В подтверждение того, как используются материальные ресурсы на предприятиях, я захватил с собой несколько обрезков кожи с фабрики „Спартак", которые до недавнего времени употреблялись на... топку котлов. Это — обрезки кож, в которых ощущается колоссальная нужда, кожи, которые с успехом можно использовать для починки обуви. Подобные факты, конечно, имеют место и на других предприятиях. Сколько же десятков тысяч рублей ежемесячно теряет промышленность?
Пару слов о текучести рабочей силы.
Общегородская партийная конференция в начале августа вынесла ряд весьма конкретных решений, осуществление которых значительно сократило бы текучесть.
Однако, до сих пор продолжают господствовать оппортунистические темпы; косность и неповоротливость многих организаций сводит на-нет самые хорошие решения. Где практика заключения индивидуальных договоров с рабочими, где практика товарного премирования старых кадров рабочих, где практика самообязательств рабочих и специалистов о длительных сроках работы на предприятиях?
Общественность не мобилизована на борьбу с текучестью, рабочей силы, все еще слаба регулирующая роль биржи труда и органов Наркомтруда. А ведь текучесть — одна из основных помех в развитии нашей промышленности.
Кстати о рабочей силе вообще. Вот сейчас, на основе опыта этого месяца, можно сказать, что затруднения с рабочей силой вытекают не только из общих трудностей, что они обуславли¬ваются не только очень большим спросом на кадры, в связи с гигантским размахом строительства. Наши безынициативность, медлительность, отсутствие настойчивости содействовали углублению кризиса с рабочей силой.
Была объявлена трудповинность для нетрудового элемента. Если в первые дни работало 1.000 человек, то сейчас из-за плохой распорядительности работает не больше 500.
Привлечение к строительным и разгрузочным работам тылоополченцев тоже значительно смягчает кризис в рабочей силе.
У нас до сих пор на бирже труда есть безработные, а рабочих всюду не хватает. Обращение ЦК достаточно крепко бьет по тем, кто продолжает бюрократически числить тысячи и даже сотни тысяч безработных на бирже труда.
Плохо используются людские ресурсы. На бирже числится около З.000 подростков в возрасте от 16 до 18 лет, часть которых может быть использована для легких работ. На практике же им часто отказывают в предоставлении работы.
Производится же самомобилизация пионеров и комсомольцев в помощь совхозам и колхозам, в частности на кампанию по уборке фруктов.
К этому надо добавить возможность использовать красноармейские части в порядке проведения „дня индустриализации".
„День индустриализации" проходит у нас неорганизованно. До сих пор только около трети рабочих и служащих провели „день индустриализации". Исключительно плохо организуются работы на пристанях. В силу этого здоровый человек зарабатывает на субботнике не больше полтинника.
Все время кричали: „Транспорт, транспорт!" Кричали, что из-за транспорта срывается городская перевозка. Что же оказалось? Транспорт есть, но пользоваться им не умеют. Пристани завалены грузом, задерживается строительство, а в это время автотранспорт работал только 8 часов, гужевой транспорт работал только 8 часов. Острый недостаток транспорта, а в это время лошади стоят из-за отсутствия телег, тогда, как телеги можно было взять в тех организациях, где транспорт работает 8 часов. У нас нет транспорта, а Татсоюз, получая оцинкованные ведра, прежде чем точно определить, в какой район их направить, возит ведра в склады за 8 верст, а затем снова на ту же самую пристань, откуда они прибыли для погрузки в кантоны. Вот как обстоит дело.
Мы добились того, что автотранспорт работает сейчас в две смены, добились того, что гужевой транспорт работает по 12 часов- Только благодаря решительным мерам транспортные затруднения в значительной степени удалось преодолеть.
Когда был поставлен вопрос о том, чтобы автотранспорт работал на две смены, от хозяйственников последовал ответ:
— Нет шоферов.
После выяснилось, что имеется 600 человек — ни больше, ни меньше (смех).
За последние 2—3 недели сооружено 7 трамвайных грузовых площадок, каждая вмещает 400—500 пудов и может делать 8—10 оборотов в день. Ведь это же открывает колоссальные возможности перевозкам! Требовалось специальное постановление Областного комитета, обязывающее соответствующие лица и органы раскачаться, найти материалы, оси, колеса, только после этого грузовые площадки,—по существу мелочное дело,—были сооружены.
Товарищи, часто видишь: ходят люди, хнычут и нюни распускают, а сами боятся проявить хоть сколько-нибудь инициативы, хоть немного затруднить свои мозги, пошевелить ими, чтобы найти и облегчить трудности. Куда это годится, достойно ли это большевиков?
Вот, товарищи, примеры, показывающие, как мы не гибки, бюрократичны, как мы по-чиновничьи безответственно относимся к той работе, которая нам поручена партией.
Все эти недостатки, кроющиеся в нас самих, нужно преодолеть немедленно, чтобы в сентябре ликвидировать прорывы в промышленности, войти подготовленными в третий год пятилетки, чтобы в третьем году пятилетки добиться возможно максимальных результатов.
Тот перелом, который наметился после общегородской конференции, является доказательством того, что можно достигнуть значительных результатов при активизации рабочего класса и всех парторганизаций.