По дурной традиции большинство акробатических номеров в цирке, даже и новых, построено с расчетом во что бы то ни стало ошарашить зрителя игрой с опасностью и головокружительными трюками. Заграничные цирки у силенно культивируют машинизацию, при которой крепость и ловкрсуь тренированного тела вытесняется сложными аппаратами, требующими от артиста не долголетней выучки, а слепого риска и солидных денежных затрат.
Советский цирк преследует другие цели, одной из которых, основной, является пропаганда физкультуры во всем ее разнообразии. |В частности, в отчетной программе эту роль отлично выполняют братья Миросламскио. У них трудный номер, но они не рекламируют его. Наоборот. Работа их производит впечатление легкой ' и приятной и заражает зрителя. Внешне номер, начиная с костюмов, оформлен просто и прекрасно срежиссирован.
Почти то же самое можно сказать и о жонглере Карро, показывающем незаурядные достижения в своем жанре. Но было бы куда лучше, если бы он сменил свой нелепый в нашей обстановке костюм и заодно уж назвался бы настоящим своим 'именем. Только столь присущим цирку консерватизмом и можно об'ясннть стремление многих цирковых.артистов коверкать свой фамилии и безвкусно рядиться „под заграницу".
Очень хорошо смотрится номер итальянских акробатов-эксцентриков Фирпо. Тщательная отделка и незначительные детали делают их номер свежим и оригинальным.
„Гвоздем" программы сейчас надо -считать безусловно группу дрессированных слонов под управлением Буркет. Они стоят того, чтобы о них говорить. Дрессировка разнообразна и одинаково безукоризненна. Слоны играют в бубен, танцуют, забираются на подставки, катаются по манежу и т. д. Каждый их шаг сопровождается обязательно шумным одобрением аудитории. Попрежнему плохо с разговорниками, с клоунадой. В начале сезона работали слабые клоуны и сатирики. Теперь вообще не стало никаких. Разговорный жанр из программы исключен совершенно. Это легкое разрешение старого вопроса, но, конечно, удовлетворить оно никого не может.
Н. Р у д н е в.