Если татарская промышленность ползучими темпами, но все таки подходит к количественному выполнению программы, то в отношении качественных показателей каждый месяц приносит ухудшения.
По промфинплану в первом квартале нужно было снизить себестоимость на 10,8процентов. Это— ответственнейшее задание,не менее важное, чем выполнение плана по выпуску продукции, потому, что снижение себестоимости является основой внутрипромышленных накоплений и, следовательно, одним из основных источников, откуда черпаются средства на индустриализацию. Это задание позорно сорвано. В первом квартале себестоимость была снижена только на 2,28 проц.
Бее недовыполненное за первые три месяца хозяйственного года ТСНХ разложил на остальные три квартала.
Бо втором квартале необходимо снизить себестоимость на 11,9 проц.
Не желая понять всей серьезности поставленной задачи, не желая понять, что каждый недовыполненный процент означает сотни тысяч рублей из государственного кармана, треугольники на предприятиях и тресты попрежнему оставляют без внимания этот главный участок и воздерживаются от каких-либо мер для выполнения качественных показателей.
Вопросы себестоимости отодвинуты на задний план, вокруг них массы не мобилизованы, именно поэтому ежемесячно приходится подсчитывать миллионные убытки.
Б январе себестоимость снижена всего лишь (без Кожтреста) на 0,56 проц Задание не выполнено и в десятой доле. Б ценностном выражении потери татарской промышленности в связи со срывом плана по себестоимости определяются в одни миллион двести тысяч рублей.
Только одно предприятие, объединяемое ТСНХ, справилось с заданием— Васильевский стекольный завод (снизил себестоимость на 10,5 проц.). Большинство же фабрик и заводов в темпах значительно отстает от планов, о некоторые предприятия-Вахитовский завод, винокуренное производство Пищтреста, шерстяное и льняное производства Текстилькомбината и Металлтрест диже повысили себестоимость продукции.
Еще не подведены февральские итоги, но на основании имеющихся уже данных можно сказать, что февраль сожрет те небольшие внутрипромышленные накопления, которые образовались в первом квартале и начали проедаться уже в январе.
Положение исключительно серьезное. Оно создалось главным образом все по тем же причинам, по которым хронически ке выполняется программа.
Слабо хозяйственное руководство предприятиями. Расчеты на самотек, на то, что «последние кварталы вывезут», о чем уж так много писалось и говорилось, продолжают жить в полной неприкосновенности.
Над мобилизацией внутрипромышленных рессурсов и использованием других внутрипромышленных резервов мало думали предприятия и тресты.
На-днях мы справлялись у пом. директора меховых фабрик, выработанли у них план мобилизации внутренних ресурсов. Он коротко ответил:
— Нет еще...
Пожалуй, и другие хозяйственники ке смогли бы нам дать иного ответа.
В промышленности явный излишек рабочей силы. Он примерно исчисляется в 600 человек. Организации труда, регулированию рабочей силы уделялось исключительно мало внимания. Брали с биржи людей, не сообразуясь с потребностью производства. Лишние сотни рабочих сами по себе вызывают большие расходы, сильно снижают производительность труда (рабочий день ке уплотнен, недогрузка цехов и пр.}, усложняют работу. Бее это в балансе себестоимости отмечается, конечно, минусом.
Может ли хоть одно предприятие похвалиться достижениями в области рационализации—этого рычага снижения себестоимости?
Трестам, фабрикам и заводам в этом году были установлены ассигнования на рационализаторские мероприятия. А они не знают, что делать с деньгами, как ассигнования расходовать. Плохо изучаются производственные процессы с точки зрения возможности их упрощения, плохо изучается вся система производства. Нужно немедленно подготовить план рационализаторских работ, обсудить его на рабочих собраниях, надо приступить к учету результатов рационализации.
Предварительные итоги снижения себестоимости за первые пять месяцев второго года пятилетки вселяют серьезные опасения, что качественные показатели плана останутся невыполненными.
Пока перелома нет.
Март еще не изменил темпа работы.
вт