Вопросы обеспечения семей военнослужащих РККА и предоставления им всевозможных льгот, предусмотренных законами советского правительства, непосредственно связаны с укреплением боеспособности Красной армии.
Помочь бойцу в условиях мирного строительства всецело отдаться учебе — дело всех советских органов, дело всей партийно-советской общественности.
Проведенное недавно Наркоматом РКИ ТР широкое обследование некоторых кантонных и центральных учреждений Татарской республики через специальные бригады из красноармейцев и командно-политического состава РККА, показало, что в этом деле имеется ряд достижений.
Увеличились сметные ассигнования по линии социального обеспечения. Если в прошлом году все кредиты на обеспечение семей военнослужащих РККА были слиты с общими ассигнованиями по социальному обеспечению, то в бюджете на 1929-30 год значительно увеличены и особо выделены специальные кредиты на обеспечение семей красноар- мейцев-льготников, призванных в кадровые части РККА. Эти ассигнования в текущем бюджетном году выражаются в сумме 185.944 рубля и рассчитаны на полное обеспечение 1.437 семейств льготников. Если сравнить количество призванных льготников в РККА осенью 28 и 29 г.г. с суммой ассигнований, то последние значительно превышают фактическую потребность и дают возможность расширить контингент обеспечиваемых за счет мало обеспеченных и семей льготников, зачисленных в территориальные части, семьи которых в момент отбывания общевойскового сбора также принимаются на гособеспечение.
Имеются значительные достижения в области предоставления налоговых льгот семьям красноармейцев. Налаживается общественная помощь семьям красноармейцев — общественная запашка земель, снятие урожая, обеспечение семматериалами.
Но обследование выявило и ряд недочетов. В ряде случаев кантонными уполномоченными НКСО не учтен контингент, подлежащий обеспечению, в силу чего разассигнование кредитов не соответствует фактической потребности. Например, при наличии 49 семей льготников по Арскому кантону кредиты потребованы и отпущены на 457 семейств. По Челнинскому кантону, при наличии призванных 233 человека, учтено лишь 166 семейств. Подобная неразбериха и невнимательность вызвала коренную ломку и перераспределение этих кредитов. Наряду с этим, обнаружено преступно халатное отношение ряда кантонных уполномоченных к распределению кредитов местам. Сплошь и рядом кредиты местам не разассигнованы, и волостные комиссии С. О., имея ориентировочные цифры, сидят без денег и вынуждены отказывать семьям красноармейцев «за неимением средств».
Как один из основных недостатков, следует отметить крайне слабую популяризацию законов о льготах и преимуществах красноармейцев и их семей. О законе зачастую не знают не только семьи красноармейцев, но и низовые органы власти. Один тот факт, что все жалобы в органы надзора поступают от самих красноармейцев, через воинские части и почти ни одной от семей непосредственно, ярко свидетельствует о том, насколько неосведомлено население о своих правах. Особенно плохо обстоит дело с популяризацией закона среди татарского населения. Наркомсобесом до сего времени не переиздан на татарском языке закон о льготах красноармейцам. Из числа 153 жалоб, поступивших в прокурорский надзор в течение года, жалоб от татар поступило всего лишь 16.
Нельзя обойти молчанием те мытарства, которые встречают красноармейские жалобы в органах прокуратуры, главным образом, в кантонах, пом. прокурора иногда не отвечают на жалобы и запросы по полугоду и более.
Совершенно отсутствует мобилизация общественного мнения на местах вокруг помощи семьям красноармейцев, крайне слабо внимание со стороны кантиспол- комов.
Коллегией РКИ дан ряд практических указаний для исправления выявленых недочетов. За грубое нарушение законов о льготах и непринятие соответствующих мер к исправлению недочетов, прокурору ТР предложено привлечь к уголовной ответственности председателей Арского и Пестречинского виков и уполномоченного НКСО по Арскому кантону. Уполномоченному НКСО по Челябинскому кантону об’явлен строгий выговор. Галкин.