О ПРОТИВОРЕЧИЯХ В ЛАГЕРЕ ИМПЕРИАЛИЗМА

Перейду к вопросу об обострении международных противоречий.

Еще во время войны Ленин в своем анализе империализма указывал, что территориальный раздел мира, раздел колоний, закончился и начался эконо­мический раздел мира международны- ми картелями. Империалистическая война была войной за передел мира. После окончания войны с новой силой развернулась борьба международных монополий за рынки сбыта товаров, за рынки сырья, за рынки вывоза капи­тала.

За время после войны усилились тен­денции к организации могуществен­нейших международных капиталисти­ческих монополий. Особенно большую активность в этом отношении прояв­ляет американский империализм. Он проникает в различные отрасли хозяй­ства не только в колониях и зависи­мых странах, кои в странах Европы (например, Германия). Несмотря на про­тиворечия между Францией й Герма­нией, растет количество франко-гер­манских монополистских об‘единений. Уже в конце прошлого года таких франко-германских об'единений (в обла­сти металлургии, химии и т. д.) было заключено свыше 40.

Наряду с этим борьба, за рынки при­водит к росту протекционизма, т. е. к ограждению внутреннего рынка от ино­странного капитала, и на этой базе к еще более усиленной борьбе за внеш­ние рынки (сбыта, сырья, вывоза капи­тала).

Нынешний кризис с особой силой толкает капиталистические страны к сверхпротекционизму. Рост протекцио­нистских тенденций сказывается всю­ду. По этому пути идут не только вто­ростепенные капиталистические стра­ны, но и самые могущественные. Ха­рактерно, что Америка первая . двину­лась по пути дальнейшего вздувания охранительных тарифов. Здесь недавно принято решение о повышении пошлин на продукты сельского хозяйства, цвет­ные металлы и продукты химической промышленности. Это новое повышение тарифов достигает 30—35 проц. Несмот­ря на то, что такое мероприятие САСШ вызвало протесты 34 государств, заин­тересованных в американском рынке, и, несмотря на то, что свыше 1.000 эконо­мистов Америки считали эту меру не государства уже провели повышение своих тарифов.

Особенно большой размах приобрета­ет протекционистское движение в Анг­лии. В рядах консервативной партии сложилась значительная группа во гла­ве с „королями прессы", лордами Бивербруком и Ротермиром. Ими пропа­гандируется идея создания имперского таможенного союза, который должен проволочными заграждениями тарифов ограждать Британскую империю с ее доминионами и колониями от внешнего капиталистического мира.

Протекционистское движение среди консерваторов приобретает вее большее сочувствие и в рядах других партий. Крупнейшая капиталистическая страна Европы—Франция—также идет по пути сверх-протекционизма. Идея создания „пан-Европы", т. е. союза капиталисти­ческих держав Европы вокруг Франции (политически направленного против СССР), начинает практически продви­гаться вперед ввиде подготовки созда­ния европейского таможенного союза. Франция стремится превратить Европу в рынок для сбыта своих товаров и вы­воза капитала. Для этого она все на­стойчивее пропагандирует идею евро­пейского таможенного союза.

Таким образом, могущественнейшие капиталистические страны — Америка, Англия, Франция—идут по пути сверх­протекционизма. От них не отстают и другие. Протекционистское движение растет и в Германии и в Италии, и в других капиталистических государ­ствах. Все ведет к огромному обостре­нию борьбы за рынки, к огромному обострению международных противоре­чий.

Основное противоречие в лагере им­периализма идет по линии борьбы за мировую гегемонию между САСШ и Англией. В этой борьбе САСШ все бо­лее успешно отвоевывают экономиче­ские позиции, вытесняв Англию даже с рынков английских колоний и доми­нионов. В этом отношении Соединенные Штаты добились за последние годы огромных успехов. В связи с экономи­ческим кризисом угроза расширения американского экспорта еще больше возрастет, между тем как экспорт Анг­лии все еще не достигает даже дово­енных размеров (80 проц.). Какое зна­чение имеет для Англии эта угроза, можно судить хотя бы по тому, что увеличение экспорта САСШ на один проц. ее промышленной продукции бы­ло бы равно всему экспорту Англии во все страны Южной Америки.

Америка не ограничивается только усилением своих экономических пози­ций на внешних рынках. Она готовится к борьбе с Англией по всему фронту. Пактом Келлога она стремится поста­вить в зависимость от своей воли ре­шение вопроса о будущей империали­стической войне. На недавней лондон­ской конференции по вопросу о мор­ских вооружениях Америка закрепила принцип равенства своего морского во­енного флота с Англией и этим сдела­ла еще один решительный шаг к даль­нейшему подрыву мировой роли Анг­лии. Теперь Англия уже не может рас­считывать на преобладание своих мор­ских вооружений, а это имеет для нее особое значение в виду огромных раз­меров и разбросанности доминионов и колоний.

Насколько обострилась борьба между Англией и САСШ видно также из то­го, что американские империалисты в целях борьбы против Англии сплошь и рядом заигрывают с национальным движением в английских колониях. Так, за последнее время в некоторых органах американской прессы ведется агитация против английского империа­лизма в Индии! Все это ведет в тако­му обострению противоречий в борьбе за мировую гегемонию, которое явно усиливает опасность новой мировой им­периалистической войны.

Об этом открыто говорится в импе­риалистической прессе. Такие откро­венные публицисты американского им­периализма, как Л. Денни, прямо за­являют: „Ни один человек, знакомый с фактами, не может скавать, что речи насчет рукопожатия через океан или перемирия в области морского воору­жения отодвинули опасность открытой войны, которая всегда исторически вы­текала из подобных экономических войн. В современном мире, который отановится все более тесным, нет ме­ста для двух таких крупных враждеб­ных и грабительских империй, как Ве­ликобритания и Америка. Или Велико­британия добровольно признает геге­монию Америки, или эта гегемония бу­дет утверждена в кровавых боях" (Люд- велл Деини — „Америка завоевывает Британию").

Узел международных противоречий в Европе заключается в „плане Юнга". На нем страны - победительницы, во главе с Францией и Англией, пытают­ся построить свое этому плану, Германия в ближайшие годы должна выплачивать ежегодно 2.000.000.000 марок платежей и, кроме того, она должна ежегодно платить 1,6 миллиарда марок ввиде процентов за иностранный капитал, вложенный в гер­манское хозяйство по плану Юнга

Сам автор—Юнг так высказывается по поводу этого плана: „Только время покажет, не слишком ли велико бремя, возложенное на Германию. Правда, при установлении суммы, которую Герма­нии надлежит уплатить, страны, уча­ствовавшие в составлении парижского плана, сложили вместе всю свою за­долженность Соединенным штатам и присовокупили к ней еще приблизи­тельно 50 проц. этой суммы" (из речи Юнга в Калифорнийском университете 24 мая 1930 года).

Но эта попытка! стран - победитель­ниц свалить на плечи трудящихся Гер­мании тяжесть непосильных платежей не может кончиться добром. Прове­дение плана Юнга означает не толь­ко дальнейшее обострение противоре­чий между странами - победительни­цами и побежденными, но и в огромной мере обостряет противоречия между буржуазией й пролетариатом в самой Германии. Строить благополучие капи­талистической Европы на прочности этого плана значит свалиться в про­пасть.

Наконец, следует отметить обостре­ние международных противоречий и в лагере самих победителей. Сюда, пре­жде всего, относится обострение отно­шений между Францией и Италией. Каждая из этих стран усиленно воору­жается и проявляет за последнее вре­мя особые заботы к военному укрепле­нию своих границ.

На вопросе об отношении капитали­стических стран с СССР—после исчер­пывающего доклада тов. Сталина—мне не приходится подробно останавливать­ся. В связи с экономическим кризисом тенденция к нападению на СССР долж­на возрасти. Поэтому наряду с дейст­вием факторов, укрепляющих междуна­родное положение СССР (поддержка ССОР со стороны иностранного проле­тариата, хозяйственный под'ем СССР и т. д.), мы отмечаем такие факты, как фашизация в наших соседних с Советским союзом государствах, как Румыния и Финляндия. В этой же свя­зи находится заявление французского генерала Гуро в Румынии о том, что румынская армия должна быть готова к действиям наступательного харак­тера.

Из роста обострения международных противоречий вытекает усиление опас­ности новой империалистической вой­ны и нападения на СССР. Заслуживает внимания тот факт, что Лига Наций за последнее время втихомолку подгото­вляет практические меры для ведения будущей войны под своим руковод­ством. Недавно английский экономист Кейнс подчеркнул в печати важность тех мероприятий, которые сейчас раз­рабатываются в Лиге Наций по финан­сированию будущей войны. Из сообще­ния Кейнса видно, что в Лиге Наций подготовляется сейчас решение о пре­доставлении займов со стороны Лиги той стране, которую Лига признает подвергнувшейся нападению, При по­мощи специальной организации финан­сирования будущей войны со стороны наиболее могущественнейших импери­алистических держав Лига Наций стре­мится оставить в своих руках, т. е. в руках англо-французского империализ­ма, решение вопроса о нападающей стороне. Ясно, что в разряд напада­ющих у Лиги попадет та страна, про­тив которой захотят начать войну гос­подствующие в Лиге империалистиче­ские державы.

Поскольку в центре международных противоречий в лагере империализма стоит война за мировую гегемонию между САСШ и Англией, постольку новая империалистическая война должна приобрести еще более определенный мировой характер. Война 1914—1918 г.г. была по пЬеимуществу войной евро­пейской. Подготовляемая же теперь новая империалистическая война будет в значительно большей степени войной мировой, так как Англия и САСШ распространяют свое влияние на все материки.

Коммунистический Интернационал уделял большое внимание вопросу об опасности новой империалистической войны. Вокруг борьбы против войны Коминтерн вел и ведет мобилизацию широких пролетарских масс.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости