Нам представляли в волостях сводки с фронта коллективизации.
— Абдуллово. Коллективизировано 60 проц.
И дальше секретарь волкома добавил:
— Каждый процент дается ценой великих напряжений, а подчас—ценою крови бедняцкого актива.
Он вынул из кармана блокнот, по которому можно подробно изучить историю классовых битв на колхозном фронте в Абдулловской волости:
— Вс. Баланы избили до полусмерти активиста - сельсоветчика Шаймуратово.
Шаймуратов вел широкую агитационную работу за организацию колхоза, а кулаки братья Садыковы срывали работу. Но все-таки в Воланах создалось ядро колхозников, во главе с Шаймуратовым, которое и положило начало коллективизации всего села.
Бессильные воздействовать на бедноту, Садыковы решили расправиться с организатором колхоза Шаймуратовым. Вечером зазвали его в какую-то избу и начали избивать. Спасаясь от кулацких побоев, Шаймуратов выбежал на улицу, но и здесь кулаки Садыковы его догнали и били железными лопатами до полусмерти.
— В Тянчтамаке кулаки угрожали руководителям колхоза за отобранные дома. В Зикан-Куле кулак, непринятый в колхоз, покушался на жизнь комсомольца—организатора колхоза. Десятки других открытых и скрытых кулацких выступлений записаны в блокноте.
Отмирающий класс не хочет сдаваться без боя! Но бои эти еще больше закаляют классовое самосознание бедняцкой части деревни.
Абдулловские работники вызвали соседнюю Сармановскую волость на соревнование в качестве и темпе колхозного строительства.
В договоре особым пунктом должны были отметить атаку на классового врага.
До последнего времени, при старом партийном руководстве, сармановские кулаки даже и не чувствовали наступления бедноты.
Кулацкое засилие было так сильно, что коллективизация во многих местах срывалась.
Характерно, что на заключительном собрании по чистке в с. Сарканове, когда зачитывали выводы о работе волкома, в которых отмечалось, что вопросам коллективизации организация уделяла слишком мало внимания,— из задних рядов послышались возгласы:
— Выбросить этот пункт! Нал колхозы не нужны!
И бедняки не давали отпора крикунам из вражьего лагеря. Уж слишком крепко окопался классовый враг в Сарманове.
Чистка выявила в рядах сармановской организации большую засоренность. Из партии исключили 12 человек во главе с секретарем волкома. который поддерживал кулаков.
Но вместе с тем чистка повысила политическую ответственность деревенского актива за ход коллективизации и способсть вала организации бел ноты. На смену старому активу, сросшемуся с кулачеством, пришел новый бедняцкий актив.
На одном из последних собраний в Сарманове бедняки решили отправить делегацию из 4 челов. в колхоз «Круч Куль» познакомиться подробно с жизнью колхоза и рассказать обо всем колеблющимся, маловерам.
В число делегатов попали две женщины-беднячки, которые, под влиянием кулацких провокационных слухов, решительно отказывались итти в колхоз.
Делегация пробыла в «Круч Куле» два дня. Присматривались (особенно женщины) к каждой мелочи, и на следующем собрании очень подробно рассказали о том, как живет и работает деревня Мезелябаш («Круч Куль») на коллективных началах.
Отчет делегации произвел исключительное впечатление на бедняцко-середннцкую массу.
Вчерашние противники колхоза сегодня голосовали за него. Против колхоза выступила только группа подкулачников в 10 чел., которая, под общий смех, вынуждена была покинуть собрание.
Не спали, однако, и сармановские кулаки.
В базарный день, когда на широкую площадь с‘ехались крестьяне из соседних деревень, пронзительный крик далеко разнесся по деревне.
По улице, навстречу начальнику милиции, бежал бедняк и испуганно кричал:
— Режут колхозников!
Действительно, в центре базара происходила кошмарная картина.
Группа пьяных, озверелых людей, подкупленных Муртазой Усмановым и другими кулаками, била окровавленного, а разорванной рубахе, парня.
— Вот тебе колхоз, сучий сын! Вот!...
С трудом вырвали несчастного из
рук бандитов. Это был Галям—организатор первой колхозной группы. Его избили до полусмерти.
В этот же день покушались но жизнь другого колхозника, участника делегации.
Избиение колхозников вызвало бурю негодования среди бедноты. Бедняки требовали немедленно отобрать имущество у кулаков и выселить их за пределы волости.
В ответ на кулацкий террор 28 бедняков в тот же день записались в колхоз.
Со сменой партийного руководства в Сарманове кулак почувствовал организованную силу бедноты. Кулацкому засилию в Сармановской волости пришел конец.
Эм.