Кадры актива работниц и крестьянок с каждым годом растут. Но неисчерпаемый запас их энергии, их желания строить новую жизнь, участвовать в управлении социалистическим государством, используются еще крайне недостаточно.
Гели взять секции при советах и в частности секции РКИ, работа их в связи с усилением роли советов, бурным ростом коллективизации, перестройкой всей системы работы советского аппарата, в связи с усилением классовой борьбы в деревне, приобретает колоссальнейшее значение, как органа массового контроля, как школы хозяйствования и управления. Но женщины в них исчисляются единицами процентов, о то и меньше. Взять хотя бы Муслюмкинскую волость, Чистопольского к-на район сплошной коллективизации. При многих сельсоветах секции РКИ организованы, но ни в одну не втянуты женщины. В Билярской волости положение не лучше, несмотря на то, что заместитель председателя вика—женщина. К кооперации прикреплен ряд женделегаток, но они игнорируются кооперативными работниками.
Отброшенная от руля управления, не посвященная в ход текущих событий, женщина свою активность направляет подчас по ложному руслу, становясь жертвой агитации кулака и духовенства, не брезгующих никакими средствами, чтобы использовать женщину в качестве орудия борьбы против мероприятий партии и советской власти. Это положение заставляет нас усилить работу сведи женщин, втягивая их в непосредственную работу советов через их секции, бригады и т. п.
Сравнительно лучше обстоит дело в городе. В секции РКИ Казанского горсовета из 100 членов, вовлеченных в практическую работу, женщин 28. Они) повседневно участвуют в работе секции, проводя регулярно обследования, изучая отдельные вопросы, они добровольно и без всякого вознаграждения отдают все свое свободное время на пользу общественности, помогая городскому совету в разрешении тех или иных вопросов. Они, учась управлять, готовят из себя смену, способную стать, в ряды передовых бойцов на фронте социалистической стройки. Значительные достижения в текущем году имеются и по вовлечению женщин в работу самого НКРКИ. Из 338 ч., непосредственно участвующих в работе по чистке аппарата по Казани, женщины составляют 22 проц.
Среди 387 человек, привлеченных к чистке в кантонах и районах, не считая местных комиссий, вовлечено женщин 115 чел., или 29, 7 проц. Все они не только активно участвовали в проверке личного состава учреждений и наркоматов, но и знакомились с их повседневной работой, изучая ее до мелочей.
Заметно растет количество девушек в составе отрядов и групп легкой кавалерии,—одного из лучших помощников РКИ в борьбе с бюрократизмом. Среди 1300 членов ЛК на 1 марта девушек насчитывается 538 ч., или 41,4, проц.; из них только в течение последних 2 месяцев 48 чел. выполнило до 100 всевозможных поручений РКИ.
Имеется некоторый сдвиг и в смысле участия женщин в плановообследовательской работе РКИ. Так, из общего количества вовлеченных за последние 5 месяцев 385 ч.—женщин 75 человек. Много хуже обстоит дело с группами добровольцев РКИ, где женщины составляют не более 10-12 пооц., при чем работа их тормозится недостаточностью руководства со стороны как органов РКИ, так и ФЗМК на местах.
Недопустимо слабо вовлечение женщин-татарок. На 28 женщин, работающих в секции РКИ горсовета, приходится лишь одна татарка. Б работе НК РКИ татарок участвует также не больше 10 - 15 проц. Необходимо взять более решительный курс на вовлечение женщин-националок.
Опыт города необходимо передать деревне, углубив и закрепив его. Необходимо во всю ширь поставить перед органами РКИ и всеми звеньями советского аппарата вопрос о широком вовлечении в их работу женщин. Через участие в работе секций РКИ, в добровольческих бригадах, Б обследовательских группах женщины научатся управлять государством. Ни одной секции РКИ не должно остаться без женщины- батрачки, беднячки, работницы должны стать активными участниками работы секций. Пусть они контролируют, насколько тот или иной советский аппарат способен справляться с возложенными на него задачами, насколько четко и правильно он проводит классовую линию.
Делегатские собрания женщин должны стать не только кружками политических знаний, но и практической школой новой социалистической стройки.
Ф. Галкин.