ЗАСТИГНУТЫЕ ВРАСПЛОХ

Ранним декабрьским утром дер. Кабан- баструк прозябала в тихой дреме. Только необычайно взволнованной начинала этот день старая, подслеповатая, спря¬тавшаяся где-то в глубине большой де¬ревни, небольшая изба, где расположен «деревенский совнарком».
Члены сельсовета, как и всегда, молча расселись по местам. Но напряженно и внимательно слушали они слова предсе¬дателя, старого партизана, бедняка тов. Клементьева о колхозе.
Редко говорят в сельсовете о колхозе. Клементьев по собственной инициативе поднял вопрос о создании колхоза, не дожидавшись директив сверху, «как это проводить».
Речь Клементьева насторожила внима¬ние присутствующих, а практический ум крестьянина требовал фактов, доказа¬тельств.
— Ну, ладно, а насчет оплаты труда как будем? — спрашивали члены сель¬совета. — Как делить урожай?
Клементьев, неискушенный в делах колхозных и никем непроинструктиро- ванный, затруднялся ответить что-нибудь вразумительное. Он только призывал членов совета:
— Наше дело — поддержать призыв советской власти. А там приедут из волости — об’яснят... Насчет труда ин¬струкции пока не имеется.
Против резолюции о создании колхоза никто из присутствующих не возражал. Но разошлись с чувством неудовлетво¬ренности, в полном неведении — «как жить в колхозе».
Резолюция, принятая на сельсовете, от¬мечала, что все члены совета готовы вступить в колхоз.
С этим убеждением Клементьев откры¬вал женское собрание в день нашего приезда.
Докладчик из волкома подробно раз’яснял выгоду колхоза и рисовал пер¬спективы хозяйственного расцвета с. Кабанбаструк.
Закончилась речь докладчика. Женщи¬ны переглянулись, как бы спрашивая друг друга: «кто выступит?».
Первой встала активистка, член сель¬совета Дарья Батаева — активная уча¬стница хлебозаготовительной кампании.
— Ну, — думал председатель, — возь¬мет сейчас баб в оборот...
Но вышло по-иному. Дарья Батаева, член сельсовета, говорила:
— Нам, бабы, колхоз не нужен. Кол¬хоз ярмом на шее сядет...
И женщины, настроенные заранее ку¬лацким элементом, подхватили хором Дарьины слова:
— Не надо! Не надо! Не надо!
* *
*
Мы были свидетелями отказа членов сельсовета итти в колхоз.
Дарья Батаева попала под влияние ан¬тиколхозного элемента, который сумел «убедительнее» рассказать ей, «что есть колхоз». Ведь слухи кулацкие рисуют кошмарные картины колхозной жизни. Батаева, не получив нигде ясного толко¬вого ответа на волнующие колхозные во¬просы, невольно поддалась им.
На многолюдном собрании в с. Боро- вецком, М.-Челнинской волости, при от¬
крытии новой избы-читальни, подкулач¬ники выступили против организации кол¬хоза. Присутствовавшие здесь члены сельсовета хранили гробовое молчание, как будто колхозы — дело постороннее, «невходящее в обязанности» сельсовета.
Нам понятно гробовое молчание боро- вецких сельсоветчиков.
Вопросы колхозного движения ни разу глубоко не прорабатывались среди сель¬советского актива.
Организация колхоза в Боровецком вы¬звала бешеное сопротивление кулаче¬ства. Под влиянием кулацкой агитации десятки бедняцких хозяйств выписыва¬лись из колхоза. В эти бурные историче¬ские дни сельский совет не стал во главе классовых боев с кулачеством. Он остал¬ся «административным, исполнительным» органом в руках приезжавших на корот¬кое время из волости уполномоченных.
Сельский совет оказался на распутьи. Бурный колхозный разлив застал врас¬плох сельсоветские кадры. Сельсовет оказался в хвосте колхозного движе-ния.
В классовых схватках на колхозном фронте в Челнинском кантоне не чув¬ствовалось организации бедноты и бат¬рачества вокруг советов. М.-Челнинская, Ахметовская волости в этом отношении не составляют исключения. О группах бедноты во многих селениях не имеют даже представления.
В Сармановской волости, например, не работала ни одна бедняцкая группа.
Поэтому часто мы видим прорывы на классовом фронте в момент организации колхоза (Биклянь, М.-Челнинская вол., Сармановская волость).
Советы отстали от победоносного темпа колхозного движения. И не только потому, что сельсоветский актив слиш¬ком слаб. Непонимание многими работ¬никами роли органов пролетарской дик¬татуры в деревне в период сплошной коллективизации привело к тому, что со¬веты остались без твердого руковод¬ства.
За ликвидацию советов в районах сплошной коллективизации высказыва¬лись отдельные волостные работники Челнинского кантона.
Не о ликвидации советов должна итти речь, а об улучшении их работы. Этого, видно, недооценивают места. Разве не характерным в этом смысле является от-ношение челнинских организаций к под¬готовке сельсоветских кадров. Курсы по советскому строительству в Н.-Челнах слили с общими курсами колхозного ак¬тива, включив в программу «часы» о сов- строительстве.
На первом этапе колхозного строитель¬ства сельсоветы отстали от жизни. Еще большая ответственность ложится на сельсоветы на втором этапе, когда «не¬обходимо усилить руководящую роль советов по отношению к коллективам, повысить ответственность советов за колхозное строительство, ввести в систе¬му отчетность колхозов перед советами, не допуская, однако, мелочной опеки и административного вмешательства в ру¬ководство коллективами».
На этот новый путь жизни в деревне совет еще не встал. Мих. Еселев.
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости