С БЛОК-НОТОМ ПО ЕВРОПЕ (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)

VI. Париж

Париж. Большой город. Шум. Движение.
Одни автомобили. Лошади не увидишь, не считая изредка попадающегося тяже¬ловоза, везущего груженую телегу. Ка¬валькады галопирующих верхом бездель- ни ов—представителей элегантного све¬та—их можно еще встретить на лошадях, на п тях к Булонскому лесу, где рядом с широкими просторами асфальта авеню, специальная, усыпанная мелкими камеш¬ками, дорога для всадников.
В центре города ленты автомобилей, хвосты машин: часто выгоднее здесь дви¬гаться пешком.
Сеть автобусов,, трамваев с трехзнач¬ными номерами, с кучами публики у ос тановок, входящей, однако, без давки по очереди по номеркам. Номерки срываются каждым тут же в трамвайной будке.
А самое быстрое движение—под землей, где вгрызшиеся в землю линии метро бороздят под.емный Париж, где каждые 2 3 минуты проходит поезд. Короткие остановки—8, 10, 12 секунд—вышли, во¬шли—и поезд мчится дальше.
Потоки вышвырнутых из подземных коридоров людей заполняют улицы. В часы, ко! да открываются и закрываются ма азины, учрежден я—людская лава.
Но прохо ит пара минут, и лавы уже нет—она рассосалась по улицам, этажам, магазинам.
В магазинах, больших, универсальных, где снуют лифты, где тянутся ленты дви¬жущихся из этажа в этаж лестн щ кон¬вейерного типа для публики, массы поку¬пателей, у груд накиданных, в плановом,
оцнако, порядке, товаров.
Зоркий глаз наблюдателей, частных сы¬щиков, следит за тем, чтобы было по¬меньше краж.
А на улицах море реклам, заливаю¬щих вечером своими огнями дома, про¬хожих, проезжих.
Париж. Одна из мировых столиц. .Центр мира-, как кричат рекламы.
Площади и авеню Орега, где толпятся днем и ночью иностранны, навещающие космополитическую столицу.
Улица Лувра, где громады Луврского дворча, где теперь МУ ей, перед которым лента садов с газонами, цветами, скульп¬турами.
Биржа, где шум, крик, нечленораздель¬ные звуки тех, кто покупает, продает, спекулирует, мошенничает.
Громада триумфальной арки Этуяль, с надписями о победах Наполеона, где те¬перь мо ила „неизвестного солдата*с веч¬ным огнем на могиле (под землей горят остатки нефти, зажигаемые дежурными по гарнизону).
Склонив шляпы пред могилой, стоят, проходят люди, а в десятках шагов прохо¬жих атакуют шустрые продавцы порно- г афичегких открыток.
Причудливые контуры дворца Трока- деро, парк, бронза фигур зверей и вид на Эйфелеву башню.
Башня, где лифты на все этажи, пе¬реплетена пакетами электро - проводки: вечером цветные огни движущейся рек¬ламы восхваляют с высоты башни дос¬тоинства автомобилей парижского Форда—
Ситроена.
Отель Инвалидов, где музей армии, где военная слава Франции, где отнятые у врагов знамена, где салон-ваюн маршала Фоша, где строгий камень саркофага На¬полеона и гробниц его маршалов.
Невдалеке дворец палаты депутатов (.свобода*, равенство, и братство*), Ор- сейская наб ережная, где инполитика, мост Александра III (если не в Ленинграде, так в Париже). А за ними ширь Елисей- ских полей, где асфальт шинами авто на¬чищен, как паркет.
Париж, где в окрестностях историче- ский Версаль с его великолепными сада¬ми, аллеями, скульптурами. В летние ме¬сяцы, в праздники .боль иие воды*, когда пускают в ход все фонтаны, их иллюми¬нируя.
Дворцы Версаля, где музеи, картины, где история сражений (на картинах по¬беды поражений не рисуют). Залы зер¬кальные и иные. Зал, где подписан в 1919 году знаменитый Версальский мир.
А за 226 франков !) вас автомобиль из бюро путешествий повезет к Реймсу на боевые поля сражений, где могилы тех, головами которых куплен Версаль¬ский мир. и где рестораны для туристов.
А за 605 франков вам покажут (на пол¬ном пансионе) в трехдневной экскурсии поля Реймса, Вердена, Вокуа, и точно по расписанию не будут кормить завтра¬ками и обедами в роскошных ресторанах с видами на поле битв, где пали .смертью храбрых*, .добрые патриоты*, гонимые империализмом „неизвестные солдаты*.
Париж — город искусства, красивого. Музей Лувра с анфиладами зал, где ми¬ровые скульптуры, творения греков, рим¬лян, выве енные из Италии (в частности, из дворца Боргезе) во Францию в резуль¬тате победоносных войн, где Венера Ми¬лосская (молодежь, дети русских эмигран¬тов, слабая в русском языке, называет ее Венецией), где ценные полотна Тициана. Рафаэля. Мурильо, Рубенса, где извест¬ное творение Леонардо да Винчи—Джио-1 конга, украденная было из Лувра, най¬денная и вновь водворенная на место, но уже под усиленную охра* у.
Тут же неуклюжие регалии' француз¬ских монархоз (с бриллиантами по сто с лишним карат) с специальным полицей¬ским при них постом.
А в коридорах музея, где продают копии мастеров, фото, открытки, можно купить народу с бюстами и медалями, отлитыми в честь Вашингтона, Франклина, Ла ранета, медаль в честь летчика Линд¬берга (в его же честь дамская мода за¬вела шляпы а 1а Линдберг): В шингтон— 31 франк, Линдберг—28 франков.
Музей декоративного искусства, где искусство Франции с XV века до на ших дней, где коллекции утвари, одежды, мебели и других стран.
Париж—город моды, где создаются ту¬алеты, стоимостью в десятки тысяч фран¬ков, где в витринах для дамских туфель специальные изящные каблуки ценой в 500 франков (месячный заработок рабо¬чего и служащего), где специальные кон¬сультации и для мужчин на тему, какого фасона шляпа полагается для прогулки, для вечера, для дел, для приемов, для завтраков и обедов, для свиданий, для оперы, для балов и вечеров, для авто, путешествий, для спорта.
Париж—город зрелищ, город .любви* специального сорта.
Всякие ревю (обозрения), в роде Мулэн- Руж, где у входа вертящиеся крылья красной мельницы, где внутри голое тело балерин, в массовом действии пятидесяти¬шестидесяти пар ног, выводящих стандар- дные па, где в фойэ тучи .своих* жриц любви, пристающих к публике—в одном, очевидно, тресте об‘единены и автомо бильное бюро для туристов, и кафе - ре¬сторан", и театр с своими платными
приложениями.
Смысл ревю—в степени .откровенно¬сти* нарядов (точнее, отсутствия нарядов) артисток, выступающих то танцовщицами, т > в разных сложных живых фигурах— колоннами фрегата, украшениями китай¬ской пагоды и т. д.
Если полагается символизировать где л ибо Америку, то эту роль ведет обязательно пг)имадонна, шикарно разодетая: пресмы-кание перед долларом стопроцентное, не¬смотря на проводимую американцами та¬моженную воину с Фран;шей.
Когда на сцене Америка, апплодисменты усердно сыпятся с партера: когда же по ходу обозрения поется карманьола, партер угрюмо молчит, зато аплодиру¬ет галерка.
Зрелищ много на Монмартре, где ка¬бачки, кафе, театры, типа .белых* и .черных кошек*, ,ада*, .рая;‘, .чистили¬ща* и прочие.
Луна-Парк, где всякие карусели и иг¬ры, тиры, и где .оригинальный" вид ти¬ра. За несколько франков публике пред¬лагается бросить десятки шаров в ми¬шень. под которой на виду у публики за сеткой, в кроватях под одеялами спят француженки.
.Не давайте им спать44—говорит над¬пись; француженки получают за 8 часоз лежания 25—Ж) франков, а .культурная* публика наслаждается таким тиром.
Париж, город поощрения наук и ис¬кусств, где в честь делегатов IV Между¬народной Психотехнической Конферен ции мэр на специальном заседании в Отель де-Виль держал речь, читая ее с бумажки, говорящую о большом значе¬нии психотехники (т. к. в Париже каж¬дый день происходит какой нибудь с езд, то м*ру его секретари каждый день при¬готовляют соответствующую шпаргалку, где говорится о большом значении созы¬ваемого с'езда и о парижском муниципа¬литете, который всегда рад оказать гос-теприимство делегатам н покровительст¬во наукам), где в честь этой конферен¬ции были даны в разных местах и чай, и концерт силами оркестра .Республи¬канской Гвардии*.
Париж—интернациональный город, где представители всех наций мира находят себе приют, и где десятки тысяч рус¬ских белогвардейцев, брызжущих пеной против СССР в газетах Милюкова, Бур¬цева, Семенова, Струве.
Кстати, эмигранты агитируют против большевиков и в городских уборных, расклеивая маленькие афиши, где сооб¬щается, как о жертвах большевиков, о мил¬лионах умученных аристократов, о 5 мил¬лионах рабочих и 30 миллионах крестьян, которые голодают из-за большевистского режима. (Часть эмигрантов, из кающихся организовала „союз возвращения на роди¬ну*, с задачами коллективного ходатайства перед СССР о разрешении в‘езда и с лозунгами: .Любовь родине, презрение авантюристам! Мир равенству, война при¬вилегии! Дорога мирному труду! )
Париж—интернациональный город, па ри ане—космополиты, но каждый вечер на б.льварах ловля .нежелательных ино¬странцев*, для высылки их из страны: особенно достается левым итальянцам, высылаемым, по соглашению французской и итальянской полиций, в Италию, в лапы фа* и и тского режима.
Пар аж город двух революций, город, где была взята Бастилия, город, где в капелле .Ехр1ак>п*е* и сейчас показывают ни пи, в которых нашли обезглавленных революцией аристократов и отдельно их головы, вставленные меж колен их тру¬пов. Париж—город, где развевалось знамя Коммуны.
Париж—город пролетариата, который в дни своих демонстраций заставляет дро¬жать буржуазию: после выступления этим летом пролетариата с протестом по делу Сакко-Ванцетти, буржуазия Парижа на¬столько перепугалась, что выпустила даже специальный плакат, расклеив его пов¬сюду, где в центре нарисован рабочий с гла ами, устремленными вверх на серп и молот, а внизу надпись, смысл которой в том, что рабочии то бравый человек, но его обманывают коммунисты, жажду¬щие .тайной вечери*, .чтобы грабить, насиловать, убивать".
Париж—город, где родилась марсельеза, ныне там опошленная, как гимн страны, которой правит Пуанкаре-Война.
Париж—город, где рабочего сразу уз¬наешь в метро и трамвае, ибо он упрямо не снимает своей кепки, не меняя ее на шляпу, обязательную принадлежность представителя хорошего общества, обя¬зательную принадлежность и всякого слу¬жащего. если он не хочет быть вышиб¬ленным с работы, как одетый .под-рабо¬чего*.
Париж—город, где рабочие всех пар¬тий и направлений с энтузиазмом выби¬рают и посылают в СССР рабочие деле¬гации—отчет двух рабочих делегаций, ездивших в СССР, отпечатан в Париже под названием „К социализму* и пере¬дает восторженные впечатления делега¬тов.
Париж- -город, где центр французской компартии, где славный орган компар¬тии .Питание41, основанный Жоресом, где организована республиканская ассо¬циация бывших военных и молодая анти¬фашистская гвардия, где эти организации во всех клубах выбрсили плакаты с ло¬зунгами: .Прочь руки от СССР" и с на- рисонанным на них боль ?:им кулаком— довольно нетонким намеком на то, что ждет тех, кто будет совать в СССР свои грязные лапы.
Париж—город, где на стенах коридо¬ров, метро, поближе к окраинам, выведены углем большие надписи: .Угуе 1/Агтёе гои^е*.
Таков Париж.

Н. бурдянеммл.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости