д. К этому надо прибавить, что промышленное хозяйство не может быть оторвано от сельского и поэтому в хозяйственную революцию входит и такой процесс, который намечен сейчас XV с‘ездом, а именно переход к коллективным формам хозяйства в деревне. Это процесс чрезвычайно длительный.
Культурная революция включает в себя такие явления, как перестройку всей науки на марксистской материалистической базе, создание нового искусства, проникнутого пролетарской идеологией и нашедшего подходящую для нее форму, продвижение народного просвещения по всем его путям, вплоть до достижения уровня народного образования, более высокого, чем в передовых странах Европы; перестройку быта в смысле условий жилищных, питания, времяпрепровождения и , что особенно важно, уклада семейных отношений; перестройку всего нашего здравоохранения, физкультуры и т.д. Такой многогранный, но и многосложный процесс, конечно, дается лишь тяжелым, долгим систематическим трудом.
У многих с понятием культурной революции связывается, прежде всего, нечто обратное этому понятию, т. е. не медленный процесс развития, а ударная задача. Ударная задача, конечно, превосходная вещь и очень помогает развитию, но в культурной области она играет вспомогательную роль. На первом месте здесь будет упорное строительство, к сожалению, медленное, хотя мы должны употребить все усилия, чтобы ускорить его, не лишая его характера органической работы, прочного строительства всерьёз и надолго.
Но есть и другой смысл слова революции, который мы никак не должны забывать. Когда мы говорим революция, мы указываем на присущий данному явлению характер классовой борьбы. Наше культурное строительство есть необычайно острая, тонкая и во многом решающая форма классовой борьбы. Мы поведем здесь борьбу с заграничной буржуазией, со всем капиталистическим миром, который не только старается задержать наше развитие к социализму но и отравить нас ядовитым дыханием своей разлагающейся культуры. Мы будем вести борьбу с оставшимися у нас контрреволюционными элементами, которые прикрыто, но действенно стараются замедлить продвижение социалистической культуры, или сбить ее с правильного пути. Мы будем бороться с обывательской косностью, которой у нас чрезвычайно много и которая является сильным врагом социалистической культуры, тем более, что она никогда не расстается со своим закадычным приятелем, - индивидуалистическим эгоизмом старого жизненного уклада.