Обязательно или необязательно выполнить пятилетку в 4 или 3 года? Обязательно или необязательно подписываться на заем? Обязательно или необязательно участвовать в первомайской демонстрации? Обязательно мли необязательно состоять в ударной бригаде?! обяз...
Обыватель, как хитрая американская заводная игрушка, может без конца с ехидцей спрашивать о том, что обязательно и что необязательно.
— Если не обязательно, то разрешите мне вместо демонстрации 1 мая на рыбалку вместе с соседом сходить. Если не обязательно выполнять пятилетку в четыре года, то до байте-у ж оставим это дело. Лучше без натуги выполним пятилетку лет в шесть или в восемь.'
Б деревне кулак говорит: ежели заем не обязательный, так и быть, рупь жертвую на строительство социализма в рабоче-крестьянской стране, больше—уволь—никак не могу.
Анатолий Кононович Кулолаев—директор _ судостроительного завода «Красный металлист», в чьей продукции так остро нуждается наш лесной экспорт, также считает не обязательным укорачивать сроки пятилетки.
— Раз пять записано—в пять и проводить будем. За ато отвечаем.
Тов. Кулолаев трогательную поддержку своих взглядов находит среди отдельной части специалистов, прогульщиков и заводских оппортунистов. Всех тех, кто так или иначе участвует в срыве производственной программы «Красного металлиста».
Но основная рабочая масса с директором не согласна. Единодушно принимая на общегородской производственной конференции предложение БСНХ об увеличении производственной программы завода на И судов, рабочие «Красного металлиста» считали возможным и обязательным выполнить пятилетку судостроения в 4 года.
Создадим ударные бригады, развернем социалистическое соревнование и дадим стране 11 сверхпрограммных барж и пароходов—заявили красные металлисты.
Социалистический антузиазм рабочих, однако, наткпулся на тихий саботаж заводского руководства. Заводоуправление не захотело уступать своих прежних позизций и всячески игнорировало и недолюбливало, как пасынков, те 11 судов, которые должны) были быть рождены волей рабочих на стапелях «Красного металлиста».
Например, учет выполнения программы и промфинплана заводоуправление ведет из расчета выпуска заводом 17 судов, за что оно, как говорит тов. Кулолаев, и должно нести ответственность. А дополнительную программу «нам навязали в порядке приказа».
Но тогда, когда заводские руководители-дирекция, партячейка и фабком, едут отчитываться перед руководящими органами о работе завода,—они меняют позицию, они говорят о выполнении программы в 28 судов, при чем, свои «успехи» показывают в явно преувеличенных размерах. Иначе говоря, занимаются очковтирательством. Например. 19 июня 1930 года, на заседании бюро пригородного райкома партии, директор завода т. Кулолаев, отчитываясь в выполнении программы за 3 квартала, называл цифру 93,12 проц. Доверяя ему и секретарю партколлектива тов. Царегородскому, районный комитет партии констатировал в своей резолюции выполнение программы «Красного металлиста» на 93,12 проц.
На производственных конференциях и рабочих собраниях заводская верхушка также не постеснялась заниматься очковтирательством. Бдительность рабочих усыплялась бумажными процентами, заводской треугольник всячески убеждал, что на промфинплановской Шипке все спокойно, а рабочие дишь молча недоумевали—почему наряду с хорошими данными заводской конторы в тихой гавани затона «Красного металлиста» все же покачиваются недоконченные на много суда, выпуск которых, если он будет проходить такими же темпами, далеко переходит всякие установленные сроки. Например, буксирные пароходы для Комилеса должны были быть сданы в эксплоотацию 1-го июня, товаро-пассажирские пароходы к 1 июля, уфимский
баркас, который был взят без всякого «навязывания», по собственной инициативе дирекции завода и должен был перейти в руки заказчиков в готовом виде 10 мвя, до сих пор еще не закончен и есть прямая угроза, что простоят они еще в «Красном металлисте» порядочное время.
Пусть бьется партия, советское правительство над ликвидацией узкого места в социалистическом строительстве,— отсталости речного транспорта, пусть Комилес и народное хозяйство с нетерпением ждут недостающих барж и пароходов, для руководителей «Красного металлиста» ато совершенно безразлично. Они не хотят дать сверхпро- граммные суда и ускорить выполнение пятилетки.
Никаких об'ективны причин к срыву производства и программы на «Красном металлисте» нет. Сырьем завод обеспечен больше чем другие предприятия, «Красный металлист» позволяет себе роскошь держать 4-месячный запас металла, есть оборудование, есть воля и желание рабочей массы. Нужно лишь большевистское руководство и ударные темпы в работе заводской головки. Эгого-то и нет.
Бригада Областного комитета партии, посланная в помощь «Красному металлисту», обнаружила, что заводоуправление при попустительстве и даже содействии партячейки и завкома систематически обманывало руководящие органы. Программа выполнена отнюдь не на 93,12 проц., как доказывали в райкоме партии представители завода, а всего лишь на 65 проц. по расчетам производственного отдела заводоуправления.
Подлог оказался раскрытым, и работники заводского треугольника вынуждены были признать, что в оценке своих успехов они значительно «преувеличивали», что успехов никаких нет совершенно м что резолюция, написанная от имени собрания партколлектива и говорящая о «некоторых сдвигах в работе заводоуправления за второй квартал в выполнении промфинплана как в количественном об‘еме, так и в качественных показателях»,—является неправдоподобной, скрывающей истинное положение вещей на заводе.
«Картина ударничества безотрадна»— пишет бригада Обкома в своих выводах. На 1 марта ударников числилось 430 ч., а на 1 июля 318. Из 430 коммунистов и комсомольцев в бригадах участвует всего лишь 131 чел. Производственные) коммуны, дававшие пример подлинно коммунистического труда и образцы высокой производительности, без руководства и помощи партийной, профсоюзной организации стали разваливаться. За роспуск коммуны в литейном цехе голосовали 2 коммуниста и 1 беспартийный, которые потом и вышли из нее, став работать в одиночку. Творческий под'ем рабочей массы натыкался на бездушие, косность и неповоротливость заводоуправления и заводских организаций. Несмотря на все требования ударников, до сих пор дирекция и ИТР не могут выработать простой формы учета работы ударных бригад и хода социалистического соревнования. Существующий учет ни в какой степени не отражает хода соревнования,успехов и прорывов на производственном фронте.
«Мы приняли на себя обязательство перед партией и советской властью выполнить повышенную производственную программу»—говорят рабочие. И для этого они мобилизовали свою рабочую смекалку и творческую инициативу, дав в небольшой срок 200 рабочих предложений по улучшению производства. Бригада ОК выяснила, что из 200 предложений только четыре оказались выполненными. Из 1500 руб., ассигнованных на премирование изобретателей, заводоуправление выдало всего лишь 138 рублей. Ценные предложения рабочих маринуются годами, в то время как предложения инженерно-технических работников выполняются моментально. Два с половиной года назад по предложению главного инженера был сделан пробивной станок, который оказался непригодным. Предложение, внесенное рабочим V. Меловым (сейчас мастер судокотельного цеха) об устрой стве оригинального дыропробивного станка, игнорируется заводской администрацией.
Стоит ли доказывать, что ответственность за подобное возмутительное отношение к рабочей инициативе одинаково лежит и на дирекции, |и на бюро партколлектива и на завкоме.
Треугольник «Красного металлиста» не только не поднимал социалистическое соревнование на заводе, но сам тушил его и топил в море бумаги.
Твердо сверху донизу проводимая система единоначалия и хозяйственный расчет явились бы необходимой предпосылкой успешного выполнения производственной программы. Ни единоначалия, ни хозрасчета на «Красном металлисте» нет. Есть много фактов, когда руководящий, административно-технический персонал лавода через голову цеховой администрации отменял распоряжения последней. Примером того, как «осуществляется» хозрасчет цехами «Красного металлиста» могут служить факты потери готовых деталей на заводском дворе, особенно в зимнее время.
«...Несмотря на громадное значение транспорта, хозяйство транспорта, реконструкция этого хозяйства, все еще отстает от общего темпа развития. Надо ли еще доказывать, что при таком положении мы рискуем превратить транспорт в «узкое место» народного хозяйства, могущее затормозить наше продвижение вперед. Не пора ли положить конец такому положению?
Особенно плохо обстоит дело с речным транспортом. Не пора ли покончить с этим позором?
Задача состоит в том, чтобы взяться, наконец, по-большевистски за дело транспорта и двинуть его вперед». (Сталин).
Слышите, тов. Кулолаев, партколлектив и завком, партия требует от вас большевистских темпов, невыполнение производственной программы, недоданные стране суда—все это ложится на вас позорным пятном.
Вы обязаны, опираясь на рабочие массы, поднимая волну социалистического соревнования все выше и выше, добиться во что бы то ни стало выполнения повышенной программы завода Слышите, обязаны! Г. Лесков.