РЕОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ—ЗАДАЧА СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Существующая сейчас средняя школа ни в какой мере не отвечает требованиям реконструктивного периода. Наша школа, если не считать огромных сдвигов в учебно-воспитательной работе и тех новых форм взаимоотношений, которые установлены между педагогами и учащимися, является в основном словесной, готовящей однобоких работников умственного труда. В условиях буржуазного государства, в котором общество резко разделяется на две основных категории — работников умственного труда и работников труда физического — такая школа является вполне целесообразной. Она и порождена теми общественно - экономическими отношениями, которые существуют в буржуазном государстве.
При буржуазном строе работники умственного труда в основном призваны для командования и управления подавляющим большинством остальных людей, занятых на производстве, вкладывающих в него физический труд. Там от рабочего требуется определен
ная профессиональная выучка, делающая его труд экономически выгодным. Поэтому, на общее образование там обращается внимание постольку- поскольку, т. е. в той степени, в какой оно необходимо для профессиональной выучки.
В условиях советской системы, в период конкретного строительства социализма, положение круто меняется. Рабочий класс выступает в роли гегемона и играет ведущую командную роль в управлении страной, ее культурой и ее экономикой. Рабочий класс остается на производстве, но он берет на себя функции руководства. Для осуществления этих задач пролетариату уже мало элементарной грамотности и профессиональной выучки. Он должен овладеть всей суммой накопленных культурных ценностей, он должен выдвинуть из своей среды инженеров, техников, профессоров, в одно и то же время ни на минуту не отрывая эти кадры от производственных процессов.
Нужна новая школа.
Кое-какие попытки в этом направлении делались, но так как они не носили радикального характера, — никаких изменений наша школа по существу не претерпела. В школах введен профуклон. Но он ничего не дал ни с точки зрения политехнизма, ни с точки зрения определенной профессиональной подготовки учащихся.
Наша средняя школа почти не имеет или имеет в крайне малом количестве пролетарскую и батрацко - бедняцкую прослойку учащихся. Это произошло потому, что эти учащиеся не могут выдержать долгой школы, не дающей ничего, кроме общего образования, основанного на принципах словесного преподавания.
Средняя школа должна стать базой, воспитывающей политехнически подготовленные кадры, базой, которая должна целиком соответствовать требованиям дальнейшей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов высшей и средней квалификации. В об’ективных условиях текущего периода типовой общеобразовательной школой фабрично - заводских районов надо признать фабрично-заводскую семилетку.
В сельских местностях такая школа должна иметь тесную увязку общеобразовательного обучения с сельско-хозяйствениым политехническим, подготовляя
работников коллективного хозяйства. Следующей после семилетки ступенью образования должен быть техникум и ФЗУ. Задачи техникума—подготовить ква-лифицированного работника в той или иной области народного хозяйства и обеспечить ему необходимые общеобразовательные знания для поступления в вуз. Программа ФЗУ должна быть тесно увязана с программой техникума так. чтобы окончивший ФЗУ и получивший определенную квалификацию рабочий мог поступить на последние курсы техникума и продвигаться далее по лестнице общего и специального образования.
Само собой понятно, что, помимо этой системы, должны существовать рабфаки и курсы по подготовке рабочих в вузы, а также специальные техникумы такого типа, которые могли бы подготовлять специалистов по народному образованию, кооперации, медико-санитарному делу и т. д.
Наша система народного образования должна быть в корне реорганизована и ясно, что если мы ставим вопрос о том, чтобы придать средней школе характер учебной базы для ФЗУ и техникумов, — второй концентр, т. е. девятилетка, должен быть ликвидирован. А. Колосов.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости