этот период была проделана большая работа, которая известна всей партии. — Это чистка партии. Чистка проходил под углом зрения .развернутой самокритики. Но все-же, в некоторых организациях было непонимание значения чистки, недооценка ее. Еще на июльском пленуме 1928 года, и на XVI партконференции, было вынесено решение о чистке. После этого проводилась подготовительная работа. В общем и целом, чистка дала очень положительные результаты. Но были отдельные недочеты и даже извращения в некоторых организациях. Одни говорили, что нужно чистить по месту жительства. Кое-где создавались специальные бытовые комиссии. Некоторые организации проводили анкеты (в Вологде была анкета в 200 вопросов). В некоторых организациях составлялись характеристики. В некоторых организациях вытаскивался старый архив, и разбиралась вся подноготная. Дело доходило почти до исповеди, и по ним выносились постановления: этого исключить, этому выговор, этого перебросить в другую организацию и т. д.
Все эти явления обнаружились, когда началась чистка.
Чистка всколыхнула всю массу не только партийную, но и беспартийную. Рабочая масса активно участвовала в партийных собраниях, не только чистила руководящий состав, но и полностью провела лозунг «самокритика—невзирая на лица». На больших собраниях, почти повсеместно , наибольшая активность была со стороны рабочих членов партии, а также и беспартийных.
Во время чистки были и такие факты, когда за мелкие проступки старались всячески запутать коммуниста. И были обратные выступления, когда беспартийные помогали вскрывать отдельные крупные проступки членов партии и в то же время защищали хороших, выдержанных коммунистов.
Благодаря большому участию широких масс, чистка дала большие положительные результаты. В результате чистки исключено из партии 116.833 человека, или 10,4 процента, а при чистке партии в 1921 году — 30,3 процента. Это показывает, что состав нашей партии очень хороший и здоровый.
За что исключали? Чуждых элементов исключено 15 процентов, за недисциплинированность — 20 процентов, преступных элементов—16 процентов, за пассивность и проч. — 17,1 процента, за бытовые проступки, пьянство и проч. — 22,9 процента.
Чистка руководящего состава отдельных парторганизаций дала очень незначительный Процент исключения. Состав ЦКК нацкомпартий проверен на 99 процентов; партвзысканию ь подвергалос только 1 процент. Таким образом, наши руководящие организации по линии контрольной комиссии являются вполне выдержанными и здоровыми.
В связи с чисткой, возросшее доверие со стороны широких масс, особенно рабочих, вылилась в вступление в ряды партии.
За этот период имеется ряд добровольных выходов. С июня 1929 года по январь 1930 года вышло 6.477 человек, или 0,4 процента общего количества. В этом числе много рабочих. Какие признаки выходов? Пассивность, неуплата членских взносов, переезд из одной организации в другую (в одной не снялся с учета, а в другой не взяли на учет). На счет выходов ЦКК давала ряд директив. В организациях, где проведена проверка выходов, значительное количество товарищей возвращалось обратно.
С июля по декабрь 1929 года вступило в партию 131 тысяча, а выбыло 89.455. Почти на 50 процентов вступило больше, чем выбыло. Это указывает, что тяга в партию довольно велика, особенно со стороны рабочей массы.
Политика, которую проводит партия (перестройка сельского хозяйства на социалистической базе, выполнение пятилетки в четыре года не на словах, а на деле, проведение в жизнь лозунга «догнать и перегнать»), нашла широкий отклик у рабочих масс. Во время ленинских дней подавались заявления о вступлении в партию целыми заводами. Инициатива вступления в партию шла из цехов.
Прилив в партию был и со стороны технических сил. Ряд работников, находящихся в плановых руководящих органах в Москве, в ВСНХ Союза, подал коллективное заявление о вступлении в ряды партии.
Перед нами стоит ряд сложных задач, и одна из главных — борьба с правым уклоном. Правый уклон является главной опасностью на данный период времени.
Наряду с этим необходимо неослабно вести борьбу с остатками троцкистской идеологии, с «левыми» загибами, также мешающими проводить правильную ленинскую линию партии.
Мы должны обеспечить внимательное отношение к исправлению проступков, наиболее бережный подход, особенно к рабочим, крестьянам-батракам и бедноте, внимательное отношение к бытовым условиям, наиболее широкое вовлечение всей партийной массы в государственный аппарат, на борьбу с бюрократизмом и т. д.
Я не буду касаться злободневного вопроса о перегибах в коллективизации. Если бы наши организации были достаточно подготовлены, то перегибов было бы значительно меньше. Ряд организаций понял директивы не так, как следовало. Контрольные органы всемерно помогают парторганизациям, сигнализируют о болезненных явлениях, вскрывают недочеты по линии хозяйственной и советской, помогают партии выявлять искривления в партии, бороться с извращениями и уклонами от генеральной линии.