Едва выпал первый снег, как в Казани уже распродало 15.000 пар коньков.
Это невиданная до сих пор цифра, которая говорит о колоссальной тяге трудящихся к зимнему спорту.
Зима угрожает колоссальной перегрузкой катков. Рост благосостояния трудящихся, рост культурности открывают широкие возможности к превращению зимнего спорна в массовый вид спорта.
Как организуется это движение в Казани, как будет встречен бурный наплыв новых десятков тысяч конькобежцев «соответствующими органами»?
Два более или менее оборудованных катка, оба в центре города, разместились рядом. Два крупнейших рабочих района: Забулачный и Заречный не имеют центральных катков. Примитивный каток в Адмиралтейской слободе не удовлетворяет, даже минимальных потребностей. Так было в прошлом году.
К настоящей зиме положение не изменилось. Черное Озеро и каток «Динамо» будут такими же, как и в прошлом году. Забулачный район ив этом году не будет иметь своего катка. Заречье также Примитив в Адмиралтейской слободе пока не заливается. Некому заливать. Заречный райсовет физкультуры предлагает заняться воеводу, а последний ничего внятного еще не вымолвил.
Основа, на которой должна развиваться массовость конькобежного спорта, — это примитивы при предприятиях, вузах и средних учебных заведениях. Примитивы это ячейки, где начинаются «первые шаги» конькобежца.
За исключением завода № 40 им. Ленина и завода им. Вахитова нигде не предполагается организация примитивов. Фабзавкомы и Облотделы пока палец о палец не ударили в этом отношении.
Довольно курьезный случай вышел с вузовским катком. На стадионе Татпрофсовета предполагалось организовать каток для вузовцев, ибо почти все высшие учебные заведения с несколькими десятками тысяч студентов сосредоточены в этой части города. Было созвано совещание директоров, но последние отказались по мотивам:
Надо ли, найдет ли студент время кататься?
Прекрасный участок для катка будет пустовать.
Неустроенность и абсолютная ограниченность ледяных площадок буквально душат хоккей. В Казани в прошлом году было 30 хоккейных команд, которые бездействовали из - за отсутствия места для тренировки и состязаний. Черное Озеро не могло обслужить все 30 команд, а «Динамо» «драло» за пользование катком. Между прочим, надо сказать, что пролетарское спортивное общество «Динамо» довольно своеобразно понимает задачи службы пролетариату, что выражается в стремлении, как можно больше зашибить деньгу за счет этого самого пролетариата. Священные врата стадиона «Динамо» летом и катка зимой открываются перед рабочими - физкультурниками только за солидную мзду.
Теперь о лыжах.
Пять лет подряд на Кабане существовала лыжная станция Татпрофсовета. Пять лет подряд эта станция владела сотнею пар древних» как мир, лыж. В один из зимних дней Татпрофсовет изрек:
Распределить лыжи между клубом им. Вахитова и Дворцом труда.
И станции на Кабане не стало.
Другая станция мирно покоилась где-то на конце Нижне-Федоровской улицы на берегу Казанки. Владел этой станцией ОСНАВ. И станция эта владела солидным фондом в...40 пар лыж и обслужила эта станция за зиму ровно… 50 человек, или 1,25 катающихся на одну пару лыж.
Мало, — говорите. Вполне достаточно, ведь станция то стояла в стороне от всех лыжных тропинок, а кроме того, никто не мог подозревать, что в вечно запертом на замок досчаном сарайчике помещается лыжная станция.
Что несет нам грядущая зима?
Есть достоверные сведения, что Дворец труда Заречья организует станцию с фондом в 200 пар и другие не менее достоверные сведения утверждают, что она будет чуть ли не единственной. Татпрофсовет ни на Кабане, ни где-либо в другом месте никаких станций содержать не намерен:
Невыгодно, голый убыток...
Справедливость требует сказать
и о другом магнате лыжного дела— ОСНАВ. ОСНАВ думает довести лыжный фонд до... 45 пар.
Итак, Казань будет иметь два жалких намека на лыжные станции с убогим фондиком в 245 пар лыж. Лыжных станций в рабочих районах с запасом лыж в 1-2 тысячу пар, дающих возможность организовывать действительно массовые вылазки; областной или центральной городской станции с солидным лыжным фондом, станции, могущей снабдить рабочие клубы, вузы и т. д. в любой момент и в любом количестве — нет, и не предполагается.
Русская Швейцария имеет все нужное для лыжного и других видов зимнего спорта. Возвышенности различной крутизны и длины; ущелья, долины, обширные "площадки и прекрасный пейзаж влекут к себе тысячи лыжников. Нет дня, чтобы Русская Швейцария не кишела катающимися. Но кто подумал придти сюда, чтобы направить это естественное течение в организованное и культурное русло? Кто подумал превратить этот дикий уголок в зимний сад отдыха, культурного развлечения и кузницу здоровья?
Лыжный спорт в Казани не имеет никакой материальной базы для того чтобы стать массовым. Ни Татпрофсовет, ни облотделы, ни «Динамо» ничего не делают в этом направлении. Это безответственнее явление начинает приобретать уже политический характер. Ведь если физкультура вообще считается не – от`емлемой частью военизации, то лыжный спорт — это прямая военная подготовка. Надо ли делать вслух выводы и формулировать их крепкими словами? Татпрофсовет, «Динамо» и облотделы должны наконец понять, что торгашское отношение к зимнему спорту — преступление. А существующее отношение к этому делу нельзя назвать иначе. Директива ВЦСПС о десятипроцентном отчислении из культфонда на нужды физкультуры ни одним облотделом не выполняется. Директива ВЦСПС о том, что доходы от физкультуры должны идти исключительно «я развитие физкультурного дела, также не выполняется. Татпрофсовет вопреки этой директиве 5.000 рублей прибыли катка пустил на покрытие уже произведенных расходов по постройке будки на Черном Озере.
В области снабжения спортивным инвентарем творится полное безобразие. Магазин «Динамо»—единственный, где можно купить спорт- принадлежности — обдирает не взирая на лица. А попробуйте-ка зайти в «Динамо» и спросить какую - нибудь деталь к лыжам.
— Отдельно не продаем. Купите лыжи, — заявит вам продавец. А лыжи, которые с доставкой из Йошкар-Ола стоят 7 рублей, в «Динамо» всучат вам за 15 руб. Наркомторг давно уже предлагал ЦРК организовать торговлю спортпринадлежностями: открыть специальный магазин. До сих пор это не выполнено.
Таково положение с зимним спортом в части самых доступных его видов, не говоря уже о таких видах, как снежные буеры, имеющие колоссальные возможности и практическое значение. Кабан, Волга и ровные снежные пространства Татарстана могли бы быть широким полем для этого вида, тем более, что паруса могут служить круглый год, при наличии Кабана и Волги.
Ледяные горы, могущие привлечь тысячи школьников и семьи рабочих, также в загоне. Ледяная горка на Черном Озере по цене 5 коп. за один раз доступна только людям с большими доходами, но не рабочим ,их семьям и детям.
Мы полагаем, что состоянием зимнего спорта должны заняться партийные органы, иначе нет никаких надежд, что бюрократизм, косность, торгашское отношение и головотяпство будут устранены.
С. Танай