КАК УГАСАЛА ВРАЖДА

Жизнь учила людей мудрости. Долгие годы потребовались для того, чтобы на­учить их быть людьми и уважать- чело­веческое достоинство. Побоища между русскими и татарами на озере Кабане стали стихать, превращаясь в редкое со­бытие.

Дикую, впитанную с детства националь. ную вражду стало вытеснять другое чувство, которое с каждым днем, хотя и медленно, разросталось в ширь.

В мятежный 1905 год, когда бастовали Крестовниковский, Алафузовский, Петцольдовский и другие заводы, рабочие стояли в одних рядах и русские и татары

— вместе и не было между ними вражды. Их глаза в те дни горели одним огнем и сжатые Кулаки были направлены в од­ну сторону.

Против них,' за полицейским и казачь­им кордоном, были злобные и испуган­ные Апанаевы, Алафузовы, Тагировы, Крестовниковы и др.

Иначе и не могло быть.

Вся история прошлого тысячами фак­тов и документов красноречиво расска­зывает, как классовая борьба сплачивала на двух противоположных полюсах об­щества — эксплоатируемых и эксплоата- торов — в единое целое, не взирая на их национальную пестроту и рассовый антагонизм.

В прошении на имя «Императорского величесттва, августейшего монарха и все- милосгивейшего государя» владельцы бо­гатой стекольной фабрики, расположен­ной в Казанской губернии, Ахмедйян Сайдашев с сыновьями и Бакий Субаев, прося об отстрочке платежей по вексе­лям, пишут:

«Для того, чтобы рабочие и их семьи могли отправлять свои религиозные обязанности и давать воспитание де­тям, «товарищество», несмотря на то, что во главе его стоят мусульмане, под- держивало и поддерживает православ­ный храм с причтом, о чем известно высокопреосвященнейшему Палладию, митрополиту С.-Петербургскому и ка­занскому епархиальному начальству. То­варищество предоставило помещения для трех школ: православных—церков­но-приходской и земской, и мусульман­ской».

Эта выдержка из прошения заводчи* ков служит Ярким примером того, как та­тарская буржуазия шла рука об руку с великодержавным православным духо­венством, не скупясь ни на какие затра­ты на содержание попов и церквей, бу­дучи уверены, что эти издержки окупят­ся с лихвой.

Перед нами лежит протокол старшего фабричного инспектора Казанской гу­бернии Киселева от октября 1902 года.

Обследуя суконную фабрику, находя­щуюся невдалеке от Казани, хозяином которой являлся купец первой гильдиа Салихт Сабитович Губайдуллин, Киселев обнаружил, что:

«на фабрике работает значительное чи­сло малолетних, между которыми есть дети моложе 12 лет. Как то: Кустов Ва­силий из гор. Вольска -— 8 лет; Гафу­ров Минулла из Дер. Марычи — 11 лет, Усанкина Арина из дер. Кудьсеитово — 9 лет» и т. д. и т. п.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости