Ползли кулацкие сплетни о семидесятиметровом одеяле, пайке и прочем, что может отпугнуть крестьян от колхоза.
Наивных и темных, принимающих к сердцу кулацкую антиколхозную агитацию, находится все меньше и меньше.
Бесплодным кулацким сплетням, однако, идут навстречу отдельные, вышедшие из ума работники, убежденные в том, что деревню можно коллективизировать «в два счета».
Как же иначе назвать коллективизацию по «методам» уполномоченного Казанского РИК’а Коробаева?
На собрании в Николаевском поселке Корабаев выступил с такой речью:
— Кто против колхоза? Запомните: кто в колхоз не запишется, будет выслан вместе с кулаками. Детей у матерей отберут... Все равно все избы снесем...
Может быть, николаевские крестьяне, после подобной речи представителя власти все, как один вступили в колхоз, но долго ли продержится такой колхоз?
Грубейшие извращения классовой линии, голое администрирование имели место в некоторых селениях Казанского района не только при организации колхозов, но и при раскулачивании. Характерный случай произошел в деревне Н. Тура.
Уполномоченный РИК’а, без предварительного обсуждения на бедняцком собрании, раскулачил середняка Артюхина. Через несколько дней собрание единогласно решило принять Артюхина в колхоз.
В Чебаксе раскулачивали середняков за то, что они «агитировали против колхоза».
Эти искривления линии партии ведут к усилению позиции враждебных нам элементов.
Ясно — к суровой ответственности должны быть привлечены те, кто искажает политику партии в деревне.
Но тут важно учесть и предупредить другое явление.
Настроения — «нам все разрешено» от некоторых работников районного масштаба могут перейти к низовым работникам колхозов и части колхозного актива.
В селе Васильево наблюдались, например, такие случаи. Правление колхоза беззастенчиво отбирает телят у неколхозников и не платит деньги. Больше того— не зачисляет в счет каких-нибудь паевых капиталов. Это вроде дани за то, что они не вступили в колхоз. Правление обещает еще брать у неколхозников и молоко бесплатно. Ясно, что эти «методы» отталкивают бедняцко-середняцкую часть, пока неусвоившую преимущество колхоза.
Административными мерами нетрудно перевести в колхоз любое село. Но каково качество такого колхоза?
Казанский РИК к вопросам коллективизации и раскулачивания подошел с меркой типичного чиновника.
Что, скажем, стоит такая «директива» секретаря РИК’а:
— Заполнить анкеты на всех кулаков— и баста.
К чему участие бедняцко - середняцких масс? К чему обсуждения на бедняцких собраниях?
После таких «установок» неудивительно, что под раскулачивание подведены были десятки середняцких хозяйств, но за то настоящие кулаки - эксплуататоры в отдельных местах (кулак Лисин из Арахчино, Аракчеев и Горин из Б. Ключ, Котин из поселка Сокольевка) избежали раскулачивания.
Эм.