Первая программа сезона, продержавшись почти без всяких изменений больше месяца, лишь за последние две недели начинает основательно освежаться. Однако, изменения в программе не обязательно еще обеспечивают и улучшение качества, и в первую очередь, в области разговорного жадра, продолжающего оставаться попрежнему самым уязвимым местом. Характерно, что,на недавней конференции рабочего зрителя именно о клоунаде говорилось больше всего, о ее недостатках, о необходимости в корне перестроить разговорный жанр, отрешиться от аполитичности, органически связать его со всеми злободневными вощ>оеами, которыми живет сейчас страна.
Наличные силы требования рабочей конференции удовлетворяют в очень малой степени. Наезжавшие ненадолго клоуны Якобино и Виктор старательно повторили допотопные [антрэ. Небогаты ропертуаром Альфонсо. Единственно свежая у них вещь—с футбольным мя- чем — безобразно растянута. Братья Астаховы, по существу эстрадники, отсутствие нужной, здоровой сатиры и подлинного циркового мастерства без особенно шумного успеха пытаются'за- менить подыгрыванием под вкусы обывателя. Многократные обещания включить в программу разговорников-татар до сих пор не выполнены. Есть основания опасаться, что повторится история с драматическим театром, , также не смогшим осуществить аналогичных обещаний.
В более лучшем положении оказались акробатика и физкультура.
Образец прекрасной техники, к тому же просто и со вкусом оформленной, показали икарийцы Дантон, хорошо принятые зрителем, но почему-то быстро переброшенные отсюда в другой город. Безукоризненно работают опытные и разносторонние артисты Манион, с одинаковым успехом выступающие и в качестве полетчиков и партерных акробатов с подкидными досками. Удачно дополняет их группа гимнасток—5 Клйкет.
Способным и незаурядным цирковым артистом обещает стать Никитин- младший, жонглер и джигит.
РаДует стремление Карайченко сломать старые штампы и принести в манеж какие-то новые формы тематически оправданной акробатики. К сожалению, излишняя суетливость и отсутствие темпа оставляют от их пантомимы „беспризорники" впечатление незаконченности. Номер далеко еще не сделан. Над ним надо много и много работать.
Полная противополнжность Карайченко—силовые акробаты Моцардо, целиком перенявшие все нездоровые приемы дореволюционного цирка, против которых надо протестовать самым решительным образом. Весь номер Моцардо технически блестящий построен на щекотании нервов, на дешевых рукоплесканиях любителей сильных ощущений (то же самое следует, отчасти, сказать и о Красовском, с доланным испугом срывающемся с трапеции).
Разве нельзя силовую акробатику связать с каким-нибудь производственным процессом, который не только оправдывал бы ее, но и превратил бы в сильное агитационное средство?
Привлекать зрителя игрой на нервах и культивировать самое плохое от старого цирка—советскому цирку никак не пристало.
Н. Руднев.