При чрезвычайно трудном положении бюджета Татреспублики, вынуждающем правительство Татарии урезывать и сокращать до чрезвычайных пределов расходы по развертыванию сельского хозяйства и промышленности, по школьному и больничному строительству, в этом году создалось такое положение, что на покрытие дефицита по содержанию казанских городских театров уже отпущено до 70 тысяч рублей бюджетных средств. Хорошо, если бы этими деньгами все дефициты оказались покрыты и не стоял бы вопрос о дальнейшем отпуске не меньшей суммы для покрытия дефицита за вторую половину сезона. Но дело сложилось так, что для покрытия дефицита за весь сезон потребуется сумма в два раза большая.
Театральные дефициты оказались в этом году значительно выше, чем в прошлые годы, по двум основным причинам. Первая причина—совершенно неумелое и бесхозяйственное ведение дела в ТУЗП (Тат. Управление Зрелищными Предприятиями), руководители которого, теперь уже снятые с работы, раздули излишние штаты и увеличили расходы этого учреждения до недопустимых размеров. Вторая, более важная причина заключается в том, что в нынешнем сезоне русская драматическая труппа впервые работала в новом помещении (быв. Дом Красной армии), где доходы от продажи билетов оказались во много раз ниже, чем когда бы то ни было, и где они не покрывают и трети расходов по содержанию труппы и театра. Помещение Большого театра (на Проломной улице), где ранее работала русская драма, было в этом году предоставлено под татарский академический театр, что в принципе совершенно правильно, ибо этот театр с точки зрения развития татарской нац. культуры и искусства имеет очень большое значение в условиях Татарии и нуждается в особой поддержке и внимании. В связи с переводом его в новое более крупное помещение расходы по его содержанию, естественно, значительно увеличились. Все это вместе взятое привело к увеличению расходов по содержанию обоих театров.
Не оспаривая значения театра, как одного из важнейших орудий культурного строительства, и вытекающую отсюда необходимость выделения государственных средств на поддержку и развитие театрального дела, нельзя все-таки при нашей бедности и недостатках тратить на это дело слишком большие средства. Затрачивая в наших условиях 150 тысяч рублей на покрытие дефицита одного только театрального сезона, мы полностью уподобились бы неевшему 3 дня человеку, который на последний гривенник покупает себе пирожное.
Поэтому, когда перед горсоветом и Совнаркомом встал вопрос, как выйти из создавшегося положения, было решено для сокращения дефицита сосредоточить до конца текущего сезона работу обеих трупп—русской и татарской в одном помещении Большого театра. Этот выход особенно напрашивался потому, что татарская труппа использует и может использовать помещение Большого театра только три дня в неделю.
Такое объединение работы обоих театров в одном помещении позволит сэкономить до конца года до 30—40 тысяч руб. (учитывая доход от кино, которое организуется в быв. Доме Красной армии). Хотя это и связано с известными трудностями и неудобствами для обеих трупп, но иного выхода не было, ибо нельзя же лишать театра как татарское, так и русское население гор. Казани. Но даже если бы на это пошли, если бы решили закрыть русскую драму, то от этого никакого денежного облегчения не получилось бы, ибо договоры и контракты заключены до конца сезона.
Насколько выгодной в финансовом отношении оказалась эта мера, видно из того, что за два дня работы в новом положении русская драма и кино "Колосс" дали валового сбора более 2.000 руб., в то время как раньше средний сбор русской драмы не превышал 300 рублей. Только за два дня получилось увеличение доходов на 1400 руб. по сравнению с положением в первую половину сезона.
Среди татарских артистов и некоторых других кругов нашлись лица, поднявшие вокруг этой меры целую бучу и шумиху.
Со стороны этих кругов в связи с переводом на время русской драмы до конца сезона в свое прежнее помещение ( с тем, чтобы она там работала тоже 3 дня в неделю) пошли разговоры о "походе против татарской культуры", о "царских великодержавных методах преследования тат. театра" и т.п.
До 10 человек артистов татарской труппы даже предъявили "ультиматум" угрожая отказом от участия в спектаклях, тем самым срывая работу всего татарского театра. Те, кто подымает подобный шум, кто угрожал устройством подобных забастовок, идут явно на то, чтобы взбудоражить татарускую общественность против руководящих органов ТР.
Кто поверит, что руководящие органы ТР следуют методам царизма в отношении к татарскому искусству, к татарской культуре? Кто поверит, что правительство Татарии проводит великодержавную политику гонений и преследований в отношении к своему детищу, к созданному им. тат. театру? Кто поверит, что партийная организация ТР допустила бы и потакала проведению подобной политики?
Никто, понятно, не поверит, ибо это ложь и клевета.
Наоборот, при всей бедности нашей, руководящие Органы ТР предусмотрели в бюджете этого года отпуск 52 тыс. рублей на поддержку Тат. Ак. театра. За ним закреплено самое лучшее театральное помещение в городе, принимаются все меры, чтобы поставить работу этого театра наилучшим образом и в возможно лучшие условия. Принятое решение, чтобы до конца сезона оба театра работали в одном помещении, является не актом стеснения тат. театра (как его недобросовестные элементы пытаются толковать), а неизбежной мерой, которая, правда, создает некоторые неудобства для артистов, но никаких серьезных затруднений в работу театра не вносит.
Только недобросовестные люди, стремящиеся везде найти повод для нападок против руководящих советских и партийных органов ТР, и узкие себялюбцы, думающие только о своих мелких удобствах, могли создать шум вокруг состоявшегося решения о временном переводе русской драмы в прежнее помещение.
Пусть татарские рабочие и крестьяне скажут свое веское слово, что правильнее: выложить из бюджета еще 60 тысяч рублей или подвергнуть некоторых капризных господ артистов тем или иным временным неудобствам.
Широкая масса трудящихся-татар и татарская советская общественность должны дать решительный отпор гнилым настроениям и претензиям незначительной части работников татарского театра.
М. ХАТАЕВИЧ.