КОЛХОЗЫ И СЕЛЬСОВЕТЫ, НЕ УКЛОНЯЙТЕСЬ ОТ УЧАСТИЯ В КУЛЬТЭСТАФЕТЕ

Всеобуч на местах оценивается, как второстепенная задача. Колхо­зы здесь не составляют исключе­ния. Редко слышно о материальной помощи колхозов всеобучу. При­мер колхоза «Марс» (Камско-Устьинский район), выделившего в фонд всеобуча 100 рублей, 50 пудов картофеля и 20 пуд. крупы и муки, почти единичен.

Если колхоз берется за ремонт школьных зданий, то не встречает поддержки извне — например, в Камско-Устьинском районе «колхоз дер. Картапа переделывает мечеть. Имеет 800 руб., рик дал 400, но нет леса. Рядом Теньковское лесниче­ство отказывает. — «Вы не наше­го района. А в своем районе нет ни вершка»,

До 480 домов раскулаченных по ТР приспосабливается под школы, но не всегда и не везде. Например, «Камско-Устьинский сельсовет из 12 раскулаченных домов ни одно­го не дал под школу. В школе 215 человек учащихся. Имеется три помещения. Одно из них в 25 кв. метров, вместимостью на 20 чел., а помещается около 40. Сидят друг на дружке. Во вторую смену ходит третья группа в 60 чел. Сель­совет не знал даже, какой нужен ремонт. Такое оппортунистическое отношение к делу всеобуча играет на-руку кулаку. А кулак тут, как тут. «Согнали ребятишек, как бара­нов, а зданий то нет».

Что общественное мнение колхо­зов не мобилизовано вокруг все­обуча, достаточно свидетельствуют факты, сообщаемые из Тетюш.

«В Большом Фролове под школу отводится здание бывшей старооб­рядческой молельни. Сельсовет не успел его отремонтировать, а кол­хоз тоже не удосужился убрать оттуда чугунные станки для выра­ботки кирпича. В Малом Шемяки­не с учителями не церемонятся. Летом колхоз их использовал на конюшне. Учительские пасеки — предмет вожделения со стороны председателя колхоза — нельзя ли их как-нибудь обобществить — ду­мают в колхозе».

Очевидно, правление колхоза плохо проработало устав сельско­хозяйственной артели, заражено потребительскими настроениями и не прочь «ликвидировать учитель­ство, как класс». Забот об улучше­нии материально-правового поло­жения учительства не видно.

Возвращаемся к тому же Тетюш- скому району. «Особенно плохо в Чулле. Крыша школы покосилась, погнулась, течет. Стены обглоданы мышами... О всеобуче никто не ду­мает. Да, видно, и некому было по­думать: заправилы сельсовета вы­пивают «по маленькой», в колхозе правление пьет иногда «по боль­шой», а учитель... учитель сбе­жал».

Маршруту культэстафеты —- «культурно-бытовое обслуживание колхозов» много надо преодолеть косности в колхозной массе. Руко­водящие организации в свою оче­редь должны более внимательно относиться к культурно-бытовому обслуживанию коллективного сек­тора. Такого внимания не было. Летом, напр., создавалось много яслей, но большинство их пребы­вало в беспризорности и влачило жалкое существование.

Ясли в татарском селе Измери (б. Спасский к-н) по части бездуш­ного к себе отношения побили ре­корды. В колхозе села были устрое­ны ясли—ОНО послало руководи­тельницу и выделило средства на ее оплату. Колхозники поставляли продукты и выделили нянь. Но коно ошиблось и в татарскую де­ревню послало русскую руководи­тельницу, которая не смогла объясняться ни с детьми, ни с нянями. Медосмотр запоздал на месяц, а прибыв обнаружил, что 25 ребят из 36 больны (трахома, чесотка). Изоляция больных обрекла ясли на естественную смерть к самому на­чалу полевых работ.

В Арском районе, да и только ли в Арском, нет увязки всеобуча с коллективизацией. Колхозы и сель­советы всеобучем интересуются мало. Школы к совхозам и колхо­зам не прикреплены, хотя это дол­жно быть сделано до 15 октября. Школы в свою очередь вопросами колхозов и совхозов еще не зани­маются.

Недостаточное участие учитель­ства в развертывании колхозного строительства отмечается также и в итогах сентябрьских учительских конференций.

Необходима более тесная связь между колхозами и всеобучем; не­обходимо, чтобы в процессе культ- эстафеты колхозы повернулись лицом к всеобщ Н. К.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости