"СЕКТАНТЫ"
Культфильмами мы не богаты, их можно пересчитать по пальцам. „Сектанты"—одна из Частиц культфильмов- ского капитала. На экране—„те, кого защищает папа римский". Тут и „раб божий" кулак „Мишенька", с одинаковым успехом стригущий баранов (у Мишеньки огромные стада овец и наживающийся на одураченных им темных людях, с которых он снимает обильную жатву под видом „доброхотных даяний"). Тут и „святая Дашенька"—дородная бабища, владелица целой виллы, с тенистыми аллеями и молочной фермой. И „заместитель Христа", его „полпред", домовладелец Коновалов. И запуганные, невежественные обыватели села Никольского. „летуны", в погребальных саванах ждущие ^светопреставления". Тут, наконец, и Генри Форд и Рокфеллер и Ллойд-Джордж. Что общего между английским министром и темной, неграмотной русской старухой? А между тем, оба они „брат и сестра во-Христе“. Классовая подоплека сектантской идеологии очевидна. Буржуазии явно выгодно опутывать невежественных людей сетями всевозможных сектантских учений. Это опутывание—лучший путь к эксплоатации и закабалению. Сладкие, заманчивые слова и горькая действительность. Обман и лицемерие. „Не убий"! А между тем, колоссальное, кошмарное ' вооружение, вооруженность до зубов! Нельзя убить крысу и вошь, а погнать, как стадо баранов, на убой целые сотни тысяч людей—можно. *Не ешь мяса, не пей вина"! А на столах „апостолов" и „пророков" целые батареи ликеров и глыбы окорокоз и бараньих туш.
„Все равны, все братья". А у „пророков" и у „апостолов" молочные фермы, оборудованные по последнему слову европейской техники, а у рядовых „братьев"—бедняков и батраков—нищенские приемы ведения хозяйства.
И вот в таких вопиющих контрастах проходит все бытие сектантов—этих прямых и косвенных, сознательных и бессознательных слуг капитала, этой организованной и хорошо поддерживаемой всеми врагами СССР агентуры мирового империализма.
Картина, в общем, заснята недурно. Если не нред'являть к ней повышенных требований, то можно считать задачу выполненной. Однако, все же приходится пожалеть, что строгой выдержанности деталей нет. „Радение кораблем", например, у прыгунов (правильнее— хлысты) не отображает всей красочности, особой специфичности этой формы „богослужения. Зритель не видит многого из того, что имеет место при хлыстовских радениях,—радениях, так называемых, „кораблем".
Очевидно, никто из обслуживавших с'емку не был как следует знаком с дисциплиной сектантоведепия.
Все же картина, несомненно, принесет немалую пользу для антирелигиозной пропаганды. Н. Р.