БЕЗ РУКОВОДСТВА, ВЕЗ ПОМОЩИ, ВЕЗ ПОДДЕРЖКИ

На-днях собрались в редакции «Красной Татарин» больше тридцати рабочих- изобретателей для того, чтобы рассказать, в каких условиях приходится им работать. И на заводе, и в цеху, и в Совнархове и в профсоюзах — везде к рабочей технической мысли относятся крайне невнимательно.
Представитель Совнархоза подробно рассказал о том, как эта почтенная организация по существу... ничего не делает для широкой помощи изобретателям. Мысль его сводилась к тому, что изобретатели, работающие на предприятиях, обслуживаются заводскими бюро, а на долю Совнархоза остаются только изобретатели-одиночки, неорганизованные. То, что на предприятиях творческая мысль подчас гибнет в сетях заводского бюрократизма и косности, что на предприятиях изобретатели сплошь и рядом совершенно не чувствуют никакой поддержки — это БСИ при ТСНХ как будто и не касается.
Правда, этому есть одно «смягчающее» обстоятельство, с 1927 года до последнего времени в Совнархозе вопросами изобретательства занимался один единственный работник в свободное от основной работы время. И только недавно создано бюро из трех человек. Но и оно особенной жизнеспособности пока что не проявляет.
Что же говорить о фабриках и заводах, если в ТСНХ заботы об изобретательстве находятся где-то на задворках?
Изобретатель Гладков рассказал о том, как приняли его в Совнархозе.
— Пошел я со своим изобретением в Совнархоз. Искал, искал бюро содействия изобретательству, — не нашел. Пришел на другой день — то же самое. На третий день отыскал одного товарища. Он дал мне все дело об изобретательстве, все поступившие к ним проекты и посоветовал: «Просматривайте и разбирайтесь сами». Вот и вся помощь Совнархоза. Странно, что каждому пришедшему позволяют рыться в чужих изобретениях. Где же гарантия от изобретательского плагиата?
В ДЕБРЯХ ЗАВОДСКОЙ ВОЛОКИТЫ И КОСНОСТИ
Тов. Балыкин, работающий в меховой базе, предложил проект машинки для номерования шкурок, которая в 2 — 3 раза должна была сократить труд. Администрация не пожелала даже рассматривать проект («Мы сами все хорошо знаем — нас нечему учить») и заказала молоточки для клеймения, работа с которыми требует вдвое, а то и втрое больше времени, чем предложенная машинка.
Тов. Смелов внес много предложений на заводе № 40 им. Ленина. Там по обыкновению очень долго рассматривали их, а потом приняли. За 10 принятых предложений завод от щедрот своих выдал премию в... 25 рублей. Изобретательская деятельность тов. Смелова сопровождалась перебросками с одной работы на другую. В конце-концов он должен был уйти с завода.
Позднее, работая на заводе «Кзыл- Кунче», тов. Смелов внес несколько предложений. И здесь, как и на прежней работе, его предложения рассматривались по 3 — 4 месяца. А щедрость-то, щедрость какая была! Для проведения опытов по одному предложению ему отвалили пять целковых. Предложенный способ вдвое удешевляет изготовление ящиков, но он долгое время гуляет безрезультатно по заводским дебрям. Та же участь постигла и приспособление для использования кизяка при паровом отоплении,
А пока что за всю изобретательскую деятельность Смелова перевели с завода в магазин, и то на временную работу.
Повесть о 25 граммах эфира рассказал тов. Михеев. Это количество ему потребовалось для его изобретения.
— На покупку эфира нужно было разрешение. Несмотря на все мои настойчивые просьбы, ни Наркомздрав, ни Тат- совнархоз такого разрешения мне не дали. И если бы не любезность одного врача, пришлось бы прекратить работу над своим изобретением.
На некоторых предприятиях изобретатели уже организуются в кружки. Но отношение к ним неодинаковое. Примером хорошего отношения к кружку изобретателей мажет служить завод № 40 имени Ленина. Там созданы хорошие условия. Изобретателям предоставлены для пользования мастерские ФЗУ. Выделили комнату, снабдили чертежными приспособлениями и т. п.
Совсем иное отношение к кружку на заводе им. Вахитова. Кружок этот решил направить свое внимание на улучшение производства своего завода. С этой целью он обратился ко всем заведующим и руководителям цехов, отделов и управления с просьбой сообщить, какие изобретения и усовершенствования нужны каждому отдельному заводскому звену. И до сих пор из 38 разосланных анкет возвращены с ответами только три.
Такое отношение к кружку не случайно. На заводе работает тов. Разумовский, у которого есть около десятка патентов на изобретения. Заводоуправление неоднократно давало ему задания на усовершенствования. Он их каждый раз выполнял. И каждый раз под теми или иными предлогами уже одобренные предложения не реализовались.
Мы здесь привели только несколько фактов безобразного отношения, о которых говорили изобретатели на созванном «Красной Татарией» собрании. Мысль всех сводилась к одному и тому же.
— Изобретатели не получают помощи, на которую они имеют полное право. Рабочая смекалка используется на фабриках и заводах очень плохо.
ОРГАНИЗОВАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ, ПОМОЧЬ ИМ
О значении изобретательства для социалистической промышленности говорить нечего: оно для каждого совершенно ясно. Затраченный на изобретательство рубль вернет десятки и сотни рублей. Надо создать хорошие условия для работы изобретателей, оказать им помощь, об’единить их и ударить по той косности и канцелярщине, которая душит рабочую смекалку на предприятиях.
Эта задача ложится в первую очередь на Татсовнархоз и ТМБИТ.
Татсовнархоз должен не только обслуживать изобретателей-одиночек, но и систематически контролировать работу на предприятиях в отношении изобретательства. Из простого советчика и помощника случайно приходящим в ТСНХ изобретателям, комиссия содействия изобретательству при ТСНХ должна превратиться в подлинного помощника всем изобретателям, в борца с косностью и рутиной на предприятиях.
ТМБИТ должен организовать широкую техническую помощь изобретателям. Но этого мало. Как организация общественная, ТМБИТ должен взять на себя инициативу организации изобретателей. Собрание постановило просить ТМБИТ в ближайший срок разработать формы организации изобретателей.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости