На широком собрании рабочих Казани, провожавших уезжающие в деревню рабочие бригады, с докладом выступил секретарь ОК ВКП (б) т. Разумов.
В первой части своего доклада т. Разумов остановился на выполнении партией и ее Татарской организацией заветов Ленина по индустриализации страны и переустройству сельского хозяйства на социалистических началах.
Переходя к ближайшим задачам по коллективизации татарской деревни, т. Разумов особенно сосредоточил внимание аудитории на предстоящей весенней посевной кампании, на необходимости организационного укрепления созданных колхозов и особенно на немедленных и решительных мероприятиях по обобществлению семян, скота, инвентаря.
Затем т. Разумов останавливается на узловых моментах работы, предстоящей от‘езжающим в деревню:
— Среди вас, рабочих студентов и крас
ноармейцев, едущих бригадами в деревню, вероятно, есть отдельные товарищи, не совсем четко и ясно представляющие себе сущность тех процессов, которые происходят сейчас в деревне.
Вы должны знать, что в деревне классовая борьба в разгаре, что в течение ближайшего периода времени она не только не ослабеет, а наоборот будет усиливаться, станет еще ожесточеннее, чем сейчас. Это совершенно естественно, неизбежно и закономерно, ибо враг наш бьется не на жизнь, а на смерть, ибо задача, поставленная нами в отношении перестройки сельского хозяйства, неразрывно связана с необходимостью ликвидировать кулачество, как класс, ибо сплошная коллективизация означает, что для кулака-эксплуататора не может быть больше места в экономике нашей страны. Только Бухарин мог сочинить антимарксистскую и антиленинскую теорию о том, что можно, не борясь с кулаком, притти к социализму, что возможно мирное врастание кулака в социализм.
Перед нами сейчас новая волна кулацкой активности, после той которая была в разгаре хлебозаготовок—в октябре и в первой половине ноября. Эта новая волна, начавшаяся с середины декабря, является результатом нашего усиленного и успешного наступления па капиталистические элементы деревни, результатом бурного роста колхозного движения, она вызвана тем, что мы поставили конкретно вопрос о том, что кулачество, как класс, должно быть ликвидировано.
Кулацкая активность проявляется в самых разнообразных формах; в октябре и ноябре 1929 года она выражалась в терроре, сейчас же кулак со всей настойчивостью делает упор на провокацию массовых выступлений, стараясь вовлечь в них наиболее отсталую часть середняков. У меня имеется несколько чрезвычайно показательных фактов по Татарской республике.
В небольшом селе, Менделинской волости, Арского кантона, мечеть была оборудована под школу. В течение пяти-шести месяцев в ней занимались детишки. На седьмом же месяце внезапно часть села выгоняет ребятишек, выбрасывает школьный инвентарь и восстанавливает мечеть. В толпе, которая производила все это, было много пьяных, подпоенных, крестьян. Это свидетельствует о том, что кулак не брезгует никакими средствами, для того, чтобы спровоцировать массовые выступления той или иной части деревни в своих целях. Второй случай в Буинском кантоне, в Городищенской волости. Здесь, в связи с колхозным строительством, кулаку удалось организовать значительную часть деревни, в первую очередь отсталых женщин, которые побили окна в сельсовете и потребовали выдачи председателя сельсовета и активистов, чтобы расправиться с ними. Оба эти факта приводят нас к одному и тому же выводу: необходимо принимать ряд самых решительных мер, чтобы подобные факты не повторялись, чтобы лишить кулака возможности провоцировать массовые выступления.
Прежде всего и раньше всего, в ближайший отрезок времени мы должны серьезнее взяться за организацию беднячества и батрачества в деревне.
Чем крепче мы поставим эту работу, чем больших результатов мы здесь добьемся, тем труднее будет кулаку, привлекать на свою сторону некулацкие элементы деревни. Необходимо, чтобы при каждом колхозе, при каждом кооперативе, при каждом низовом совете были организованы группы бедноты и батрачества, которые бы являлись опорой и помогали бы нам влиять на широкие круги населения деревни. Группы должны явиться опорой, базисом и в развертывающейся ликвидации кулачества, как класса. Наряду с этим, мы должны укрепить волостные партийные и комсомольские ячейки в деревне.
Мы можем и должны вербовать партийцев из лучших батраков и бедняков- колхозников; должны решительно улучшить работу деревенских комсомольских организаций.
Мы, подчас, допускаем ошибки, которые облегчают кулаку борьбу против нас.
Часто, например, в административном порядке кое-где закрывали церкви и мечети, не считаясь с тем, что середняк и бедняк плохо или совсем не подготовлены к этому. Нечуткость, административный подход облегчают кулаку агитацию среди крестьянства, дают ему в руки лишний козырь, который используется широко против нашей деревенской политики.
Я хочу привести пару примеров того, как иногда допускаются ошибки в этой работе. Первый пример: в монастыре Семиозерного селения, Казанско-Пригородного района, снимаются колокола. Это хорошо и нужно, но делается это без достаточной предварительной проработки вопроса с беднотой, с женщинами, без какого-либо раз'яснения того, что металл-медь представляет большую ценность для индустриализации нашей страны, да еще снимают колокола в первый день «рождества», во время церковной службы.Или другой пример. В одной из волостей Чистопольского кантона местные организации создают ударную бригаду по закрытию церквей и в течение 4 дней эта бригада закрывает 5 церквей, вызывая этил крайнее недовольство среди населения, Такие принудительные леры не нужны, сейчас крестьянство добровольно отказалось больше чем на добрых 40% от мечетей и церквей. Церкви и мечети никуда не убегут от нас, и через некоторое время крестьяне их сами бросят. Где организуется колхоз, там неизбежно и быстро отомрут религиозные предрассудки.
Нашей основной работой должно быть не это; нал необходимо сосредоточить все внимание на организации середняка и бедняка, на организации колхозов, на социалистаческом преобразовании сельского хозяйства, на успешном проведении посевной камлании.
Я хочу еще рассказать вам о тех формах, о той системе мероприятий, которые применяет сейчас кулак в борьбе против нас, и главным образом в борьбе против колхозов. Во многих: районах Советского Союза, среди крестьянства, ходят упорные слухи, распускаемые кулаками, о том, что в колхозах шьют 70-метровые одеяла, которыми все будут укрываться, так как и жены и дети там будут обобществлены. Конечно нам это только смешно, но в темных, татарских деревнях такие слухи оказывают свое влияние и с ними следует жестоко бороться.
Или такой пример, борьбы кулака против колхозов. Кулак водкой или каким-либо иным способом подкупает подкулачников или членов их семей, и они ходят по деревням с протянутой шапкой и просят:—«подайте разорившемуся колхознику». Эта нелепица не имеет под собой никакой почвы, но в условиях деревни, когда отстающая часть середняков еще думает о тол — переходить или не переходить в колхоз, — в это время подобный выпад кулачества имеет большое
значение. Можно привести еще
факты, которые не распространены у нас в ТР, но были в Средне- Волжском крае, а именно —когда кулак отравлял колодцы в колхозах и этим наводил панику на население. Но самой опасной, самой вредной и самой распространенной формой борьбы кулака против колхозов является—стремление подорвать колхоз хозяйственно. С этой целью кулак ведет ожесточенную агитацию за продажу скота, инвентаря и семян, упирая на то, что в колхозе все дадут. В некоторых деревнях сложились даже частушки: «все хозяйство пропью, а весной в колхоз пойду».,. В результате этой агитации, этой борьбы за разбазаривание скота и инвентаря, которую ведет кулак, мы в ТР сейчас имеем сокращение рабочего скота в сельском хозяйстве на 8—10 проц.
Постановление президиума Союзного ЦИК'а о конфискации имущества кулака, лишении его земельного надела, высылке из пределов республики за разбазаривание своего скота или инвентаря, или за подстрекательство к этому других крестьян—должно применяться со всей быстротой и решительностью.
Кто кого побьет: мы-ли побьем деревенскую буржуазию, уничтожим кулака. как класс, или кулак победит нас — у нас сомнения не вызывает. Конечно, мы победим кулака, кок победили всех наших врагов, окончательный ответ даст весенняя посевная кампания. Каждый сознательный рабочий, партиец, комсомолец должен знать и понимать, что в классовой борьбе кулак будет биться не па жизнь, а на смерть и что мы никакой сентиментальности не должны предаваться. Наш удар по кулаку должен быть крепким и решительным.
Мы в Татарской республике наблюдаем уже развертывание работы по раскулачиванию, и места совершенно правильно поступают, когда, в дополнение к другим мерам, ставят во
прос на сельских сходах и отбирают у кулака весь племенной скот, сложные сельско-хозяйственные машины, сель- скохозяйственный инвентарь, рабочий скот, крупорушки, шерстобойки и т. д. Правильно и то, что отбираются дома и крупные хозяйственные постройки, которые могут быть использованы для общественных нужд, для хозяйственных надобностей колхозов. Вот те основные мероприятия. которые мы должны провести в жизнь, осуществляя линию партии на
ликвидацию кулачества, как класса.
Некоторые из вас, вероятно, сомневаются: «А что же будет с кулаком, у которого мы забираем лошадей, излишний инвентарь и т. д.»? Мечутся вокруг этого вопроса, как будто он является сейчас основным. Это совершенно ненужное беспокойство. Основное, на чем мы должны сосредоточить сейчас свое внимание,—как построить, как укрепить колхоз, как перестроить, как сделать его социалистическим по своему содержанию, а не только по форме. Как лучше и полнее провести раскулачивание. Мы должны предостеречь себя от неправильного представления, которое есть у некоторых товарищей, что, де, нельзя ли раскулачить кулака, забрать средства производства и взять его в колхоз. Надо твердо помнить, что кулак, у которого конфисковали инвентарь, скот и т. а.,— политически лучше не станет, наоборот, он останется непримиримым врагом.
В заключение разрешите остановиться на вопросе о борьбе с правым уклоном и сказать несколько слов, как бороться с конкретными его проявлениями на практике, с которыми вам часто придется встречаться.
Правый уклон побежден, но, далеко не уничтожен. Правда, вожди правого уклона отказались от своих заблуждений, но мы не знаем еще, насколько это искренно, как они проявят себя в практической борьбе против оппортунизма. Независимо от них правый уклон в нашей практике, в наших советских аппаратах, в кооперативных организациях, а зачастую и в наших партийных организациях,—есть и будет проявляться до тех пор, пока есть классовая борьба. И вы должны сами понимать всю важность борьбы с правым уклоном, потому что он представляет самую большую опасность сейчас, ибо он может разоружить нас в борьбе с кулаком, уменьшить нашу бдительность в вопросах классовой борьбы.
Правый уклон многообразен. Он может выявиться там, где только что принимали резолюции против правого уклона. Если, вы встретите такие деревни, где никто не ведет работы с беднотой, где недооценивают этой работы, не придают этой работе того значения, которое придает ей партия- то знайте, что это и есть самое отвратительное проявление правого уклона. Если вы, товарищи, столкнетесь с организациями, медлительными в действиях, с темпами работы, отстающими от требуемых, с формализмом, с буквоедством, вместо революционного дела,—знайте, что это есть проявление правого уклона и бейте по нему. Если вы увидите сельсоветы, которые не повернулись лицом к колхозам, которые еще не раскачались, чтобы воздействовать на крестьянство, на бедноту, советы, которые вместо того, чтобы организовать бедноту, срослись с кулаком, если вы встретите советы, которые до сих пор не приняли мер против разбазаривания скота, с-х инвентаря, семян,— знайте, что это не советы, а скопище подкулачников, что вы немедленно должны приступить здесь к организации бедняцко-середняцких масс и перестроить эти советы так, как это указывает партия и советская власть.
Партия и рабочий класс, уверены, что вы сумеете твердо и правильно осуществить заветы Ленина по социалистической переделке нашей деревни. Я думаю, ни у кого нет сомнения в том, что, несмотря на бешеное сопротивление кулака, мы сумеем преодолеть все трудности, употребить всю нашу энергию на то, чтобы успешно завершить перелом в отношении социалистической перестройки деревни. Мы должны поклясться в том, что к 7-й годовщине смерти Ленина мы закончим коллективизацию всей Татарской республики. (Бурные аплодисменты).