Фанерный завод № 3 построен в 1929 году по последнему слову техники.
Оборудование исключительно импортное. частью американское, частью германское. Прекрасный железо-бетонный корпус. Стоимость завода свыше пяти миллионов рублей. Завод рассчитан на выпуск главным образом экспортной фанеры.
Но стоит только повнимательнее пона-блюдать за работой завода, чтобы убедиться в том, что он построен не так, как бы следовало. К такому убеждению пришла и бригада, состоящая из представителей Татобкома БКП (б), ЦК союза деревообделочников и Татпроф-совета, работающая по ликвидации прорыва в выполнении промфинплана. К тому же пришли и все руководящие работники завода, в том числе инженерно-технический персонал. Некоторые инженеры даже заявляя т, что фанерзавод является образцом того, как не следует строить новые заводы
Прежде всего неудачно выбрано место для постройки заводе с точки зрения использования затона. Самый же затон чрезвычайно мал и не в состоянии обслуживать такой большой завод, как Поволжский фанерный. Кроме того. завод расположен так близко от берега, что некуда складывать запасы сырья и негде даже построить вторую самотаску.
Нерационально построена заводская железнодорожная ветка. Она, почему то, проведена на расстоянии около 40 метров от главного корпуса завода, тогда как самый простой расчет показывает, что ее нужно было бы подвести к противоположному концу завода, где происходит первоначальная подготовка и подача сырья в обработку.
Все это вызывает огромные дополнительные расходы по транспортировке и хранению сырья. При ином, более обдуманном распланировании завода всех этих расходов можно было бы избежать.
Не соответствует условиям работы завода и его внутренний транспорт.
Поэтому бюро рационализации завода в свой план включило, как первоочередную работу, рационализацию внутризаводского транспорте, несмотря на то, что завод начал работать всего лишь 8 месяцев тому иазад. Пол заводского корпуса не забетонирован, а покрыт только тонким слоем асфальта и поэтому не выдерживает давления вагонеток, также весьма неудобных по своей конструкции, и проваливается.
Несмотря на то, что предприятие работает сравнительно недавно, пол почти уже весь в ямках, что чрезвычайно затрудняет движение вагонеток.
«Лущильное отделение пущено в эксплуатацию с неналаженной работой ножниц; они рубят то на дюйм короче, то на дюйм длиннее, чем нужно». Так сказано в акте, где дается характеристика зимнего состояния завода. Акт этот составлен комиссией, созданной по инициативе заведующего технической частью завода три месяца тому назад.
Но автоматические ножницы все еще продолжают резать то короче, то длиннее. Неоднократные попытки местных инженеров исправить эти ножницы не увенчались успехом. Неправильная работа ножниц обгоняется очевидно тем, что лущильные станки смонтированы без участия инструктора завода, выпустившего эти станки. Неправильная работа ножниц чрезвычайно аре&ко отражается на производительности сушильных машин.
Сушилки «Меррит», работающие на паре, странным образом оказались без измерительных приборов. В результате вти машины то пересушивают, то недосушивают. Это обстоятельство вредно отражается, с одной стороны, на качестве продукции, а с другой—на работе следующего по ходу производственного процесса — клеильного отделения. Сушильное отделение, кроме того, является «узким местом» завода, т. к. мощность его оборудования совершенно не соответствует мощности других отделений. Здесь имеет ме- то явное отсутствие правильного расета при проектировании завода.
Гидравлическая установка работает на нефильтрованной воде. От этого происходит загрязнение всей системы, что является причиной частых простоев горячих прессов. Отсутствие фильтровки воды, получаемой непосредственно из затона вместе с илом и грязью, между прочим, крайне вредно влияет и на работу паросиловой установки, т к. загрязнение котлов и водопроводных труб является одной из основных причин того, что завод простаивает иногда целые дни.
Холодный пресс, это—несчастье завода. По строительному проекту и плану этот пресс должен был поступить в эксплуатацию вместе со всем заводом. Но он находится сейчас в таком состоянии, что трудно определить, когда он будет пущен в ход. На заводе нет нп чертежей, ни деталей этого пресса. Правда, теперь начали производить опыты на нем, но желанных результатов не получается. Несмотря на то, что этот пресс по условиям производства требует изолированного Помещения, автор проекта завода этот момент не предусмотрел, и холодная клейка производится рядом с горячей. От этого не только сильно ухудшается каче ство продукции и увеличивается брак, но и сильно падает производительность пресса.
На силовой станции совершенно не предусмотрена система подачи дров в котельную, т. к. проект завода был составлен в расчете на то, что хватит древесных отходов. В действительности же завод сжигает невероятное количество топлива (расход топлива в феврале выразился в 2,42 кбм на один кбм выпускаемой продукции, в то время, как данная трестом норма была 0,5). Кстати, в построении паросило- ( вого хозяйства завода также отсутствует правильный расчет. Неизвестно из каких соображений, установлены котлы с давлением в 15 атмосфер, тогда как для технологических процессов завода требуется не более 5 атм.
Плохо обстоит дело и с механической мастерской. Последняя по своей мощности совершенно не соответствует требованиям завода. А усиление ее мощности упирается в постройку нового здания для этой мастерской, т.к. имеющееся помещение не позволяет расширяться. Аналогично положение и с помещением, где установлены станки для точки лущильных ножей.
На заводе есть и такие «широкие места», как ребросшиватель ное, обрезное и шлифовальное отделения. Неизвестно, из каких расчетов установлено в этих отделениях по 5 машин.
Все они довольно сложные и, разумеется, на них затрачена не маленькая сумма валюты. Но полной нагрузкой из них работает лишь одна резальная машина «Краузе». Четыре работают неполной нагрузкой. А все остальные 10 машин просто бездействуют, вследствие того, что они оказались излишними.
Мы здесь перечисляем только наиболее основные недостатки строительства. На ряд недостатков в свое время обратила внимание треста «Фанеро-двинолес» местная техническая комиссия завода. Но в ответ не это завод получил от треста такую угрожающую отповедь, что инженерно-технические работники завода сразу же смирились и перестали даже вслух разговаривать обо всех этих недочетах. Оказывается, здесь «ларчик просто открывался»:подписавший упомянутую «отповедь» заведующий техническо-производственным отделом треста гр. Чистяков является одним из строителей этого завода. Теперь гр. Чистяков занимает в тресте ответственную должность и для заводских инженерно-технических ра-ботников «сильнее Чистякова—зверя нет».
Положение завода остается попрежнему ненормальным, вследствие производственных неполадок и несоответствия оборудования одного цеха оборудованию другого.
Все эти условия требуют еще больших усилий, еще большего напряжения для выполнения и перевыполнения производственных заданий, для ликвидации во что бы то ни стало прорывов первого полугодия, А л ь м и. I