
46 татарстанских воинов, погибших под Выборгом, обрели имена
Обелиск на месте захоронения советских воинов – наших земляков скоро появится в местечке Селезнево под Выборгом в Ленинградской области. Местное постпредство республики и татарстанские поисковики планируют открытие памятника к 70летию Победы.
ПОТЕРЯВШАЯСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
В годы Великой Отечественной войны здесь, в болотистой местности неподалеку от границы с Суоми, располагался финский концлагерь для советских военнопленных «Тиенхаара». Приблизительно в шести километрах от Выборга содержались не менее 90 тысяч заключенных, при этом, судя по уточненным данным, погибли и были захоронены более 20 тысяч человек. Долгие годы все они считались пропавшими без вести.
Несколько десятков погибших в Тиенхааре были призваны в действующую армию из Татарстана и воевали на Ленинградском или Волховском фронтах, в том числе в составе 23-й армии и 2-й Ударной армии.
Удалось установить, что в финском концлагере погибли как минимум 46 наших земляков (см.список). Таковы данные директора казанского Музея Великой Отечественной войны Михаила Черепанова. Родственники семерых красноармейцев найдены, и с ними уже связались.
- Несколько тысяч красноармейцев оказались в финском плену – как известно, на стороне фашистской Германии сражалась и Финляндия. Советские военнопленные содержались, в частности, в Тиенхааре. Многие там и умерли. После войны данная территория отошла к СССР, и захоронение оказалось в десяти минутах езды от Выборга в Селезневском сельском поселении на забытом военном кладбище
В минувшем году четыре гильзы, с землей, собранные поисковиками близ Тиенхаары (где будет установлен памятный знак), а также на «Невском пятачке», в Мясном бору Тосненского района и Синявинских высотах, были украшены георгиевскими лентами и торжественно переданы в Музей Великой Отечественной войны в Казанском Кремле.
Об этом на одном из последних заседаний Республиканского оргкомитета по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Доме Правительства РТ доложил постоянный представитель Татарстана в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Шамиль Ахметшин. Он напомнил: постпредство участвует в поиске мест захоронений несколько лет, эту идею одобрил Президент Рустам Минниханов. С ним же согласована инициатива установки мемориального знака в память о татарстанских воинах, погибших под Выборгом.
«Очень долго осуществление этой инициативы затягивалось из-за отказа финской стороны передать координаты захоронений военнопленных, – посетовал постпред. – Было понятно, где находился лагерь, но не было известно место захоронения».
В прошлом году местными поисковиками это место наконец обнаружено.
ПОКА НЕ ПОХОРОНЕН ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ
Тиенхаара – место, обросшее мрачными легендами. От концлагеря, названного по имени исчезнувшего финского поселка, остались три гигантские естественные пещеры – ныне скрытые за высокими чугунными воротами. Финны оборудовали эти потрясающие по красоте природные сооружения под места заключений.
Ныне сюда нередко приезжают любопытные и поражаются неприметностью и одновременно монументальностью и размерами военного объекта, возведенного в 1937–1938 годах. В советских архивах о нем, как, впрочем, и многих других захоронениях, не сохранилось никаких упоминаний, а самой братской могилы не могли найти с 1990-х…
В командировке в Тиенхааре три года назад побывал Михаил Черепанов. Его целью было подготовить почву для экспедиции татарстанских поисковиков. После знакомства с местными активистами «Вахты памяти» и осмотра места расположения концлагеря директор казанского музея наметил площадки для поиска мест захоронений узников Тиенхаары. По его словам, наиболее реальные зоны захоронения останков советских воинов – в овраге напротив пещер, в ста метрах от них за дорогой, либо в отдалении, на небольшом болоте рядом с озером Горица. Дело – за приездом сюда группы татарстанских поисковиков.
Нынешним же летом в Тиенхааре работали представители патриотических движений из Петербурга.
…Несмотря на долгие годы запустения, здесь до сих пор угадывается характерный кладбищенский рельеф. Например, миниатюрные гранитные столбы служили для обозначения дорожек, между ними была, повидимому, натянута цепь. Также хорошо угадываются линии могил. Советские и финские воины похоронены здесь буквально бок о бок. Территория трижды переходила из рук в руки. И только место захоронения оставалось неизменным.
Если верить финским картам, в окрестностях Выборга еще не меньше десятка таких забытых захоронений. Красный треугольник, установленный поисковиками, – обозначение братской могилы: больше ста советских солдат и офицеров покоятся под этим холмом. А наверху – свежие колышки топографической службы. Между прочим, сетуют поисковики, ближайший участок на окраине Выборга ктото уже присмотрел себе под застройку…
Активист общественной организации «Фаворит» из Выборга Алексей Штергун в ходе поисков обнаружил… портсигар. Редкая удача!
Алексей рассказывает: «На одной стороне здесь дата – 1944 год, 17 сентября. Изображен паук – характерный обитатель этих мест. (В лесу, кстати, полно паутины.) И на обратной стороне написано: «Николаеву. Работа – Пызгарева, художественная обработка – Суворова». И ниже: «Во время перемирия с финнами».
Определить владельца портсигара Алексей Штергун пытается довольно долго, но пока безуспешно. Ему известны имена трех человек, время и обстоятельства, при которых эти бойцы встретились в окопах на Волховском фронте. Но в районном военкомате только отмахнулись: мол, искать родственников бесполезно.
С подобным отношением к памяти павших, говорят энтузиасты, военные списки пропавших без вести вряд ли удастся хоть както сократить…
Комментирует Александр Несмеянов из информационноаналитического центра «Помним всех поименно» (Санкт-Петербург): «Мы готовы показать двести кладбищ, таких как Тиенхаара, на нашей территории, забытых и заброшенных. Здесь похоронены до нескольких тысяч человек. Их имена можно и нужно найти, чтобы поставить еще одну точку в минувшей войне».
Вновь найденное кладбище Тиенхаара активисты-общественники намерены привести в порядок и установить здесь две стелы с именами советских и финских воинов. Но без помощи государственных структур не обойтись. Ведь для начала они должны признать захоронение и присвоить ему статус официального мемориала.
«СПИСОК СМУНЕВОЙ»
…Поиски следов концлагеря началась в 1980-х. Это целая история, заслуживающая отдельного рассказа.
Жительница Петербурга Лидия Смунева не знала, где искать своего отца, пропавшего в 1941 году. Она встретила войну десятилетней девочкой. Возраст достаточный, чтобы хорошо помнить ушедшего на фронт рабочего Андрея Осиповича Смунева. Лидия Андреевна, всю жизнь проработавшая учителем французского языка в Ленинграде, рассказывает, что даже ее старшая сестра, которая успела повоевать, не знала, где искать отца:
– На все запросы приходил один ответ: «Пропал без вести». Но один раз мне написали: «Умер в финском плену». И все. Ни одной зацепочки. С Финляндией тогда никаких контактов не было, это сейчас туда народ на выходные ездит отдыхать или по магазинам.
Поначалу специалисты из Финляндии хранили упорное молчание о концлагере. Но в 1989 году через финский Красный Крест, а в дальнейшем – генконсула Финляндии Лидия Андреевна узнала, что солдат Смунев умер в марте 1942 года в концлагере местечка Тиенхаара под Выборгом. Спустя годы переписки – ведь ей приходилось прибегать к услугам переводчика с финского, редкого в те времена, – она получила искомые сведения: ее отец похоронен там же, в Тиенхааре, и даже номер могилы известен.
- В Тиенхаару нередко приезжают любопытные и поражаются неприметностью, и одновременно монументальностью, и размерами военного объекта, возведенного финнами в 1937–1938 годах. Об этом концлагере, как и о многих других захоронениях, в советских архивах не сохранилось никаких упоминаний, а саму братскую могилу советских военнопленных не могли найти с 1990-х…
– Когда я туда приехала, – рассказывает Лидия Андреевна, – никакого кладбища там не числилось, а на этом месте были просто поляны, заросшие сорной травой и кустами. Рядом разрастался дачный поселок.
Лидии Смуневой финны передали список с 2029 именами погибших в Тиенхааре узников. На основании этих документов Лидия Смунева длительное время пыталась доказать властям необходимость обозначения памятным знаком захоронения военнопленных. Однако натолкнулась на стену непонимания.
Позже у Лидии Смуневой появилась союзница – жительница Выборга, бывшая сотрудница музея, ветеран войны Мария Никитина, чья судьба связана с 23-й армией, солдаты которой попадали в финский плен.
В конце концов совместные хлопоты Лидии Смуневой и Марии Никитиной увенчались успехом: при поддержке областного комитета по делам молодежи в мае 1997 года здесь была установлена небольшая гранитная стела. На черном граните – надпись: «Склоняем низко головы перед прахом вашим…»
ИМЕНА УТОЧНЯЮТСЯ…
Мария Никитина взялась приглядывать за обелиском. И не меньше, чем заботы о благоустройстве и содержании этого мемориального места, ее волновал вопрос о том, чтобы узаконить памятный знак, оформить его официально. Но ни местные, ни вышестоящие чиновники пока не смогли решить проблему. Хотя поддержка на муниципальном уровне была и есть, признается Мария Александровна.
Появились у нее и добровольные помощники, обихаживающие памятник, – Дмитрий Смирнов и супруги Буслаевы, Владимир и Лидия.
– Перед нами стоит задача паспортизации всех воинских захоронений на территории Выборгского района, – говорит начальник сектора молодежной политики администрации Выборгского района Владимир Быкачев. – Сложность ситуации с увековечением памяти военнопленных Тиенхаары еще и в том, что официально нет точных данных о месте захоронений. Попытаться ликвидировать данный пробел и выяснить, где находятся останки погибших, намерены поисковые отряды.
По словам Владимира Быкачева, на территории муниципального образования нынче работало восемнадцать поисковых отрядов, по сравнению с былыми годами их число выросло на целый десяток. И это говорит об интересе молодых к военному прошлому.
Надо добавить, что к переводу полученных Лидией Смуневой (ныне покойной) рукописных списков военнопленных подключилось немало других неравнодушных людей. Этим занимались как отдельные энтузиасты, так и общественные организации. В частности, петербургский «Некрополь России» перевел и опубликовал те самые 2029 фамилий погибших на сайте «Похоронка.ру». По данным районной администрации, уже шестнадцать семей нашли среди перечисленных военнопленных своих родственников.
В текущем году к уточнению списков подключились выборгские студенты. Учащиеся филиала РГПУ им.Герцена, изучающие финский язык, перепроверили перевод фамилий, имен, отчеств. Это немаловажно. Потому что, к примеру, отчество отца Лидии Смуневой в первоначальном варианте переведено как «Иосифович». А вот студенты местного медколледжа проверили правильность перевода диагнозов заболеваний и заключений о смерти.
Уточненные списки недавно переданы в финский архив, опубликованы на интернет-сайте Выборгского информационного центра. Именно с ними были сверены данные татарстанской «Книги памяти».
Очевидно – эти открытия далеко не последние…
Алексей ИЗМОРОСИН