Многосложный процесс

Я думаю, что не только для работников культуры, но и для всех граждан советской страны является радостным то обстоятельство, что сейчас так много, так густо, так энергично заговорили о необ­ходимости ускорения культурного роста страны.

По поводу того выражения, которое озаглавливает всю эту новую страницу нашей культурной работы—выражения культурной революции—я хочу сказать здесь несколько слов для уточнения этого понятия.

Во-первых, нет никакого сомнения, что тов. Рыков был глубоко прав, когда отметил известное отставание культурного развития страны по сравнению с ее хо­зяйственным развитием. В большой и об­стоятельной резолюции, которую ЦИК принял по моему докладу на послед­ней своей сессии, также указана была крайняя недостаточность наших достижении, как по сравнению с величием социалистической цели, так и по сравне­нию с жаждой знания, проявляемой тру­довыми массами. Однако, мне не хоте­лось бы, что бы вследствие этого возник­ло представление о какой-то неподвиж­ности на культурном фронте, или о какой-то захирелости нашего культурного поступательного движения. Кто изучит, как следует, текст той же резолюции, тот увидит, что ЦИК признал в этом отно­шении огромные достижения и быстрый темп развития. Если брать наши культур­ные успехи безотносительно, то мы впра­ве радоваться им и гордиться ими. Толь­ко когда мы принимаем во внимание и исходный пункт, т. е. необыкновенно низкий уровень культуры, с

которого нам пришлось начать, и перспективы и требо­вания масс, то мы вынуждены констати­ровать, что достигли еще мало и что здесь необходимо, как выразился т. Кржижановский в своем докладе на XV с`езде, проявить героические усилия.

Тем не менее, слово «культурная революция» не надо понимать в том смысле, что между работой первого десятилетия и последующими годами встанет внезапно какой-то кризис, какой-то резкий пере­лом. Текла река нашей культурной рабо­ты, становясь все более многоводной и быстрой, и тут вдруг свергается с каких- то скал на подобие Ниагары. Ничего подобного. Нам нужно ускорение темпа нашей работы, увеличение наших средств, нам нужна переброска на культурную ра­боту новых крупных партийных сил. Нам нужен чрезвычайно внимательный про­смотр партией всех основных принципов и решений нашей культурной политики, нам нужно уточнение, усиление нашей работы. Нужно дать дружественно настроенной к нам интеллигенции (а таких подавляющее большинство среди интел­лигентов всех родов оружия и всех ква­лификаций) авторитетное руководство, ко­торое одновременно вело бы за собою эту интеллигенцию и не претендовало бы заменить политической компетенцией раз­нообразные специальные компетенции.

Таким образом, здесь не будет какого- то неожиданного перелома, какой-то да­ты, вслед за которой все изменится. На­ше культурное строительство и до сих пор было глубоко революционным, ком­мунистическим по своему духу, хотя, конечно, оно переживало предварительную стадию. Оно станет полнее, решительное, а главное, быстрее, оставаясь, по существу своему, тем же самым движением, тем же самым творчеством.

Вообще, выражение культурная революция нужно понимать не в том смысле, что в области культуры возможен резкий, все сразу изменяющий сдвиг. И хозяйственная революция, в правовом отноше­нии, можно сказать, в один час (скажем в час провозглашения национализации разных категорий производительных сил), экономически совершается в виде чрез­вычайно длительного процесса; например, у нас завоевание командных высот, по­степенный переход к плановому хозяй­ству, призыв к своеобразному сотрудни­честву частного капитала на почве мел­кого производства и торговли, постепен­ное же вытеснение этого же частного ка­питала уже путем организованного роста государственной промышленности и го­сударственной кооперации. Под понятие хозяйственной революции входит и дли­тельный процесс рационализации вооб­ще, в частности электрификации, и колос­сальный под'ем и развитие технических знаний и умений трудящегося населения и т. д. К этому надо прибавить, что про­мышленное хозяйство не может быть оторвано от сельского и поэтому в хо­зяйственную революцию входит и такой процесс, который намечен сейчас XV с‘ездом, а именно переход к коллективным формам хозяйства в деревне. Это процесс чрезвычайно длительный.

Культурная революция включает в себя такие явления, как перестройку всей науки на марксистской материалистичес­кой базе, создание нового искусства, проникнутого пролетарской идеологией и нашедшего подходящую для нее форму, продвижение народного просвещения по всем его путям, вплоть до достижения уровня народного образования, более высокого, чем в передовых странах Европы; перестройку быта в смысле условий жилищных, питания, времяпрепровождения и , что особенно важно, уклада семейных отношений; перестройку всего нашего здравоохранения, физкультуры и т.д. Такой многогранный, но и многосложный процесс, конечно, дает­ся лишь тяжелым, долгим систематичес­ким трудом.

У многих с понятием культурной ре­волюции связывается, прежде всего, неч­то обратное этому понятию, т. е. не мед­ленный процесс развития, а ударная за­дача. Ударная задача, конечно, превос­ходная вещь и очень помогает развитию, но в культурной области она играет вспомогательную роль. На первом месте здесь будет упорное строительство, к со­жалению, медленное, хотя мы должны употребить все усилия, чтобы ускорить его, не лишая его характера органичес­кой работы, прочного строительства всерьёз и надолго.

Но есть и другой смысл слова рево­люции, который мы никак не должны забывать. Когда мы говорим революция, мы указываем на присущий данному явлению характер классовой борьбы. На­ше культурное строительство есть не­обычайно острая, тонкая и во многом решающая форма классовой борьбы. Мы поведем здесь борьбу с заграничной бур­жуазией, со всем капиталистическим ми­ром, который не только старается задер­жать наше развитие к социализму но и отравить нас ядовитым дыханием своей разлагающейся культуры. Мы будем ве­сти борьбу с оставшимися у нас контрреволюционными элементами, которые прикрыто, но действенно стараются замедлить продвижение социалистической культуры, или сбить ее с правильного пути. Мы будем бороться с обывательской косностью, которой у нас чрезвычайно много и которая является сильным врагом социалистической культуры, тем более, что она никогда не расстается со своим закадычным приятелем, - индивидуалистическим эгоизмом старого жизненного уклада.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости