I. ОБЕЗОПАСИТЬ РЕЗОЛЮЦИИ И ЛОЗУНГИ ОТ УПРОЩЕНИЯ И МЕХАНИЧЕСКОГО ПРОВЕДЕНИЯ

Самое важное, чего сейчас необходимо добиться, это того, чтобы все указания, директивы и лозунги, выдвинутые партией, проводились в жизнь с максимальной сознательностью, с наибольшим учетом конкретной местной обстановки и без всякой дани упрощенству. Дань упрощенству— это обычная кара за неумение работать собственной головой, за механическое, несознательное проведение линии. Не так давно мне пришлось читать сообщение бригады, работающей в одном из деревенских районов Московской области. Это сообщение, по своему стилю напоминающее боевое донесение, заключало в себе сжатое сообщение о том, что в данном районе, течение стольких-то часов, «в ночь на такое то число, кулачество, как класс, было ликвидировано и что-в ближайшие дни то же произойдет и в других районах». Руководящий работник Крымской республики недавно мне передавал сообщение местных работников Судак-ского района о том, что «на протяжении времени от 5 часов вечера до 7 часов утра кулачество, как класс, было ликвидировано». Такое упрощение, такая примитивность сознания, ни в какой мере не соответствует тем задачам, которые сформулированы в партийных документах.

КАК ВЕСТИ БОРЬБУ С КУЛАЧЕСТВОМ?

Вопрос о том, как практически развернуть борьбу с кулачеством и какие,опасности нам предстоят,—определяется суммой того опыта, который мы получаем по разным районам, и умением на основе этого опыта строить свою дальнейшую линию. Пестрота этого материала чрезвычайно велика, как и следовало ожидать. Ожесточенная борьба кулачества не имеет успеха там, где более правильно проводится партийная линия, она получает относительные успехи более или менее длительного порядка там, где наши работники делают глупости, где руководство политически близоруко и легкомысленно. Сила кулачества надломлена, и если не будет сделано совершенно исключительных ошибок, глупостей и искажений смысла партийной линии и партийных директив, то кулачество, при всей своей изворотливости, не в состоянии будет организовать вокруг себя сколько- нибудь значительных групп середняков и бедняков. История не знает успешных восстаний кулачества без участия тех или иных групп бедноты и середняков.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОИ БЕДНОТЫ И СЕРЕДНЯКОВ МОГУТ ШАРАХНУТЬСЯ НА АВАНТЮ­РУ ТОЛЬКО ПОД ВЛИЯНИЕМ ОСОБО ГРУБЫХ ОШИБОК С НАШЕЙ СТО­РОНЫ.

Не преуменьшая кулацкой опасности, надо видеть, в чем она реально заключается.

ОСНОВНОЕ В ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ПОЗВОЛИТЬ КУЛАЧЕСТВУ ВЫЙТИ ИЗ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ.

Необходима бешеная работа по организации бедноты, в частности, по созданию групп бедноты, по укреплению связей с середняками. Эта организационно-массовая работа, ее размах, сколачивание бедняцко - середняцкого актива, имеет решающее значение, но на практике о ней часто забывают и думают, что ликвидацию кулацких хозяйств можно провести верхушечными бюрократическими приемами. Часть кулачества в настоящее время деморализована, не имеет перспектив. В развернувшейся необычайно остро классовой борьбе мы наблюдаем ряд драматических сцен, подтверждающих, что известная часть кулачества вышиблена из седла, что у нее хребет переломан, что воли к борьбе — по крайней мере на данной стадии — у нее нет. Но это относится только к известной и небольшой части кулачества. Это не значит, что и эта часть кулачества выпала совсем из игры. Если мы не сумеем дезорганизовать своего классового противника, если мы ко всем кулакам будем применять одни и те же меры, мы даже самого бесперспективного кулака можем автоматически толкнуть на поддержку более энергичных и классовоактивных элементов.

РЕШИТЕЛЬНО ИЗЖИВАТЬ ПОТРЕБИ­ТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В КОЛХОЗАХ

В очень многих колхозах мы наблюдаем взрыв потребительских настроений. Велик напор на потребление у крестьянина, переставшего ощущать действие прежних регуляторов. В индивидуальном хозяйстве задачи накопления доминировали над всем, и потребление было подчинено этой задаче. Колхозы должны свою деятельность строить на принципе подчинения потребления интересам производства. При правильном развертывании колхозного строительства оно сулит крестьянству громадные возможности повысить свое потребление, но это в дальнейшем, если мы добьемся широчайшего роста производства. Начинать с этого конца, с проедания, отнюдь нельзя. Некоторые чуть ли не начинают действовать по принципу: все поесть в один присест. Нынешнее массовое колхозное движение опирается на организационные формы старых колхозов, возникших при поддержке государства, на основе широкого государственного кредита. Только громадное недоверие к колхозному движению вообще, только мелкобуржуазная позиция индивидуального мелко -капиталистического хозяйства могла продиктовать такой вывод, что' деньги, отпускаемые государством в виде кредита, на организацию колхозов, брошены «псу под хвост». Я позволю себе напомнить, что в свое время— значительно раньше нашего колхозного ОПЫТА—Энгельс писал: *)Статья представляет собой выдержки из переработанного доклада тов.С. Сырцова на общем собрании ячейки ВКП (б) Института Красной профессуры.

Мощный митинг безработных в знак протеста против безработицы. Видны пла­каты: «Мы требуем работы или пособий», «Борьба или голод», «Боритесь про­тив жестокости полиции» и т. д.

«Материальные жертвы, которые придется принести в этом смысле в интересах крестьян из общественных средств, с точки зрения капиталистической экономии могут показаться выброшенными деньгами, а между тем, это—прекрасное употребление капитала, потому, что они сберегут, может быть, в десять раз большие суммы при расходах на общественное преобразование в его целом. В этом смысле мы можем, следовательно, быть очень щедрыми по отношению к крестьянам». (Энгельс, «Крестьянский вопрос во Франции и в Германии»), Даже на примере сравнительно бес-хозяйственных колхозов мы убеждаемся в том, что те деньги, которые с точки зрения непосредственного хозяйственного расчета вчерашнего дна ис- пользовыволись нерационально, позво-лили накопить известный опыт, известные организационные приемы. Опираясь на них, мы получаем возможность хозяйственно оздоровить существующие, организовать новые колхозы с минимальным расходованием государ-ственных средств. Массовая коллекти-визация крестьянства ставит вопрос о постройке колхозов почти исключительно на средства самого крестьянства.

ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КОЛХОЗОВ ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ НИГИЛИЗМ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОЕВ КРЕСТЬЯНСТВА.

Существует еще одна большая опасность для дела колхозного строительства. Она тесно связана с потребительскими настроениями. Я говорю о производственной апатии и производственном нигилизме, которые проявляются у значительной части крестьянства, вошедшего в колхозы. По этой опасности нужно немедленно бить. Она в значительной мере обусловлена нашими организационными недостатками. Крестьянин привык работать в рамках своего хозяйства, привык болеть за него, думать ежедневно, составлять и пересоставлять свои рабочие планы. Теперь он повернул к колхозу. Он включился в наше плановое хозяйство. И он ждет от нас заданий. Мы же находимся в организационной сутолоке и бестолковщине. Ее надо кончать как можно скорее, потому что она представляет одну из величайших опасностей. Она оставляет без руководства крестьянина, пришедшего с известными колебаниями, не порвавшего еще со своим наследием, сравнивающего свой организационный опыт с организацией производства в колхозе и ждущего указаний и «заданий». Чем скорее мы этого нового колхозника поставим в рамки определенной производственной работы, определенного порядка, пробудим его производственную инициативу, тем скорее мы справимся с той мелкобуржуазной потребительской стихией, которая бушует в деревне и захлестывает наши колхозы. Мы должны переключить на новую организацию труда практический деловой ум крестьянина, мы должны инициативу крестьянина развернуть на новой базе. И еще одна опасность угрожает колхозам, но уже с другой стороны: мы должны избавить наши колхозы от тех прелестей централизации.которые бьют и по более прочным нашим предприятиям. Бюрократизм может стать фактором развала и разложения колхоза. Нетерпимо положение—когда в колхозе все вопросы восходят до правления и председателя. Уже сейчас можно подобрать не мало перлов бюрократического творчества. Вот приказ, выработанный секретарем одного крупного колхоза, организованного на Северном Кавказе.

«Для восстановления ХОТЯ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОГО ПОРЯДКА И ЧТО БЫ ОТРАЗИТЬ ПРОИСХОДЯ ШЕЕ ИСТОРИЧЕСКИ ВАЖНОЕ. НЕОБХОДИМО»...(Дальше идет перечень всяких хозяйственных и канцелярских требований: весы, тетради для канцелярии, кладовые ведомости и проц.), а дальше с п. 9, в порядке перечисления боевых заданий, наряду с приобретением канцелярских принадлежностей, сказано: «9) Устранить имеющиеся правые уклоны по вовлечению всей массы в общественную работу боевого организационного периода. 10)Для приведения беспорядочной массы колхозников в крепкие боевые колонны, произвести разбивку на команды и назначить командиров, вменив в обязанность последним ежедневно или в 2—3 дня один раз являться в установленный час для информации и получения задания. Означенная работа командира в команде, куда попадут и не-колхозники, будет технически отражаться и на них. 11) Руководящему составу артели занять командные высоты, связаться с ординарцами и твердо командовать социалистическим боем, не покидая постов. Во все прорывы для восстановления положения срочно высылать боевиков-активистов из имеющихся резервов. 12) Строго требовать от низшего комсостава полной ответственности за порученных людей и имущество, создав атмосферу действительного боя, а не мирного строительства. Нужен энаузиазм. Без энтузиазма и жертв со стороны лучших трудящихся мы не выйдем победителем. Для этого проводить периодически зарядку. 13) В минуты затишья командирам об‘езжать боевые участки, заслуженных похвалить, нерадивых поругать и по всем категориям на выдающихся составить соответствующие представления. 14) Более сложные вопросы разрешаются советом.Дальнейшее будет вытекать из практических применений и разрешаться советом 15)Первым необходимым в штабе армииявляется учитывающийвсе количественные изменения в колоннах трудящихся,в колоннах живого и мёртвого инвентаря,запасов и трофей-это бухгалтер. 16) Вторым должен быть началь ник штаба—это секретарь. Подпись: секретарь колхоза К р е т о в » Я убежден, что этот документ написан с сознательно вредительской целью. Он прямо подводит крестьян к мысли, что дело идет о крепостничестве, об аракчеевщине. Но приказ имел все шансы претвориться в жизнь. Этот приказ не был реализован только по тому, что его перехватили приехавшие в колхоз товарищи из центра. В деревне сейчас обнаруживается кая засоренность наш х Низовых органов, такое обилие всяких бывших людей, с таким удельным весом и влиянием, что в ряде случаев ни местные организации, ни центр об этом не подозревали. Они усердно искривляют нашу классовую линию. Им в этом помогают нащи люди, по своей политической близорукости и под влиянием правых идей сбивающиеся на искривление практической работы. Толковые, хорошо сколоченные и правильно инструктированные рабочие бригады могут лногое сделать для устранения этих бюрократических извращений. Нам нужны отчетливые, простейшие образцы элементарной внутренней организации колхозов, нужны простейшие организационные стандарты. Эти образцы и стандарты в соединении с инициативой, сознательностью, опытом" и фабричной выучкой рабочего активиста дадут ему возможность не растерятся в деревенской обстановке и нащупать хотя бы временно организационные формы в колхозе. У нас на Урале в одном из колхозов рабочий-горняк Кизеловских копей,-незнакомый с сельским хозяйством, брошенный в колхоз без достаточного ин-структажа, первое время растерялся, а потом начал соображать и стал при-лаживать к колхозу формы фабричной организации. Может быть, и немного наивно, но во всяком случае на известное время он дал определенные формы организации. Он пошел ие по линии военного устава, как тот секретарь на Северном Кавказе, он пошел по своему производственному опыту. Он разбил всех колхозников по цехам: лошадиный цех, ремонтный цех, коровий цех и т. д., при этом он правильно учел ряд организационных и производственных моментов. Создал перелом: люди по-чувствовали, что они состоят в какой- то производственной ячейке, кому-то подчиняются, с кем-то связаны, могут действовать под сознательным руководством—это сразу внесло уверенность и устойчивость. Мы уже накопили через низовые органы и сознательных представителей рабочего класса, поехавших на работу в деревню, известный практический опыт. Мы можем уже, если не будем очень мудрить, выработать известные организационные стандарты по линии Колхозцентра и НКЗема и двинуть их в колхозы. В этом заключается одна из основных и важнейших задач момента. Ее решение позволит поскорее преодолеть ту бестолковщину, которая наблюдается сейчас в деревне в больших размерах.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости