Развернувшаяся дисскусия на страницах «Правды» по тезисам тов. Яковлева дает яркие образчики вольного толкования пункта об «опоре», которые фактически сводятся к ревизии взгляда марксизма, ленинизма по вопросу о классах, об оценке бедноты и середняка. Приведу две основные теории, появившиеся в связи с этой дискуссией.
Теория И 1. В дискускуссионном листке № 8, в «Правде» от 6 июня, тов. А. Солодов пишет: «Ставится по-новому вопрос о социальной природе бедноты». Дальше он спрашивает, почему кулаку удается говорить устами отдельных бедняков и отвечает: — во первых потому, что значительный слой бедноты состоит из разорившихся, вытесненных отрядов кулачества. Во вторых, потму, что часть бедноты- настроена потребительски и выдвигает уравнительные лозунги. Итак, в начале отмечается, что кулаку удается говорить устами «отдельных бедняков, а затем получается «значительной слой» бедноты кулацкого происхождения, в целом, вместо того, чтобы об’яснить колебания бедноты нашей плохой работой с беднотой нашими ошибками, перегибами по отношению к середняку в вопросах коллективизации сельского хозяйства, раскулачивания, религии и, отсюда у него вытекает постановка вопроса о пересмотре «социальных корней бедноты».
Теория № 2. Тов .Файн в дисскусионом листке № 2, в «Правде», от 25 мая, пишет прямо: «Поскольку между различными группами колхозников нет экономической разницы, а ее не должно быть ( пока есть -— как-быть? С.И.) — постольку нет и политической разницы. Политически все колхозники важнейших зерновых районов, вне зависимости от их социального прошлого, являются действительной и прочной опорой советской власти. У нас, в Казани, один товарищ из партактива эту формулу тов. Файн защищал примерно так: «Если крестьянин приходит на фабрику, то мы его называем рабочим, почему же середняка, пришедшего в колхоз, не сравнять с бедняком?» такая постановка вопроса несомненно приведет к решительному ослаблению работы с беднотой, что является худшей формой правого уклона в теории и на практике. Против этих вредных и анти- ленинских теорий надо решительно возражать.
Теперь о нашй татарской практике. В тезисах тов. Искандерова «Об итогах и дальнеших задачах под’ема и социалистической переделки сельского хозяйства Татарии», одобренных бюро Обкома, совершенно обходится молчанием вопрос о работе с беднотой и группами бедноты в колхозах. Случайно ли это? Конечно, нет. Это об’ясняется несомненно тем, что тезисы исходят из того, «что между середняками и беднотой в колхозе нет никакой политической разницы». А следовательно и нет никакой нужды говорить о бедноте и организацини в колхозах групп бедноты! Эти вышеуказанные теории, ошибки, соменения, возникающие в этом вопросе, по мему убеждению, об’- ясняются в известной мере неясностями, отсутствием конкретизации в формулировке пункта тезисов товарища ЯковлеваГ, которые гласят: «Соответственно со всем этим по-новому ставится теперь вопрос об опоре советской власти в деревне. Отныне в важнейших зерновых районах СССР деревня делится на две основные части: на колхозников, являющихся действительной и прочной опорой советской власти и на неколхозни- ков из бедноты и середняков, пока еще не желающих войти в колхозы...».
Какие, по моему мнению, основные ошибочные тенденции таят в себе эти формулировки:
Во-первых, марксистская теория по делению общества на классы— заменяется формулировкой, делящей деревню на колхозников и неколхозников.
Во-вторых, вместо директивы об оказании максимальной помощи колхозами и колхозниками единоличному сектору, единоличникам, которые еще не желают войти в колхоз, ставится вопрос о делении деревни на две части.
В-третьих, она дает возможностьтол- ковать, что середняки, как класс, войдя в колхоз, политически равны бедноте, что они сами по себе, вне увязки со всеми качественными частями колхоза являются прочной опорой советской вла, сти, что в свою очередь ведет к ослаблению работцы с беднотой.
В-четвертых, эта формулировка, данная для основных зерновых районов, несомненно будет перекидываться и на другие районы, что мы имели на опыте колхозного строительства, несмотря на четкие директивы ЦК о темпах коллективизации. Это потверждают и тезисы тов. Искандерова.
Неточности, неясности в основных теоретических установках, документах партии, чрезвычайно опасны в деле осуществления директив партии. Они дают возможность каждой организации, каждому члену партии по-своему истолковывать эти директивы, что в свою очередь, неизбежно вызывает многообразные формы искривления классовой политики нашей партии на местах.
Вот почему было бы правильнее формулировать этот пункт следующим образом: Отныне в важнейших зерновых районах СССР колхозы и колхозники являются прочной опорой советской власти в деле превращения этих районов в районы сплошной коллективизации, в деле ликвидации кулачества, как класса, в деле перестройки сельского хозяйства на социалистических началах». Дальше следует выкинуть раздел, где говорится о делении деревни на колхозников и, неколхозников, а вместо этого указать, предложения тезисов о том, чтобы «с’езд предупредил партийные организации от какого бы то ни было игнорирования единоличного хозяйства, которое в ряде районов страны будет существовать еще относительно долго» — должно распространяться также и на колхозы основных зерновых районов.В разделе же «О работе с беднотой», где указано, что «партийные организации в колхозах должны обеспечить такую постановку работы групп бедноты, чтобы они не только защищали непосредственные интересы бедноты, но и содействовали укреплению союза рабочего класса и деревенской бедноты с середняками» надо указать, что это целиком также относится и к колхозам важнейших зерновых районов СССР. Тогда отпадут всякие сомнения и вышеуказанные теории.
Есть ли противоречия в такой формулировке? Формально и внешне — да! По- существу этого противоречия не имеется. Нельзя рассматривать колхозы, колхозников, как «арифметические слагаемые величин». Колхоз и колхозники в целом являются сложным организмом — алгебраической формулой со многими данными, которые органически между собой переплетаются и к каковым относятся: партячейка, комсомол, беднота, группы бедноты, активисты, середняки, формы хозяйств на базе обобществления основных орудий и средств производства, политическая массовая культурно-просветительная работа и т. д. и т. п., которые все вместе взятые и образуют этот сложный организм — колхоз с его колхозниками, как социалистический сектор нашей деревни. Нельзя также обойти молчанием и того, что они (колхоз и колхозники) находятся под общим воздействием, руководством и помощью нашей партии, соввласти и рабочего класса, под воздействием мощного развития индустриализации страны, реконструкции сельского хозяйства на социалистических началах.
Это совершенно иное, чем утверждать, что середняки, как класс, повернувшие на путь социализма, стали самим фактом своего вхождения в колхоз уже прочной опорой советской власти. Изолированно взять это явление и теоретизировать его есть то, что мы называем схоластикой. Как ставится этот вопрос нашей партией в лице ее руководителей — т. Сталиным и т. Молотовым?
Тов. Сталин (речь на конференции аграрников): «Есть ли элементы классовой борьбы в колхозах? Да, есть! Не может не быть элементов классовой борьбы в колхозах, если там сохраняются еще пережитки индивидуалистической или даже кулацкой психологии, если там имеется еще некоторые неравенства. Можно ли сказать, что классовая борьба в колхозах равнозначна классовой борьбе вне колхозов? Нет, нельзя! В том то и состоит ошибка наших «левых» фразеров, что они не видят этой разницы. Что значит классовая борьба вне колхозов, до образования колхозов? Это значит —борьба с кулаком,владеющим орудиями и средствами производства и закабаляющим себе бедноту при помощи этих орудий и средств производства. Эта борьба представляет борьбу не на жизнь, а на смерть. А что значит классовая борьба на базе колхозов? Это значит, прежде всего, что кулак разбит и лишен орудий и средств производства. Это значит, во-вторых, что бедняки и середняки об’единены колхозом на базе обобществления основных орудий и средств производства. Это значит, наконец, что дело идет о борьбе между членами колхозов, из коих одни не освободились еще от индивидуалистических и кулацких пережитков и пытаются использовать некоторое неравенство колхозов в свою выгоду, а другие желают изгнать из колхозов эти пережитки и это неравенство. Было бы ошибочным думать, ежели даны колхозы, то дано все необходимое для построения социализма. Тем более оши- бычно было бы думать, что члены колхозов уже превратились в социалистов. Нет, придется еще много поработать над тем, чтобы переделать крестьянина-колхозника, выправить его индивидуалистическую психологию и сделать из него настоящего труженика социалистического общества».
Тов. Молотов (доклад на ноябрьском пленуме ЦК): «За победой колхозного движения, как формой социалистического движения, как формой социалистического строительства последует еще целый ряд труднейшей работы по превращению колхозов в действительно социалистические ячейки сельского хозяйства... нельзя вабывать, что в колхозы сейчас вливается еще совершенно не перевоспитанная масса мелких собственников. Из этого мы должны сделать вывод, что влияние мелко-буржуазных настроений, а нередко и прямое влияние кулачества в колхозах сейчас будет еще весьма сильным. Борьбу с этими влияниями придется вести серьезную и длительную... Элементы классовой борьбы в самих колхозах дают себя чувствовать весьма сильно и при том на каждом шагу. Борьба с кулацким влиянием в колхозах — важнейшее дело, и в этом потребуется весьма большая помощь извне, со стороны рабочих».
Таким образом, высшие группы, шие средства производства от 1.600 руб лей и выше мы имеем по соответствующим районам: 1,5 процента, 0,4 процента, 1,1 процента, 0,5 процента и 1,5 процента; относительно высок процент групп хозяйств, имевших средства от 800 до 1.600 рублей. Эти обе группы занимают значительно больший удельный вес, чем первая группа бедноты и батрачества, без средств производства, что и создает на первых порах, как указывает тов. Молотов: «элементы классовой борьбы в самих колхозах дают себя чувствовать весьма сильно и при том на каждом шагу».
Итак, в колхозах — тем более в основных зерновых районах, куда вошли миллионные массы середняков, перед нами стоят задачи:
1) упорно работать над тем, чтобы переделать крестьянина-середняка, колхозника в настоящего труженика социалистического общества.
2) Работать над тем, чтобы выправить его индивидуалистическую, даже порой кулацкую психологию.
3) Борьбу с этими мелко-буржуазными настроениями придется вести серьезно и длительно.
4) В этой борьбе потребуется весьма большая помощь извне со стороны рабочих, тем более от бедноты и групп бедноты.
5) Эта работа по превращению серед- няков-колхозников в настоящих тружеников социалистического общества, не может происходить без своеобразной формы классовой борьбы в самом колхозе.
Тов. Ленин неоднократно указывал, что «дело переработки мелкого земледельца, переработки всей его психологии и навыков есть дело, требующее поколений. Решить этот вопрос по отношению к мелкому земледельцу, оздоровить, так сказать, всю его психологию, может только материальная база, техника, применение тракторов и машин к земледелию в массовом масштабе, электрификации в массовом масштабе». Индустриализация страны, реконструкция сельского хозяйства, организация колхозов гигантскими шагами должны ускорить этот процесс.
На вопрос — что означает массовое движение бедноты и середняков в колхозы — тов. Молотов отвечает: «Оно означает, что бедняки и середняки увидели наконец действительный просвет к улучшению своей жизни. Они идут в колхозы зачастую не отдавая еще себе ясного отчета о том, куда идет теперешнее колхозное движение. Они идут В колхозы в большинстве случаев потому, что видят и убеждаются, что крупное обобществленное сельское хозяйство - производство повышает урожайность и расширяет посевы, облегчает труд и поднимает материальные условия жизни трудящихся деревни. Середняк, а раньше его и бедняк, двинулся могучим потоком в колхозы не потому, что он уже стал сознательным социалистом, а потому, что увидел выход — а зачастую еще только просвет выход? — из нищеты, из каторжного труда, из вековой деревенской дикости. Вместе с тем это движение колхозов знаменует перелом в настроениях крестьянских масс: от доверия к советам, как власти трудящихся, середняк переходит к доверию советской власти, как строителю социализма», Отсюда и вытекает,что было бы правильнее формулировать вопрос о середняках, вошедших в колхоз, следующим образом: середняк, как класс мелких собственников, - в результате 12 лет руководства нашей пар тией СССР, сделал другой поворот к социализму. Они выбрали социалистический путь развития деревни, решительно порвав с капиталистическим путем развития деревни, т. е. этим самым они стали прочно на путь превращения себя из «союзника» в прочную опору соввласти. Эта формулировка не расходится и даже вытекает из нижеследующего положения тезисов т. Яковлева: «В колхозах крестьяне окончательно изживут мелкособственническую психологию, жажду частно-хозяйственного
накопления лишь в результате годов упорной работы над подведением под колхозы базы крепкого механизированного хозяйства, упорной работы на созданием кадров из среды колхозников и культурного под’ема всей колхозной массы».
Разница в этих постановках принципиальная, политическая: в первом случае мы ведем линию против работы с беднотой, организации групп бедноты в колхозах, основных зерновых районах Союза (т. е. Украине, Северном Кавказе, Средней и Нижней Волге), а этим самым в целом ослабляем политику партии в деле улучшения работы с беднотой, в де- )Яе сохранения ленинского лозунга об опоре на бедноту и в этих районах. Во втором случае мы усиливаем внимание партии к работе с беднотой, а этим самым ускоряем процесс перерождения колхозников-середняков из «союзников» в «прочную опору советской власти», ускоряем процесс выхождения всех крестьян из бедноты и середняков, которые пока еще не хотят пойти в колхозы.
Р. 5.. После набора этой статьи получен доклад тов. Кагановича на московской областной партконференции, в котором он на основные спорные вопросы дает ясный ответ, подтверждающий мои утверждения, именно:
- Нужно ли нам вести работу среди бедноты в колхозах, нужно ли нам вести работу среди бедноты вне колхозов? Ответ может быть только один — обязательно.
- «Он (т. е. колхозник, в основной массе середняк. С. И.) уже начал освобождаться от своей мелко-буржуазной психологии» и т. д.
- С. Иоффе.