УСИЛИТЬ ПОДГОТОВКУ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ИЗ СРЕДЫ НАЦИОНАЛОВ, ИЗ СРЕДЫ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН!

ВУЗОВСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНА ОРГАНИЗОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНЫЙ ОТПОР ПОПЫТКАМ РЕАКЦИОННОЙ ПРОФЕССУРЫ ВЫДЕЛЯТЬ НА НАУЧНУЮ РАБОТУ ЧУЖДЫХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ ЛЮДЕЙ. «Мы пришли к тому, что гвоздь положения в людях, в подборе людей», — говорил Ленин еще в 1922 году. Гигантский размах социалистического строительства последнего времени заострил этот «гвоздь» до такой степени, что сейчас проблема кадров является наиболее узким местом в борьбе пролетариата за социализм. Ноябрьский пленум ЦК в ряде своих огромной важности решений по вопросам подготовки кадров — предложил также «улучшить качественно и расширить количественно» подготовку научно- исследовательских кадров. Пленум предложил более энергично подготовлять и выдвигать молодые научные силы, в особенности из рабочих и партийцев, и изменить метод отбора этих работников. В настоящее время из-за недостатка научных работников в ряде учебных за ведений пустуют кафедры, всюду процветает совместительство, а некоторые кафедры заняты классово - враждебными нам людьми. По мере роста новых ВТУЗ’ов, сель.-хоз. ВУЗ’ов и техникумов недостаток в профессорах и преподавателях будет ощущаться еще сильнее. Чтобы иметь представление о темпе нового строительства учебных заведений, достаточно указать на следующую директиву ноябрьского пленума ЦК: «Считая, что намеченное строительство в течение пятилетия новых 47 ВТУЗ’ов и 172 техникумов — недостаточно..., ЦК обязывает разработать строительство новых ВТУЗ’ов и техникумов в соответствуй с конкретными потребностями отраслей народного хозяйства и его отдельных районов». В нужном ли количестве готовили мы научных работников? Хорошо ли мы их готовили? Из какого человеческого материала подбирали? В печати за последнее время сообщались тревожные сведения с этого участка фронта подготовки кадров. Указывалось на отсутствие единого плана подготовки научных кадров. Отмечалось, что научные работники по индустриально-техническим дисциплинам и сельско - хозяйственным составляют по РСФСР всего 16,2 процента общего числа научных работников. Не лучше, а хуже, оказывается, обстоит дело с подготовкой молодых научных работников. Так, из общего контингента аспирантов по Наркомпросу РСФСР на долю индустриально - технических наук приходится менее 6 процентов. Данные о социальном составе аспирантов также явно неудовлетворительны. Аспиранты сплошь и рядом находятся под влиянием реакционной профессуры. Иногда между аспирантами и профессорами создаются отношения, приближающиеся к феодальным. Вокруг выделения кандидатов в аспиранты обычно идет ожесточенная борьба и торговля. Материальные условия в большинстве случаев для будущих профессоров также неудовлетворительны Все это говорит о том, что подготовка новых научных работников является наиболее узким местом во всей проблеме кадров. Как обстоит дело у нас в Татарии? Прежде всего, следует отметить крайне недостаточное число лиц, готовящихся к научной работе. Штатных аспирантов по трем ВУЗ’ам (университету, сельско- хозяйственному институту и ветеринарному институту) насчитывается 31 человек. Всего же научных работников по Казани — свыше 600. Цифры говорят сами за себя. В количественном отношении научная смена не может нас удовлетворить. Не лучшую картину рисуют и дан ные о социальном и национальном составе аспирантов. Даже среди указанной небольшой горсточки будущих ученых, только трое — выходцы из рабочей семьи, крестьян—15 (при чем в большинстве это крестьяне лишь по происхождению), остальные 13 — дети научных работников (2), учителей, дети служащих, быв. чиновников, попов и мулл, ремесленников, торговцев. Членов партии и комсомольцев 35 процентов. Совершенно неудовлетворителен национальный состав. Татар всего 2, мари — 1, остальные — русские или нацмены Запада. Интересны данные о бывших аспирантах, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ в настоящее время так или иначе на ВУЗ’овской работе. Всего закончило аспирантуру с 1925 года (год введения аспирантуры) — 18 человек. Среди них детей крестьян — 6 человек, детей научных работников и учителей—5,детей служителей культа—4, детей бывших чиновников — 1, невыяснено — 2. Цифры говорят о том, что до сих пор не прошел аспирантуру ни один рабочий, Такой неудовлетворительный подбор научной смены объясняется не только объективными причинами (малы кадры окончивших вузы рабочих и националов). Дело в том, что до сих пор не было достаточного стимула идти на научную работу. Аспирант плохо оплачивается; бесправен, он даже не имеет права проживать в студенческих общежитиях. - Большинство аспирантов получают стипендию в 90 рублей. На эту сумму аспирант должен содержать семью, покупать книги и пр. Не меньшее значение в деле слабого выдвижения и выращивания рабоче-крестьянских и национальных научных кадров играли консервативные порядки в наших ВУЗ’ах и явное или тайное противодействие со стороны реакционных слоев профессуры. Реакционно - настроенные профессора иногда чрезвычайно ожесточенно борются за право выбирать угодных им аспирантов и умеют затирать чужака. Известный ученый - химик профессор Богородский, пытаясь отвести двух кандидатов - партийцев, так «теоретически» обосновал свой отказ в аспирантуре одному из них: «и... вообще автор все время главный упор делал в направлении им возможности практического применения теории, что не всегда рационально». Профессор хочет сказать, какой же, дескать, это человек науки, ежели все время делает «упор», да еще на практическое применение теории. Проф. Богородскому не дают покоя лавры неких «теоретиков», трактующих о прирожденности к умственной работе и науке лишь «избранных». В своем отзыве он пишет: «Полное наличие благоприятных социальных и политических факторов совершенно не исключает здесь необходимости для лица обладать в составе своей личности некоторым комплексом естественных факторов прирожденного и приобретенного происхождения, факторов, пока не поддающихся социально - производственной регуляции, так как учение о евгенике еще НЕ вошло в практический обиход человечества. Этот фактор слагается, — поучает дальше профессор, — «из ряда психо - физиологических способностей: память, ассоциация представлений, аналитическое и синтетическое мышление, воображение, волевая настойчивость и т. д...... Подобными рассуждениями профессор заполнил ни мало, ни много 2 листа писчей бумаги. Лишь бы не иметь у себя хотя бы и способного к научной деятельности лица, но чужака, выдвиженца со стороны! Борьба из-за кандидатов в научные работники в казанских условиях имеет место до сих пор. «Аспирант рожден в муках», — правильно сказал недавно один из выступавших на конференции аспирантов. Но мучения большинства аспирантов не кончаются на этом. Условия для научной работы многих аспирантов — неудовлетворительны. «В ВУЗ’ах не знают задач аспирантов». «Аспирант не обучается педагогическим навыкам». «Профессор не разговаривает с выдвинутым аспирантом». «Научные командировки недостаточны или на них отпускаются гроши». «Меня заткнули в какой-то чулан, где негде повернуться и темно». Такие жалобы можно было слышать почти от всех выступавших на последней аспирантской конференции в Казани. Если сюда добавить, что по два-три года правления ВУЗ’ов не могут организовать для аспирантов преподавания иностранных языков и аспиранты из своей скудной стипендии вынуждены содержать преподавателей, — то станет для каждого ясным, в каких трудных условиях приходится работать советской научной смене. Еще хуже обстоит дело с идеологическим руководством. Нельзя сказать, чтобы его уте было совсем, идеологическое руководство имеется, но оно не всегда проводится со стороны общественных организаций. Аспирант сплошь и рядом находится целиком под влиянием своего профессора. А мы знаем, что в среде старой профессуры не мало консервативнонастроенных и враждебных марксизму лиц. Во что в конце концов выливается подобное идеологическое руководство догадаться не трудно. Вот факты: В Академии в прошлом году аспиранты отказались от изучения марксистского минимума. В одном из Сибирских ВУЗ’ов — комсомолец - аспирант — скрывал от профессора свои политические убеждения. У нас в Казани также можно найти не менее яркие факты. Взять хотя бы последнее дело с аспирантом Фукс, сообщенное газетой «Ленинец». Как довольно частое явление среди аспирантов можно отметить примиренчество и «молчальничество». Выступить с критикой своего профессора осмеливаются единицы. Приведенные факты достаточно характеризуют состояние подготовки научной смены. Нужны решительные и быстрые меры, которые упорядочили бы всю работу. Необходимо добиться активного участия общественных организации в деле осуществления классового и национального подбора научных кадров и оказания им систематической помощи. Нужно требовать увеличения числа штатных аспирантов в казанских ВУЗ’ах. «Нужно обеспечить действительный контроль с точки зрения общественно - политической и идеологической ценности аспирантов и выполнения аспирантурой плана научной работы». Необходимо также добиться проведения в жнзнь постановления ЦК от 26 июНЯ 1929 года, предлагающего, в частности, «обеспечить увязку научной работы аспирантуры с работой производственных организаций и обеспечения коммунистам - специалистам, работающим на производстве, возможностей занятия на-учной работой по специальности». Научные кадры должны пополняться и расти за счет наиболее ценных для нас элементов, способных делать всякие «упоры», в том числе «упор» теории на практику. В. Жнлинский.

Сейчас взят курс на подготовку форсированным темпом кадра новых, красных специалистов, как путем открытия высших и средних специальных учебных заведений, так и путем сокращения срока обучения в имеющихся технических и сельско-хоз. вузах, на основе пересмотра учебных программ с приспособлением их к запросам производства, максимального уплотнения учебного времени студентов и создания ударных бригад из студенчества, ставящих своей задачей в максимально короткий срок закончить курс обучения в вузе. На основе этих решений партии, что мы можем и должны сделать в условиях Казанского института с-х. и лесоводства? Своевременное и умелое построение учебных программ даст возможность срок пребывания студентов в вузе сократить на 20—25 проц. Специализацию студентов надо начинать не с IV курса, как это было до сих пор, а с первого,—это даст широкую возможность к подготовке большего количества специалистов и в более короткий срок. Лекции, как систему, нужно упразднить совершенно. Взамен их, как можно скорее, должен быть введен метод активно - цикловой проработки ДИСЦИплин, с использованием здесь во всей широте коллективной инициативы и творчества самих студенческих масс. Принцип цикловой проработки даст возможность значительно уплотнить рабочее время студента, чего при теперешней постановке достигнуть или чрезвычайно трудно или совершенно невозможно. На 1 курс агрофака и лесфака в текущем году осенью принято 60 человек, окончивших до поступления специальные сельско-хозяйств., лесные и землеустроительные техникумы и проработавшие на производстве от 3-х до 15 лет. Следовательно,эта группа студентов имеет вполне достаточную общеобразовательную и производственную подготовку для того, чтобы без ущерба в качестве приступить к изучению специальных наук. Необходимо всех студентов окончивших специальные техникумы, перевести со 2 триместра на II-й курс, предоставив им право такие зачеты, как высшая математика, физика и исторический материализм, сдавать не на I, а на II курсе. Нужно предоставить этой группе соответствующие условия, чтобы 60 новых специалистов дать производству на год раньше. П. Москвин.

За последнее время значительно усилился темп выращивания пролетарских специалистов и научных работников в Татарии. Это признается даже нашими врагами — контр-революционерами, националистами и т. п. Однако, было бы ошибочно утверждать, что в работе по выращиванию новых кадров в Татарии нет недостатков. До сих пор еще многие хозяйственные органы Татарской республики к этому- вопросу относятся с халатностью и бюрократизмом. В борьбе за кадры пролетарских специалистов нашей партией и советской общественностью выдвинуто много новых форм и методов. Одной из таких форм является контрактация студентов предприятиями и хозяйственными органами. Кампания по контрактации студентов во многих республиках уже приближается к концу. Результаты контрактации по Татарии нам неизвестны. Мы знаем только, что, во-первых, из 200 студентов ленинградского землячества нет ни одного вузовца, законтрактованного хозяйственными учреждениями и предприятиями Татарской республики, и что во-вторых, из 22 студентов, оканчивающих в этом году ленинградские ВУЗ’ы (все они выходцы из Татарии и почти все получили среднюю подготовку в Казани), только один (!) студент едет работать в Татреспублику. При чем в числе, указанных 22 студентов 8 татар. Почти в таком же положении находятся студенты - выходцы из Татарии, оканчивающие московские ВУЗ’ы. Все это сходит в то время, когда Татария располагает ничтожным количеством специалистов из татар. Не так давно Татсовнархоз «переманил» к себе одного спеца, обещая «обеспечить его комнатой с обстановочкой», подъемными и т. п., а студент - татарин, окончивший сельско - хозяйственный ВУЗ в Ленинграде, в прошлом году обил пороги в Наркомземе и, не добившись никакого толку, вынужден был обратиться к другим земельным органам для определения его на службу, вне пределов ТР. В подобном головотяпстве рекорд побил Казгоркомхоз. Студент ЛИКХ, командированный в ВУЗ, как бывший сотрудник Горкомхоза, в течение нескольких лет получал хозстипендию, а в последний год учебы Горкомхоз отказал ему; в выдаче стипендии и этот студент вынужден был законтрактовать себя другому учреждению, опять таки вне пределов Татреспублики. Примеры бюрократического отношения к вопросу о кадрах наглядно иллюстрируют также Наркомпрос и Совнархоз ТР. При составлении резолюции на конференции студентов г. г. Москвы и Ленинграда (выходцев из Татреспублики), происходившей в январе 1929 года при участии представителей указанных учреждений, были вынесены требования: — Предоставить через землячества производственную практику студентам в Татарской республике; — Оказать посильную материальную поддержку нуждающимся студентам, законтрактовать и по окончании ВУЗ’а ис- пользовать их в Татреспублике. С тех пор прошел год. Срок «векселя», выданного студконференции авторитетными организациями ТР, истек. Но условие не выполнено ни на 1 процент. По опротестованному векселю, разумеется, мы не намерены требовать платежа, но мы ни на минуту не должны забывать того, что вопрос о кадрах из нацмен, вопрос об умелой подготовке и целесообразном использовании их, является вопросом первостепенной важности. Мы не ставим вопрос об огульной контрактации хозяйственными органами Татарии всех студентов Ленинградского землячества, но требуем использования студентов - татар, окончивших ленинградские и московские ВУЗ’ы, исключительно в Татреспублике. ТНКПросу необходимо добиться такого положения, чтобы студенты - татары, законтрактованные трестами и главками, например, Главхимом, Текстилькомбинатом и т. п., были направлены по линии ведомств непременно в Татарию, в татарское отделение треста или главка. И, наконец, ТНКПрос должен попристальнее следить за постановкой учета, оканчивающих ВУЗ’ы и ВТУЗ’ы Москвы и Ленинграда. Необходимо сейчас же поднять вопрос об использовании социально - близких и идеологически устойчивых на научной работе в ВУЗ’ах к научных организациях Казани. И. Мухамедов.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости