В ЧЕМ ЗЛО?
Секретариат РАПП в своем обращении ко всем членам, наряду с открытым признанием, как явно правых ошибок отдельных товарищей из руководства, так и ошибок руководства РАПП в целом, вполне правильно констатирует, что:
«Пролетарская литература превратилась в основную силу, действующую на литературном фронте. Перед ней встает проблема завоевания гегемонии в минимально исторические сроки и в связи с этим возрастают трудности, которых не замечают «левые» путаники, считающие гегемонию почти осуществленной».
Нельзя, прежде всего, не признать, что как ТАПП, так и РАПП в целом до сих пор работали из рук вон плохо. Старые заскорузлые формы работы держали нас в цепких лапах кружковой ограниченности. литературного барства, душили приторной, оторванной от жизни, литературщиной и отвлекали от основных задач нашего социалистического строительства. И 2-й пленум РАПП, в резолюции по докладу тов. Авербаха, вполне правильно признавал, что:
«Обострение классовой борьбы в стране вызывает необходимость соответствующей перестройки методов и форм работы всех Организаций пролетариата, в том числе и организации пролетарских писателей (РАПП)».
Но к сожалению мы еще не только не перестроились, но и не подошли вплотную к коренной перестройке всей нашей организации, а отсюда и все последствия.
Молодая татарская ассоциация пролетарских писателей за эти 2 года еще не сумела создать довольно крепкого творческого и теоретически подкованного ядра. Работая в исключительно сложных национальных условиях, не имея достаточно прочной базы коренного татарского пролетариата, но имея довольно сильного и хорошо вооруженного противника, в лице старых панисламистски и пан тюркистски настроенных писателей, ТАПП больше чем какая либо другая ор- ганизация нуждается как в помощи со стороны партии, комсомола и РАПП, так и в коренной перестройке всех старых форм работы.
Что мы имели до сих пор в ТАПП? В Татарской ассоциации пролетарских писателей мы имели такое положение, которое до сих пор было характерно для большинства организаций РАПП. ТАПП объединял небольшую группу, творчески выявившихся товарищей, 2-3 товарища вели всю основную работу по ТАПП и представительствовали, остальные занимались творчеством, борьбой за продвижение своих произведений в печать и присутствовали на парадных творческих вечерах и заседаниях.
Серьезной воспитательной работы с молодым рабочим писателем не велось никаких кружков на предприятиях организовано не было, а если и были попытки организации, то кружки руководились плохо и распадались. Выявившиеся члены ТАПП смотрели на менее выявивших- ся свысока. Так, например, имея молод- няцкую группу писателей, активно работающих и уже печатавшихся, правление ТАПП из 20 членов этой молодняцкой группы приняло в ТАПП всего 6-7 человек, что, безусловно, мешало и творческому росту молодняка и более правильной работы всей организации.
В период ожесточенной классовой борьбы в стране, открытая большевистская самокритика является величайшей движущей силой. Лозунги большевистской самокритики руководством ТАПП еще не донесены до рядовой массы, до имеющихся низовых кружков. В средине июля секретариат РАПП опубликовал свое обращение ко всем членам. Большинство наших организаций уже реагировали на этот важнейший исторический документ. В большинстве АПП, в связи с обращением, развернута широчайшая творческая дискуссия, в которую втянуты все организации в целом, от руководства до низового кружка на предприятиях,но ТАПП еще не сумела поставить этого вопроса перед массой.
Интернациональное воспитание пролетарского писателя являлось и является для пролетлитературного движения од ним из основных звеньев нашей повседневной работы. В обстановке сложнейшей национальной пестроты Татарской республики этот вопрос приобретает особенно важное значение, но нужно открыто признать, что руководство ТАПП недооценивало этого значения и налицо имея в своих рядах чувашскую и русскую секции, правление ТАПП не уделяло достаточного внимания этим секциям. Все три секции (татарская, русская и чувашская) жили обособленно, ничем между собой не были связаны, правление ТАПП не заслушивало регулярных докладов секций и не проверяла работы секций.
Все эти существенные недочеты, безусловно, неразрывно связаны с недостаточным вниманием со стороны руководства РАПП к специфическим условиям АПП наших братских республик, а также неразрывно связанных с отсутствием достаточного внимания и четкого руководства Татарской ассоциации пролетарских писателей местными партийными и комсомольскими организациями.
Не говоря уже о комсомольском руководстве молодняцкой писательской массой, не говоря о влиянии комсомола на татарскую пролетарскую литературу, что безусловно необходимо, но чего до сих пор не было и в помине, не говоря обо- всем этом, мы имеем безусловно недостаточное внимание Татарской Ассоциации пролетарских писателей и даже недооценку татарского пролетлитературного движения со стороны партийного руководства.
ФАКТЫ — УПРЯМАЯ ВЕЩЬ.
До сих пор АПО ОК еще ни разу не заслушивал доклада ТАПП. Имея под рукой развернутую резолюцию второго пленума РАПП по докладу тов. Гумера Галеева, в которой дан вполне правильный анализ состояния татарской пролетарской литературы и указаны конкретные пути развертывания массового татарского пролетлитературного движения. АПО ОК не следит за тем, как проводится в жизнь директива пленума РАПП и на деле не способствовал реализации этих директив. Правда, совещание при обкоме заслушало сообщения об итогах пленума РАПП, но дальше этого партийное руководство не пошло.
Еще в мае 1928 г. агитпроп Татобкома опубликовал в печати довольно обстоя- тельные тезисы о состоянии татарской художественной литературы и о ближайших задачах партии в этой области, в которых выдвигался ряд вполне правильных положений и вполне конкретных указаний. Но в этих тезисах не был дан правильный анализ татарскому пролетли- тературному движению, не было заострено внимание на огромном значении растущей татарской пролетарской литературы и не оттенена роль татарской пролетарской литературы в деле дальнейшего расслоения попутческих слоев, перевода ближайших из них на рельсы пролетарской идеологии и дальнейшей серьезной повседневной борьбы пролетарской литературы с националистическими и явно реакционными настроениями татарской художественной литературы...
Тезисы агитпропа безусловно имеют огромное значение, в которых Татобком впервые в национальной печати пытается дать правильный анализ классовой борьбы на фронте художественной литературы, но тем не менее огромным недостатком в этих тезисах является именно то, что не дается указаний, на кого-же партия опирается в этой борьбе. В тезисах агитпроп пишет:
«В Татреспублики существует две организации. Общество татарских советских писателей и ТАПП. Признавая в дальнейшем необходимость сохранения обоих, надо отметить однако, во- первых, отсутствие яркого разделения круга своей деятельности между этими организациями и, во-вторых, недостаточное развертывание ими массовой работы».
Вот и все. Ни малейшего намека на кон-, кретную разницу этих организаций, на совершенно различные задачи этих организаций и ни звука о роли пролетарской литературы в эпоху диктатуры пролетариата. И дальше в своих тезисах агитпроп безобидно и мирно делит между этими двумя организациями область работы, передавая более ответственную работу Обществу татарских советских писателей.
«Общество татарских советских писателей должно ставить своей основной задачей, наряду с работой по укреплению и поднятию татарской художественной литературы, вовлечение в свои ряды всех татарских писателей,
стоящих на советской платформе, работу по воспитанию их на основе про летарской идеологии, разработку изучение вопросов и произведений татарской художественной литературы точки зрения марксизма».
Очень «маленькая» задача. Попутнической организации агитпропобком предлагает вести воспитательную работу со все ми татарскими писателями на основе про летарской идеологии и изучать вопросы художественной литературы с точки зрения марксизма. Оказывается, в Татарской республике достигнуто такое положение в художественной литературе, о котором другие, с более мощным промышленным пролетариатом республики, еще и не мечтают. Агитпроп очевидно совершенно не задумался над тем, как же члены Общества татарских советских писателей будут вести воспитательную работу со всеми татарскими писателями на основе пролетарской идеологии, когда у них нет этой пролетарской идеологии, как они будут изучать вопросы художественной литературы с точки зрения марксизма, когда у них нет этой точки зрения, а некоторым из них эта точка зрения просто враждебна.
«Татарская ассоциация пролетарских писателей должна ставить своей основной задачей поднятие и укрепление татарской пролетарской литературы и объединение в своих рядах исключительно пролетарских писателей. В эту Ассоциацию должны входить не только татарские пролетписатели, но и пролетарские писатели других национальностей ТР».
Ведь это же неверное и политически вредное распределение ролей. Основная задача пролетарской литературы была и есть борьба с чуждой нам идеологией, дальнейшее расслоение попутческих рядов и перевод ближайших из них на рельсы пролетарской идеологии и зарабатывания гегемонии пролетарской литературы.
ЦК партии в своей резолюции от 1925 г. так и пишет:
«Нужно иметь здесь в виду, что руководство в области литературы принадлежит рабочему классу в целом, со всеми его материальными и идеологическими ресурсами. Гегемонии проле- тарских писателей еще нет и партия должна помочь этим писателям заработать себе историческое право на гегемонию».
И дальше в той же резолюции ЦК пишет:
«Равным образом заслуживает осуждения позиция, недооценивающая самую важность борьбы за идею гегемонии пролетарских писателей».
А что мы видим в тезисах агитпропа? В тезисах агитпропа мы имеем определенное смазывание граней между татарской пролетарской литературой и татарской художественной литературой вообще, что безусловно в корне неверно и политически вредно, в особенности в условиях Татреспублики. Кроме всего этого агитпроп, отмечая слабость партийного руководства в области художественной литературы, и намечая ряд очень существенных задач по работе с татарскими писателями вообще, в своих тезисах не выдвинул ни единого четкого и конкретного положения о работе с татарскими пролетарскими писателями, о помощи и оживления работы Татарской ассоциации пролетарских писателей.
Все это говорит за то, что в области партийного и комсомольского руководства татарской пролетарской литературы в Татарстане дело обстоит из рук вон плохо, что Татобком должен немедленно пересмотреть свои тезисы, хотя частично тезисы уже были пополнены решением совещания при Татобкоме, которое дало более четкую установку на поддержку ТАПП, как наиболее близкую организацию партии и рабочему классу, но тем не менее тезисы должны быть широко обсуждены и в корне изменены. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «СЕМЕРКЕ». Подпольная организация под названием «Джидигян» (Семерка) действительно была создана летом 1928 г. в г. Уфе. Ини- циаторомм и вдохновителем этой организации безусловно были Чинякай и Н. Исамбет — эти два «корифея» буржуазно-националистической поэзии, воспевающие утонченные прелести порнографии и несокрушимые законы ислама. Когда только что началась развертываться ожесточенная классовая борьба в стране, когда пролетариат в союзе с бедняцким и середняцким крестьянством повел генеральное и последнее наступление на капиталистические охвостья, Чинякаев, и Исамбетов, охватил животный страх перед их общим врагом и они забегались, заметались в поисках выхода и выход был найден. Эти дельцы, воспользовавшись молодостью и политической безграмотностью молодых татарских писателей, и создали на первый взгляд совершенно невинную товарищескую организацию. Но эта «невинная» организация имеет безусловно ярко выраженный политический характер и является вреднейшим политическим фактом и черным пятном на нашей советской литературе. Тов. Сталин в своем докладе на XVl партийном съезде говорил:
«Уклоны к местному национализму отражают недовольство отживших классов ранее угнетенных наций режимом диктатуры пролетариата».
Это определение тов. Сталина безусловно целиком относится к «Семерке». Будучи недовольными диктатурой пролетариата и боясь, как жалкие трусы, суровой критики рабочего класса, эти Чиня- каи и Исамбеты попытались отгородиться от нашей действительности как бы невинными четырьмя пунктами своей программы:
1) Защищать членов «Семерки», не печатать ни заметок, ни статей против них;
2) Печатать одобрительные статьи друг о друге;
3) Замалчивать о своих недостатках;
4) В Уфе и Казани работу вести организованно.
Попытались уйти в подполье и оттуда вести свое наступление на пролетарскую критику, на пролетарскую идеологию и на пролетарскую литературу. Но эта афера им не удалась и Чинякай, как герой животного страха «Семерки», благородно раскаивается в своих «безобидных» грехах.
Но «Семерка» не едина. В нее входят, наряду с явно буржуазно националистическими поэтами — Чинакаем и Исамбе- том, молодые писатели и поэты, члены ТАПП’а и члены Башкирской ассоциации пролетарских писателей. Как могло все же случиться, что молодые члены проле- тарских писателей (Кутуй и Минский из ТАПП’а и Сейфи Кудаш и Агишев — из БАПП’а) пошли за этими ярко выраженными буржуазно-националистическими писателями? А это произошло потому, что эта молодежь, являясь выходцами из непролетарских слоев, имея довольно низкий культурный и в особенности по- литический уровень, будучи ничем не связана с рабочим классом и находясь в мелко-буржуазном и буржуазно-националистическом окружении, всеми силами