Казань. Камское Устье. Плес.
Весь правый берег от Верхнего Услона до Камы — царство частника, рыбака- спекудянта и хищника.
Ночью у костра, после тони, кооперированные рыбаки рассказывали нам любопытные вещи.
В Юпочищи председатель Охотрыбак- союза не заглядывал. Здесь нераздельно властвует Максим Алимов, он же Зеленое. Имеет волокушу, двух помощников, не то компаньонов, не то батраков. Ловит изрядно. За ночь тянет 3-5 пудов, В кооператив :нё рдаёт ни одного грамма. Всю рыбу по спекулятивным ценам сплавляет на частный рынок. Сам Зеленое ездит по.деревням и торгует:
— Рыбы, кому рыбы! 40 коп. лещ, 35 коп. полубранок...
Лишь в один «троицын день» он продал 10 пудов отборного леща по 16 рублей за пуд.
В «артель» Зеленова бедноте доступ закрыт. Больше того, Зеленое захватил даже кусочек Волги. Он собирает дань с бедноты, желающей порыбачить.
— Мои воды. Я, их снял у пригородного товарищества. Хочешь рыбачить, гони по три рубля с носа,,.
Нет признаков кооперирования рыбаков и в Никнем Услоне. Весь улов идет мимо кооперации. Ловят преимущественно шашковой снастью. «Оханщик» Майоров берет за ночь 1-2 пуда стерлядей и продает дачникам по 60-70 коп фунт.
В Лабышках организованная недавно артель мелкоснастников разваливается. В Шеланге артели нет. Около 20 оханщиков Ловят стерлядь и продают в Казани на частном рынке по 2 рубля за килограмм.
В Ташевке мы напали на следы Охотрыбаксоюза.. Артель там организована 3 июня. Но сколько в артели народу, мы так и не добились. Рыбаки говорят, то их шестеро, то только трое. Ловят шашковой снастью и ловят удачно, но до 15 июня и не подумали сдать в кооперацию хоть бы одну рыбину.
**
На Волге на каждом шагу чувствуется беспомощность и бездействие Охот- рыбаксоюза и пригородного товарищества. Ни один рыбак не знает, чем разрешено ловить, чем нельзя. Везде одни и те же вопросы:
— Можно ли ловить оханом, шашковой, вентерями и т. д.?
Даже скудная информация, попадающая на места, порой носит самый противоречивый или неясный характер. О живой связи и говорить нечего, ее совершенно нет.
Неразбериха с ценами на рыбу. Казанское пригородное товарищество установило свои особенные цены, больно бьющие по рыбаку. Например, за леща товарищество платит 51 коп. за кило вместо 57 коп. (цена, установленная Обл- охотрыбаксоюзом), за щуку — 50 коп. вместо 56, за сома —.63 коп. вместо 80 коп., за судака — 62 кОп вместо 80 коп. и т. д.
Особенно резкая разница для красной рыбы. Стерлядь и осетр принимаются товариществом за 80 коп. вместо 1 рубля 20 коп. за килограмм. Понятно, что такое преступное искажение приемочных цен создает среди рыбаков вполне справедливое недовольство.
Снасти, порой, распределяются без всякого учета практического эффекта. Например, пригородное товарищество бросило в Шонгут на 700 рублей снастей для лова в Свияге. В это нее время под Казанью сидит победиловская артель без снастей и без рыбы.
Кооперированных рыбацких артелей на плесе Казань — Камское Устье очень немного: Атарская, Камско - устьинская (неводников и мелкоснастников). Особо выделяется матюшинский коллектив.
На примере матюшинцев есть чему поучиться прочим артелям Татарии.
Это крепко спаянный коллектив в 22 человека. Подавляющее большинство — бедняки и маломощные крестьяне и 2-3 середняка. Трудовая дисциплина — примерная. Прогулов в артели нет. Все делается с общего согласия.
— Мы живем все одной семьей, все од: ним духом дышем, — вот что мы слышали от членов артели.
Матюшинцы — неводники. У них два больших невода по 500 метров каждый. Много трудов и средств стоило сколотить такие снасти. Значительную помощь оказал союз, давший в кредит снастей на несколько тысяч рублей.
За путину артель взялась дружно. В прошлом году сдали в город рыбы на 14 тысяч рублей. На этот год план увеличен до 39 тысяч рублей, т. е. почти в три раза. Пока сдано рыбы на 4 тысячи рублей.
Выполним ли план? Матюшинцы в этом уверены. Правда, потребуется мобилизация всех сил и энергии. Артель ежедневно сдает в КЦРК 160-250 килограмм рыбы. За последние дни улов резко увеличивается. 15 июня матюшинцы сдали на холодильник уже более 1.200 килограмм свежей рыбы,
Остро чувствуется в артели недостаток рабочих рук. Значительную роль в этом деле играет плохое снабжение хлебом. Своего хлеба хватает на 2-3 месяца. До весны артель получала хлеб по карточкам первой категории — 800 грамм на человека. Потом посадили на II категорию по 600 грамм, а третьего дня артель получила извещение, что она совершенно снимается со снабжения. Нужно учесть, что на каждые полтора фунта хлеба, получаемые членом артели в день, государство получает 2-3 и более пудов рыбы. Нужно учесть и то, что на частный рынок артель не продает ни одной рыбины.
Матюшинская артель- нуждается во многом. Обслуживая громадный водоем левого' берега от Ключищ до Краснови- дова, артель не в состоянии обловить и половину этих вод.
— Эх! Достать бы нам хоть моторку, — мечтают члены артели. Не на сорок, а на восемьдесят тысяч дали бы мы городу рыбы!
Это — правда. Матюшинцы стоят на верном пути, чтобы перейти, от кустарничества к промышленному лову. При должной поддержке артель сможет сыграть крупную роль в деле улучшения рабочего питания Казани.
Еще недавно заинтересованные организации Казани считали рыбозаготовки в местных водах никчемным делом.
Охотрыбаксоюз, призванный быть организатором лова в местных водах,—поддерживал эту же теорию. Нищенский план годового улова в 10 тысяч центнеров — достаточно яркий пример.
Кооператоры сидели и ждали рыбу из Астрахани, Мурманска, Дальнего Востока. А в это время в местных водах вволю хозяйничал и хозяйничает крупный и мелкий хищник. Десятки тысяч центнеров рыбы плывут мимо кооперации на частный рынок.
Поездка по пригородному плесу отчетливо показала, что развернутый план путины в ТР ни в коем случае не является непосильным. Наоборот, он может и должен, быть перевыполнен.
Для этого требуется ряд энергичных мер. Методы, практикуемые до сих пор Охотрыбаксоюзом, должны быть коренным образом изменены. Беспомощное хныкание, равнение по узким местам, ничего кроме вреда, не принесло и не принесет.
Нужно всемерно поддержать инициативу мест. Нужно срочно, не теряя ни одного дня,: приступить к организации артелей и коллективов из огромного количества рыбаков - единоличников, вылавливающих десятки тысяч центнеров рыбы. Одновременно необходимо улучшить снабжение кооперированного рыбака снастями и промтоварами.
Для организаторской работы Охотрыбаксоюз должен бросить новые кадры работников. До сих пор ряд отличных работников используется самым нерациональным образом (например, тов. Егорова — знатока рыбного дела и прекрасного организатора, Охотрыбаксоюз использует на должности работника... прилавка!).
Ближайшие два-три месяца решат успех путины. Охотрыбаксоюз должен сейчас же, немедленно перестроить всю работу на боевые темпы. Казань должна получить 50 тысяч центнеров местной рыбы.
Г. Берзин.