Чистка партии, работа бригад ОК ВКП(б) по ликвидации прорывов в про мышленности выявили ряд фактов вре дительства на наших заводах. Как прави ло, эти факты своевременно не вскрываются в силу слабо развернутой самокри тики, недостаточного внимания завод ских организаций к предостерегающим голосам рабочих. Факты вредительства мы имели на Вахитовском, Бондюжском заводах, на паровой мельнице при Чел нинском элеваторе и т. д.
То, что организаторами вредительских актов на наших заводах являлись бывш. капиталисты, помещики,, дворяне, генера лы, из состава инженерно - технического персонала, служащих, т. е. люди, органи чески связанные с капиталистическим строем, вышедшие из враждебных нам классов, — это понятно для каждого рабочего, каждого трудящегося. Вредительство бывших в известной мере «закономерно». Они,—заклятые враги коммунизма и рабочего класса, мечтающие о свержении, гибели соввласти, мечтающие о возвращении того «старого доброго времени», когда у власти стояли — они. Но трудно понять и не хочется верить, что наши классовые враги находят себе пособников и единомышленников в среде рабочего класса.
Между тем, факты говорят о том, что вредители имеются и в среде рабочего класса. Об одном из таких фактов мы считаем необходимым рассказать широким слоям трудящихся.
Панкратов А. — рабочий Бондюжского завода, был выдвинут в качестве заведующего паросиловым хозяйством. Сам он слесарь, родился в семье рабочего, с 1924 года состоит членом ВКП(б), хорошо грамотен, политически развит. И все же он оказался вредителем. До генеральной чистки партии Панкратов добивался «механического» ухода из партии. В этих целях он сознательно за последние пять месяцев не посещал партсобраний, отказывался от партнагрузок, не платил членских взносов.
Странным казалось такое поведение Панкратова товарищам его по ячейке, но все же решили не исключать его из партии до чистки.
Долго и упорно отказывался Панкратов итти на чистку. Наконец, уговорили.
В огромном- переполненном зале театра, в присутствии не менее 600 рабочих, началась партпроверка Панкратова.
Тихо, тихо, едва выдавливая слова, рассказывал Панкратов свою автобиографию, — чувствовалась фальшь в его словах. Он заметно волнуется, все чаще прибегает к стакану воды, — голос пропал. Аудитория ясно ощущает, что какая-то «тайна», неведомая пока ей, угнетает Панкратова...
Под перекрестным огнем сотен записок и многочисленных вопросов приподнимается «завеса» над «тайной» Панкратова и он встает перед рабочими таким, каков он есть... Выясняется, что он был добровольцем в рядах белой армии около двух лет, вначале в качестве сапера, а затем
качестве активного участника в карательном отряде белых. Все это он тщательно скрывал от товарищей. На производстве Панкратов был груб с рабочими, игнорировал работу производственных совещаний, наплевательски относился к рационализаторским предложениям рабочих. На работу принимал тех, кто был его сотоварищем по выпивке и т. д. Материалы, поданные против Панкратова, и разобранные тут же на собрании, с несомненностью устанавливают преступнохалатное отношение последнего к ремонту и наблюдению за паросиловым хозяйством Бондюжского завода.
По сути дела работа Панкратова сводилась к прямому вредительству. Замерла
суровом молчании рабочая аудитория. Тысячи глаз безмолвно сверлили коренастую фигуру своего выдвиженца. Бесконечно тяжело было поверить, усвоить этот чудовищный факт: Панкратов — белогвардеец, участник карательного отряда .Панкратов — вредитель И он же выдвиженец рабочих. Освоившись с этой мыслью, рабочие потребовали, чтобы Панкратов был выгнан из партии и отдан под суд.
Панкратов был арестован судебноследственными органами. Он, конечно, исключен из рядов ВКП(б). Но друзья Панкратова не успокоились. Профупол- номоченный цеха Пискунов, его друг, и Лялин — потребовали созыва собрания рабочих, стали требовать, на каком основании Панкратова обвиняют во вредительстве. Они добивались создания односторонней комиссии для защиты Панкратова.
После подробного раз’яснения рабочим
о сущности дела Панкратова, после долгих и горячих прерий была избрана комиссия из 6 товарищей, исключительно рабочих, куда вошли «защитники» Панкратова, в том числе Пискунов и Лялин. Два дня комиссия пункт за пунктом разбирала недочеты в работе паросилового хозяйства. Зло и грубо нападали Пискунов и Лялин на двух кочегаров: Никонова и Аникина, доказывавших вредительские действия Панкратова. Благодаря выдержка председателя комиссии,челнинско- го рабочего тов. Назарова и др., которые по-деловому, терпеливо, долгими часами вскрывали одну ошибку за другой в работе Панкратова, друзья последнего вынуждены были подписать ряд разобранных и доказанных обвинений против Панкратова. Приведем только некоторые пункты из этого акта:
1. О камеронах на хлорной цехе.
В течение всего лета 1929 года один камерон работал с расстроенным сальником. Однажды сальник пробило и едва не обварило кочегара Никонова. Второй камерон также был разбит и работал не нормально. У третьего камерона зав. па- рохозяйством Панкратов вынул золотник и для образца отдал в механическую мастерскую, где он пролежал два месяца. Кочегары об этом не знали, хотя этот камерон, особенно при возможности аварии других неисправных камеронов, мог потребоваться ежеминутно. Однажды был случай, когда мазута оставалось в запасе только 60 пудов, количество, достаточное только на несколько часов работы, а в сульфатных печах, откуда в таких случаях производили перекачку мазута, камерон тоже сломался. Чтобы не остановить цех, кочегарам пришлось таскать мазут ведрами. В результате такого состояния камеронов, в течение всего лета целыми сменами кочегарам приходилось перекачивать мазут из одного бака в другой, а потом уже в мерник.
Нефтепровод. Состояние труб.
Проложенные в земле трубы были худые. Нефть в течение месяца протекала в землю. От того, что в трубы засасывался воздух — еще больше разбивался камерон. После заявления кочегаров о неисправности этих труб — меры были приняты только спустя один месяц, а кочегару Аникину, когда тот начал говорить более решительно, зав. паросиловым хозяйством Панкратов заявил, что выгонит его с работы.
Отсутствие новых труб на складах завода, на что ссылалась администрация паросилового хозяйства, не могло задержать смены труб, так как можно было поставить обжимины на худые места труб или найти старые трубы, не худые. Кроме того, на складе завода были новые трубы нужного диаметра. '
О паропроводе с силовой в хлорный цех.
Его начали прокладывать с опозданием уже только тогда, когда котел на хлорном отработал нормальный срок. По мнению кочегаров, более целесообразно было бы поставить на хлорный второй котел, перебросив его из бывшей общей паровой, где он стоял в запасе. Это тем более было необходимо, что котельная силовая станция, давая пар и хлорному, работала на все 4 котла и в случае аварии одного из них, — завод мог бы остаться без резерва. Кроме того, зимнюю установку столбов паропровода весной должно неизбежно размыть и унести водой.
Авария паровоза.
Паровоз отработал лето и начало зимы 1928 года. С весны 1929 года был пущен без капитального и достаточно тщательного текущего ремнота. В результате подшипник у тендера во время хода вылетел и повлек за собой простой паровоза. Авария подшипника могла произойти на более быстром ходу паровоза в момент его спуска с гружеными вагонами с горы, и тогда могла привести к несчастным последствиям для рабочих, кондукторов н т. д.
Дело судебных органов установить полную картину вредительства в паросиловом хозяйстве Бондюжского завода, в какой мере в этом виновен Панкратов и в какой мере в том виновен главный механик Бондюжского завода гр. Онезорге, которые не мог не знать о всем этом преступно-вредительском руководстве паросиловым хозяйством. Вследствие их «работы», Бондюжский завод одно время остался работать только на одном котле
этот котел был настолько неисправен, что рабочие ждали, что вот-вот он взорвется и завод остановится... Усилиями заводоуправления, ИТС и рабочих завод избежал этого рокового исхода.
Нашим партийно - профессиональным, хозяйственным органам надо этот урок учесть. Такие факты являются результатом плохо поставленной самокритики, нечуткого отношения к критике, к предостерегающему голосу рабочих. Надо более серьезно подходить к вопросам выдвижения на решающие участки производственной жизни заводов.
Рабочие, ударники! Уничтожьте всякую возможность вредительства на наших заводах!
Старик.