"Бесспорно, на мрачном фоне нашей промышленности есть светлые места, но это только отдельные, к сожалению, малочисленные пятна. Светлое пятно, во-первых, Бондюжский завод". (Из речи тов. Разумова на на парткомсомольской конференции 3/ VIII).
Так была охарактеризована работа Бондюжского завода два месяца тому назад. Оправдал ли завод такую характеристику, останется или не останется он светлым пятном в третьем году пятилетки?
Завод не только не сдал, но и укрепил свои позиции. В начале сентября он закончил годовую программу и по всем расчетам перевыполнит ее процентов на десять.
Производительность неизменно обгоняет рост зарплаты. Лишь в июле нормальное соотношение между зарплатой и производительностью труда сильно нарушилось. Зарплата была выше плана на 12,56, а производительность на 7,8 проц.
За июль завод имеет некоторый прорыв в снижении себестоимости, вместо нормальных 0,2 проц. завод в июле снизил себестоимость всего на 1,5 проц. Это снижение вызвано рядом обстоятельств, как-то: повышение зарплаты, произведенное с начала IV квартала, введение с 1 июля 7-часового рабочего дня и повышение адм.-хозяйственных расходов в связи с расширением строительства и капитальными ремонтами. Но что же, все-таки, дает нам право говорить об укреплении позиций, если на лицо прорыв? А то, что вся масса рабочих, как муравейник, всколыхнулась, узнав о прорыве, и август по снижению себестоимости уже врезан в рамки плана и все твердо уверены, что сентябрьской работой удастся перекрыть прорыв июля.
ВЫСОКАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ БОНДЮЖЦЕВ ПОБЕДИЛА
В составе рабочих завода до 70 проц. националов-татар, и хотя большая часть их—неграмотные, это не помешало им взять действительно большевисткие, социалистические темпы в работе.
Большие успехи в борьбе за промфинплан в первую очередь обгоняются высокой сознательностью основного кадра бондюжских рабочих. Какое другое предприятие ТР может похвастаться такими цифрами неуважительных прогулов: I квартал—0,03 проц., 2-й 0,03 проц., 3-й кв.—0,07 проц., август—0,03 проц.?
В каком предприятии можно найти такие примеры? Рабочий одного из цехов прогулял день. Прежде чем администрация успела наложить на него административное взыскание, рабочие агрегата постановили отстранить прогульщика от работы. Так общественность ведет борьбу за крепкую трудовую дисциплину.
Директивы партии и правительства о переводе цехов на хозрасчет и, в связи с этим, практическое разрешение принципа единоначалия, проведены в жизнь в полном объёме. Наши казанские предприятия только еще подняли шум, мало делая практически, Бондюжский же завод уже перевел цехи на полный хозрасчет с начала текущего операционного года.
Кроме того, на Бондюге план практически доведен до цеха, агрегата, что, к сожалению, но часто встречается на предприятиях Казани.
Бюро рационализации, хотя и недавно организовано (7 мес.), однако провело ряд крупных работ, непосредственно изучая производство и пользуясь предложениями производственных совещаний и комиссий. Сумма затрат за 9 мес. по рационализаторским мероприятиям равна 9.522 р. 83 к. Экономия в год—115. 032 р. 30 к.
Можно было достигнуть еще больших результатов, но часть инженерно-технического персонала, не противодействуя открыто проведению рационализации, "пружинит" не осуществляя намеченных работ в срок, ссылаясь на отсутствие материалов, рабочей силы и т. д. Так, устройство транспортера в шорном цехе затянулось на 6 месяцев.
Рационализаторская работа не продвинута в массы, 2—3 месяца тому назад, по инициативе бюро рационализации, было организовано 18 рационализаторских ячеек, но к настоящему времени они почти все развалились, так как БР своевременно их не инструктировало, а профсоюзные и партийные организации ничего не сделали для укрепления этих ячеек.
Медленно проводятся в жизнь рабочие предложения. За 3 квартала поступило 86 предложений. Из них принято 64, а проведено лишь 32.
Слабо поставлен учет работы ударных бригад. Профорганизации до сих пор не выполнили директивы ВЦСПС о том, что "производственные совещания должны опираться в первую очередь на ударные бригады".
Еще не все коммунисты и комсомольцы состоят в ударных бригадах.
НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА
В третий год пятилетки завод вступает с пятидесятипроцентным ростом физического объёма производства. Валовая продукция повысится с 62-64 тыс. тонн до 94-100 тыс. тонн, оборот с 5,5 мил. рублей до 10 миллионов рублей. Себестоимость должна быть снижена на 8,54 процента, затраты на рационализаторские мероприятия намечены в размере 510.825 рублей.
На выполнение этой программы должны быть мобилизованы все силы. Нужно добиться еще большей активности рабочих масс, сделать еще более гибким партийное и профсоюзное руководство, шире развернуть рационализаторскую работу.
Наконец, должно быть более чуткое, деловое отношение к нуждам завода.
Ненормальное снабжение Брндюга основным сырьем, топливом, материалами, оборудованием, ставит под угрозу выполнение плана третьего года пятилетки.
Заводу необходимо 18.000 тонн мазута и 140.000 кубических метров дров.
Мазут почти весь получен. Заводоуправление своевременно заключило договор с уральской конторой Лесосиндиката на получение дров. Однако, несмотря на энергичные и настойчивые требования, длительную телеграфную переписку и посылку представителей завода в лесорганизации, на завод пока поступило всего лишь 39.708 кубометров.
Надежда на получение остальных дров плоха. Завод будет обеспечен древесным топливом менее, чем на 50 процентов. Все это грозит колоссальными затруднениями.
Северохимтрест известил завод телеграммой: «Надежды на получение дров из Косинского лесопромхоза нет, форсируйте самозаготовки и немедленно высылайте в Пермь энергичного сотрудника». Северохимтрест, находящийся в Свердловске, не хочет оказать содействие в получение топлива.
БОНДЮГ ЗАСЛУЖИВАЕТ БОЛЬШЕГО ВНИМАНИЯ
В связи с ростом производственной программы и расширением цехов, заводу дополнительно потребовалось 7 центрифуг. Заявка в Северохимтрест была дана 30 мая. С тех пор прошло много месяцев, десятки телеграмм направлялись в различные организации, а конкретных результатов пока еще нет. На-днях заводоуправление получило ответ: «5 центрифуг отгружены 6 августа».
Но груз еще не прибыл. Есть сомнение — отправлен ли он вообще. Притом 5 центрифуг всю потребность завода не покрывают — нужно 7. Неизвестно, по каким дорогам отправлен груз, и заводоуправление не имеет возможности принять своевременные меры к ускорению его доставки.
Безобразна волокита с доставкой исключительно необходимых заводу двух котлов. В результате завод вынуж- ден монтировать старые, вышедшие из употребления котлы, так как резервов в паросиловом хозяйстве нет, а мощность имеющихся установок не сможет удовлетворить растущую потребность предприятия. Та же история и доставкой лесопильной рамы.
В настоящее время Бондюг имеет запас различных видов сырья на срок от одного до пяти месяцев, тогда как по своему географическому положению он должен иметь запас сырья по крайней мере на восемь месяцев. Сейчас на транзитно-перевалочном складе «Бутыш», в 150 километрах от завода, вверх по Каме, лежит 10 тысяч тонн сырья и должно быть завезено с Урала еще 15.000 тонн, которые до конца навигации во что бы то ни стало необходимо перебросить на Бондюг. Для этого нужно четыре баржи грузоподъёмностью по 1.500 тонн каждая, и около 300 рабочих. Госпароходство эти баржи должно Бондюгу дать, иначе груз останется на зиму, его придется завозить по железной дороге и транспорт обойдется в три раза дороже.
Краснознаменный Бондюжский завод, показавший образцы ударной большевистской работы, заслуживает большего к себе внимания со стороны своего руководящего центра — Северохимтреста.
УДАРНЫЙ ЗАВОД—СНАБЖАТЬ ПО-УДАРНОМУ
Несколько слов о кооперации. Бондюжский ЦРК допустил крупнейшую ошибку. В течение третьего квартала ЦРК произвел наценки на некоторые товары выше норм Наркомторга до 160 процентов и, наоборот, на некоторые товары не добрал нормальных наценок. Такая неравномерность бьет в известной степени по рабочему бюджету. Виной здесь опять-таки бюрократическая медлительность нашей товаропроводящей сети. В самом деле, как это назвать, когда на товар, поступивший из Татсоюза, счета запаздывают на три недели, на месяц и на два. Аппарат Татсоюза возмутительно бюрократичен. Например, в июле Татсоюз завозит 1.700 пар калош и вслед за этими калошами летит бумажка: «Всем потребобществам» (хотя Бондюг— не ПО, а ЦРК), о том, что эти товары нельзя расходовать до особого распоряжения Татсоюза. Проходит июль, август, а особого распоряжения все нет. 2 сентября ЦРК шлет телеграмму, с просьбой разрешить продажу калош, ответа нет. В сентябре рабочие ходят по колени в грязи, в то время как калоши спокойно лежат в магазине
Бондюг свою программу выполнит и не выпустит по праву принадлежащее ему, красное знамя, но нужно разбить стену бюрократизма, нужно оказать Бондюгу помощь.
Егоров.