На XV съезде предполагалось принять резолюцию, которая звучала, приблизительно так: .Подвергать всяким бичеваниям и скорпионам таких приказчиков магазинов, чиновников различных учреждений и т. д., которые небрежно относятся к посетителям, в особенности, к дурно одетыми. В комиссии эта часть резолюции прошла полностью, но на с'езде против нее выступил один из самых коренных и типичных рабочих членов нашей партии, всеми нами глубоко уважаемый тов. Угаров. Он заявил, что указанное выше место в резолюции в такой форме не годится. Он скачал: .Разве съезду не известно, что рабочие одеваются в настоящее время очень, прилично, так же, как их жены и их дети? Мы уже переросли то время, когда оборванная одежда служила своего рода мунаиром для пролетария. С другой стороны, нельзя же давать привилегию за плохую одежду. Тогда многие нэпманы скоро станут ходить в рваных картузах и дырявых штанах специально для того, чтобы наши приказчики и чиновники перед ним козыряли*. И, несмотря на то, что представители комиссии напоминали о принятии этого предложения большинством голосов, с*езд. при общем добродушном смехе, отверг рваное платье, как признак принадлежности к классу-диктатору.
Этот маленький эпизод имеет свою по-учительную сторону. Конечно, большая беда, что мы не все еше можем прилично одеваться и, разумеется, очень часто с пропойцей и дом к высокомерным взорам и непочти-тельному обращению. И, хотя с‘езд вы черкнул положение об особом уважении к бедной одежде, тем не менее я уверен, что приказчикам и чиновникам, которые позволяют себе какую-нибудь выходку или невнимание по отношению к этим гражданам, несмотря на оговорку той. Угарова, очень сильно нагорит.
Однако, все-же цель наша—поднимать культурный уровень пролетариата н крестьянства; а в эту культуру входит/ конечно, чистая, опрятная и приличная одежда. Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того, чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт. У нас иногда боятся, что эта одежда может придать нарядный или кокетливый вид и считают это большим преступлением. Это, говорят, дело мещанское или еще того хуже—буржуазное. (Так говорят, когда дело доходит до особенно фантастических одеяний). Однако, на самом деле в известной нарядности и ко-кетливости тоже нет ничего неподходящею для пролетариата. Разные бывают люди и разные бывают у них вкусы. Например, на мой взгляд, курение—величайшая гадость, но из этого не следует, чтобы я запрещал курить или презирал курящих.
Иметь привлекательную наружность, дело хорошее, разумеется. Скверно, если за привлекательной наружностью скрывается пустота или даже какая-нибудь погаиенькая пролетарская молодежь была бы курносая или безносая, подслеповатая, горбатая, хромая, мешковатая, хилая, бледная и т. д., да еше к тому же одевалась бы в сплошное рубище или, по крайней мере, в такое платье, в котором не было-бы ни малейшей радости, ни малейшей элегантности, а так просто, взятое из магазина готового платья, средние штаны, юбки, башмаки и т. д. Что-же тут было бы хорошего? С этим можно было бы в крайнем случае, примириться, как с преходящим злом, сказать, что мы теперь работаем, учимся, нам некогда теперь подумать о том, чтобы не было под ногтями грязи, чтобы мы причесали свою взлохмаченную головушку и подумали о том, что нам больше к лицу.
Конечно, с каждым днем нашего хо‘
зяйственного процветания будут улучшаться квартиры рабочего, пища его, его времяпрепровождение, разумеется, и одежда. Люди пожилые и старые будут одеваться скромно, но удобно и чисто, а людям молодым— сама природа их велит немножко играть с костюмами, стараться подчеркнуть свою миловидность, силу, грацию.
На это иные говорят: .Но, позвольте, одежда имеет прямое отношение к полу и приводит к ра вращению нравов и т. д.*
Ах, милые товарищи-пуритане, предоставьте эти слова тем, из уст кого они впервые изошли, т. е. попам. Вот, что скверно и омерзительно: это, когда грязный парень направо и налево отправляет свои „научно-физиологические потребности* с грязными девушками, которых он нисколько не лк>^ит, не ува кает и о Подробностях романа с которыми он рассказывает хихикающие анекдоты таким же, как он, нечистоплотным нигилистам, Дело не в том, чтобы сумрачно
насупив чело, осуждать всяческие радости жизни и в их числе одну из самых больших по признанию Энгельса и Ленина, именно, радость любви к существу другого пола. Дело, пожалуй, в том, теперь, чтобы поднять эти чувства* как можно скорей на высоту небывалого изящества и утонченности. Об этом тоже писал никто иной, как чистейший в мире человек—Ленин. С любовью повторял он слова Энгельса, что утонченная любовь, т. е. такая, которая сопровождается целой музыкой чувств, нежности, любви, доверия, радости является великим завоеванием культуры. И, представьте себе, какой-нибудь живописный локон или ладная обувь у девушки, какой нибудь красивый галстук у парня, могут дать свою ноту радости, изящества в молодом романе, который должен, наконец, выбить из нашего быта скверную, животную похотливость и неразборчивость.
Пожалуйста, посмейтесь над пустой девушкой, которая пудрится и красит губы, которая всю свою гордость положила на фальсификацию своей, иной раз немиловидной, физиономии, пожалуйста, подтрунивайте над парнем, который полтора часа выбирает себе подтяжки в магазине, голубые ли ему носить, или розовые. Но те из пролетариев, или, вообще, наших граждан, которым общий уклад нашей жизни уже дал достаточный заработок, которые уже могут поднимать внешнюю культуру своего быта, пускай они невозбранно одеваются хорошо, так хорошо, как подсказывает им их эстетическое чувст о и как допустимо по их общему бюджету. Конечно, исскуство одеваться не может занять особо большого места ни абсолютно, ни относительно, но оно все-таки должно представить собою довольно заметнуФ графу.
А, Луначарский.