В 1921 году, когда стихли кровавые пожары на боевых фронтах, когда страна приступила к переброске своих средств и сил на внутреннее строительство, одним из первых вопросов, вставших тогда перед Советской властью, был вопрос о детях.
Вместо немногих жалких, физически и нравственно губивших детей, приютов старого режима, едва охватывавших несколько десятков тысяч сирот, выросла целая сеть учреждений социального воспитания и охраны детства—Домов Ребенка, яслей, детских домов, школьных коммун, колоний, клубов, обслуживающих свыше миллиона детей пролетариата и крестьянства.
Проведены через курсы подготовки тысячи работников просвещения и приобщены к великому делу воспитания детей трудовой Республики.
Голодный, оборванный русский рабочий отрывал от себя последнее, чтобы лучший кусок уделить детям, чтобы одеть их, дать им уют.
В то же время рост детской нуж ды, вызванный войной и разрухой принимал угрожающие размеры.
В этих условиях работа советских органов в деле помощи детям сплошь и рядом не могла не оставаться безрезультатной.
В первый же момент перехода страны к мирному строительству, Советская власть поставила себе задачу усилить всеми способами работу ведомств, обслуживающих детей.
Для этого нужно было создать новый чрезвычайный орган, который об'единял бы работу этих ве домств, согласовывал бы ее и оказывал ей содействие.
Этим органом явилась созданная при президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Ко митета комиссия по улучшению жизни детей. Комиссия ВЦИК по улучшению жизни детей начала свою работу с половины февраля 1921 г.
Мы еще видим почти на каждой улице Казани задыхающихся от подзаборной пыли и грязи, валяющихся малюток голодными, прикрывающих молодое, но уже поморщившееся, как старое, тельце.
Татарское советское правительство, несмотря на все трудности и бедность государственного бюджета, далеко ушло в борьбе с детской беспризорностью по Татарской Республике; оно приютило под советским кровом 15.168 детей разных национальностей в возрасте от 3 и свыше 12 лет, которые размещены в 147 детских домах, и около 500 детей находятся без крова и приюта на улицах г. Казани.
Вот та цифра—15.168 детей, которых одно правительство, без поддержки н помощи всех сознатель ных граждан Татарии не в состоянии содержать, т. к. у правительства не хватает на это средств, и оно не сможет полностью удовлетворить все потребности детской нужды.
Я еще раз призываю всех сознательных граждан откликнуться на зов ребенка, в пользу которого проводится усиленная кампания по реа лизации разных изданий, марок Детской Комиссии ВЦИК.
В настоящее время мною принимаются меры к проведению недель ника в пользу беспризорного ребенка по Татарской республике, для чего заинтересованным лицам надлежит обращаться в управление ответственного уполномоченного по адресу: Чернышевская ул., бывш. „Франция“, № 33 от 9 до 5 ч, дня, ежедневно, не исключая и праздников, телефон 6-81.
Ответственный уполномоченный Детской Комиссии при ВЦИК по Татарской Республике, марийской чувашской и вотской областям.
ЯКОВЕНКО.