Всеобуч на местах оценивается, как второстепенная задача. Колхозы здесь не составляют исключения. Редко слышно о материальной помощи колхозов всеобучу. Пример колхоза «Марс» (Камско-Устьинский район), выделившего в фонд всеобуча 100 рублей, 50 пудов картофеля и 20 пуд. крупы и муки, почти единичен.
Если колхоз берется за ремонт школьных зданий, то не встречает поддержки извне — например, в Камско-Устьинском районе «колхоз дер. Картапа переделывает мечеть. Имеет 800 руб., рик дал 400, но нет леса. Рядом Теньковское лесничество отказывает. — «Вы не нашего района. А в своем районе нет ни вершка»,
До 480 домов раскулаченных по ТР приспосабливается под школы, но не всегда и не везде. Например, «Камско-Устьинский сельсовет из 12 раскулаченных домов ни одного не дал под школу. В школе 215 человек учащихся. Имеется три помещения. Одно из них в 25 кв. метров, вместимостью на 20 чел., а помещается около 40. Сидят друг на дружке. Во вторую смену ходит третья группа в 60 чел. Сельсовет не знал даже, какой нужен ремонт. Такое оппортунистическое отношение к делу всеобуча играет на-руку кулаку. А кулак тут, как тут. «Согнали ребятишек, как баранов, а зданий то нет».
Что общественное мнение колхозов не мобилизовано вокруг всеобуча, достаточно свидетельствуют факты, сообщаемые из Тетюш.
«В Большом Фролове под школу отводится здание бывшей старообрядческой молельни. Сельсовет не успел его отремонтировать, а колхоз тоже не удосужился убрать оттуда чугунные станки для выработки кирпича. В Малом Шемякине с учителями не церемонятся. Летом колхоз их использовал на конюшне. Учительские пасеки — предмет вожделения со стороны председателя колхоза — нельзя ли их как-нибудь обобществить — думают в колхозе».
Очевидно, правление колхоза плохо проработало устав сельскохозяйственной артели, заражено потребительскими настроениями и не прочь «ликвидировать учительство, как класс». Забот об улучшении материально-правового положения учительства не видно.
Возвращаемся к тому же Тетюш- скому району. «Особенно плохо в Чулле. Крыша школы покосилась, погнулась, течет. Стены обглоданы мышами... О всеобуче никто не думает. Да, видно, и некому было подумать: заправилы сельсовета выпивают «по маленькой», в колхозе правление пьет иногда «по большой», а учитель... учитель сбежал».
Маршруту культэстафеты —- «культурно-бытовое обслуживание колхозов» много надо преодолеть косности в колхозной массе. Руководящие организации в свою очередь должны более внимательно относиться к культурно-бытовому обслуживанию коллективного сектора. Такого внимания не было. Летом, напр., создавалось много яслей, но большинство их пребывало в беспризорности и влачило жалкое существование.
Ясли в татарском селе Измери (б. Спасский к-н) по части бездушного к себе отношения побили рекорды. В колхозе села были устроены ясли—ОНО послало руководительницу и выделило средства на ее оплату. Колхозники поставляли продукты и выделили нянь. Но коно ошиблось и в татарскую деревню послало русскую руководительницу, которая не смогла объясняться ни с детьми, ни с нянями. Медосмотр запоздал на месяц, а прибыв обнаружил, что 25 ребят из 36 больны (трахома, чесотка). Изоляция больных обрекла ясли на естественную смерть к самому началу полевых работ.
В Арском районе, да и только ли в Арском, нет увязки всеобуча с коллективизацией. Колхозы и сельсоветы всеобучем интересуются мало. Школы к совхозам и колхозам не прикреплены, хотя это должно быть сделано до 15 октября. Школы в свою очередь вопросами колхозов и совхозов еще не занимаются.
Недостаточное участие учительства в развертывании колхозного строительства отмечается также и в итогах сентябрьских учительских конференций.
Необходима более тесная связь между колхозами и всеобучем; необходимо, чтобы в процессе культ- эстафеты колхозы повернулись лицом к всеобщ Н. К.