В связи с приближением XVI с’езда и начатой проработкой в партийных ячейках и партколлективах тезисов к докладам на этом с’езде, заметно некоторое оживление деятельности правых уклонистов. То под видом «недоуменных вопросов», то под видом «уточнения» тезисов, то совершенно открыто — правые оппортунисты выступают против ЦК, обвиняя его в неправильной политике, в искажении постановлений XV с’езда и в неумелом руководстве местными организациями. В Татарской областной организации такие выступления имели место не только на собраниях ячеек, но и на районных и кантонных конференциях.
Воспрянули и «левые». Недавно еще, бия себя в грудь, они публично каялись в своих ошибках. Еще недавно они «единогласно» одобряли резолюции, осуждающие эти ошибки, и принимали декларации о полной, «стопроцентной» верности генеральной линии партии... А теперь прежние загибщики шушукаются по углам и, указывая на растущую активность кулачества, говорят: «Вот, мы предупреждали... ЦК сделал уступку правым, а теперь кулак наступает на колхозы». Но, разглагольствуя всюду о кулацкой опасности, они, тем не менее, ничего не делают для того, чтобы дать отпор провокационным выступлениям кулака. Впрочем, оппортунист всегда останется оппортунистом: он будет хныкать при трудностях и поспешно «умывать руки» в те моменты, когда требуется максимальное напряжение сил.
Сплетня о том, будто бы «ЦК сделал уступку правым», получает распространение, главным образом, среди обывателей, но слухи об «уступках» проникают и в среду малосознательных товарищей, плохо разбирающихся в основных политических вопросах. Как монета, пущенная в оборот, сплетня быстро теряет свои индивидуальные особенности, обезличивается, ‘ поэтому разыскать авторов сплетни очень трудно. Вот почему приходится говорить о содержании этих сплетен, вместо того, чтобы найдя автора вручить ему заработанный гонорар...
Слушки и «недоуменные вопросы» уклонистов направлены против руководства ЦК. Как же осуществляется это руководство?
Руководить, — это не значит составлять для местных организаций универсальный указатель правильного поведения на все часы дня и ночи. Политическое руководство должно давать возможность местной инициативы. И в основном, политическое руководство связано с правильным предвидением: оно Должно давать установку, перспективу.
В отличие от всех существующих партий, партия революционного пролетариата — коммунистическая партия — имеет наиболее четкую, единственно научно- обоснованную политическую перспективу. Эта перспектива отражена в нашей программе, а в непосредственной политической практике Всесоюзной коммунистической партии она вылилась в то, что мы называем коротко: «генеральная линия». Генеральная линия исходит из глубоких теоретических установок и на ближайший отрезок времени определяет нашу стратегию и тактику. Отойти от генеральной линии для коммуниста означает по существу не только «иметь иные взгляды», чем у большинства партии, но и потерять перспективу. А потеря перспективы приводит к забвению основного, — к беспочвенному фантазерству или к делячеству, к оппортунизму.
Если революционер в своей работе не исходит из больших задач, а выполняет только текущие поручения, не размышляя о будущем, он перестает быть революционером. Он- берется охотнее тогда за малые дела, мирное разрешение противоречий предпочитает острому конфликту, соглашение — схватке. Это путь оппортуниста, — путь, который идет всегда в стороне от генеральных линий и связан с неясным Представлением о конечных целях. К такому положению пришли правые и левые уклонисты, потерявшие (каждый по-своему) перспективу в вопросах международных и в вопросах внутренних.
Полоса «мирного» сосуществования капитализма и социализма не может быть длительной. Нужно быть полным младенцем в политике и невеждой в марксистско-ленинской теории, чтобы допустить мысль о возможности дружественного сожития империалистических хищников С страной пролетарской диктатуры. С укреплением социалистической базы в нашей стране и одновременно с ростом коммунистического влияния среди рабочих капиталистических стран, классовая борьба будет все обостряться, и капиталисты попытаются ускорить решающую схватку, чтобы не дать возможности об’единиться и организоваться силам коммунизма. СССР будет первой мишенью для тех разрушительных снарядов и ядовитых веществ, которые будут выпущены из капиталистических пушек и аппаратов.
Забыть о том, что нам дана передышка, которую нужно максимально использовать для укрепления позиций социализма; забыть о том, что вопрос: «кто кого?» еще не решен и что решение его будет зависеть от нашего уменья в кратчайшие сроки экономически, технически и идеологически мобилизовать все живые силы — забыть об этом коммунист не может. А раз не может забыть о передышке, то и сроки .перестройки экономической базы общества он должен приспособить к перспективе неизбежной схватки. Отсюда — наша пятилетка, отсюда — «догнать и перегнать», отсюда— ускоряющиеся темпы.
Оппортунист или вовсе забывает об этой установке, или уповает на возможную «отсрочку»: сроки передышки кажутся ему преуменьшенными, столкновение — не неизбежным (такова позиция правого уклона); или он начинает требовать сверх’естественных темпов, впадая в панику перед экономической мощью капитализма и не веря в возможность для страны пролетарской диктатуры построить своими силами социалистическое общество и оградить себя от военно-экономической интервенции империалистов (троцкизм). Но существует и такая, тоже оппортунистическая разновидность, которая считает уже теперь возможным принять решающий бой с капитализмом — как вне страны, так и внутри нее («левый» загиб).
Сохранена ли во всех этих трех оппортунистических течениях правильная перспектива? Конечно, нет. Она искажена самым безобразным образом. Без правильной перспективы невозможна и правильная политика: искажение политической линии приводит к дезорганизации экономической жизни, материальному и идеологическому разоружению пролетариата. Борьба с правым уклоном и «левыми» отклонениями от генеральной линии партии есть борьба за правильное использование передышки^ борьба за коммунизм.
Решительная борьба с уклонами тем более необходима, что, являясь отражением буржуазного влияния на пролетариат, уклоны не только искажают партийную политику, но и разлагают партийную дисциплину, приводят отдельных товарищей в ряды пособников классового врага. Капиталистическое влияние на некоторые- социальные прослойки нашей партии (преимущественно на выходцез из буржуазной и мелко-буржуазной среды) сказывается не только в виде непосредственной связи («смычке») коммунистов с нэпманами и кулаками, но и в виде подчинения их мышления буржуазной идеологии. Заимствование буржуазной идеологии приводит к смазыванию основных вопросов классовой борьбы, к размагничиванию революционеров, начинающих равняться по узким местам; приводит к соскальзыванию нх на беспринципное делячество.
Не лучшие результаты получаются а от «левых» загибов. Потуги непременно заскочить вперед — есть следствие мелко-буржуазных навыков, анархических и синдикалистских идеек (взять хотя бы «левую» недооценку органов пролетарской диктатуры -г- советов). А в итоге — погоня за цифрой, рекордсменство (иногда и неприкрытый карьеризм), отрыв от масс, администрирование и связанный с ним зажим самокритики.
Когда же ЦК начинает выправлять работу уклонистов и загибщиков, они под- нймают истошный вой и обвиняют высший орган партии в недостаточно четком руководстве. Если бы у этих людей было немного больше политической честности, они должны были бы признать, что даже самые мелкие директивы, которые исходили от ЦК, всегда имели твердую теоретическую установку, всегда согласовались с генеральной линией. И, если, несмотря на директивы ЦК, несмотря на правильную перспективу, на местах было допущено так много искажений партийной линии, то ответственность за это должны взять на себя целиком те, кто искажал директивы при передаче на места и кто по-головотяпски применял их в своей работе. Попытки возложить на ЦК ответственность за чужие ошибки (ошибки самих уклонистов) явно недобросовестны: это политическое шулерство, за которое клеветники и сплетники должны быть публично ошельмованы.
Партийные конференции в своих резолюциях выносят единогласное одобрение политике ЦК, признают правильность и четкость руководства; это значит, что за исключением ничтожной кучки уклонистов, вся партия полностью доверяет своемуЦК и готова поддерживать его в борьбе за чистоту ленинских идей, в борьбе за генеральную линию.