Грозный атеросклероз можно приручить, убежден доктор Александр Максимов
Природа не дает нам расслабиться ни на день, постоянно подбрасывая задачки – одна другой сложнее. В средние века по всей Европе прокатились ужасающие эпидемии чумы, оспы, холеры – чуть ли не половину населения выкосило. Поднатужилось человечество, придумало лекарства и прививки от этих болезней.
Нынче ученых от медицины волнуют уже иные проблемы. И речь не о чуме двадцатого века СПИДе или постоянно изменяющихся штаммах гриппа – от свиного до птичьего. По статистике, первопричиной подавляющего числа смертельных недугов (от 50 до 60 процентов случаев) является атеросклероз, вызывающий нарушение проходимости артерий – тех самых магистралей, по которым кровь от сердца поступает ко всем органам.
«Визитная карточка» этого недуга – атеросклеротическая бляшка. Место скопления холестерина и белково-жировых комплексов можно сравнить с пробкой на дороге. Транспорт, то бишь кровь, везущий материалы на предприятия (органы) и питание жителям (клеткам органа), движется по дороге медленнее, чем хотелось бы. От локализации этой пробки – бляшки – зависит, какой орган по-
страдает в первую очередь. Неподалеку от сердца – готов инфаркт, на пути к мозгу – не за горами инсульт, в направлении нижних конечностей – недалеко до гангрены.
Самое неприятное, что не бывает, допустим, атеросклероза одной какой-то артерии – практически всегда поражаются артерии всех органов, вопрос только в том, какой из них пострадает первым…
И все же, по мнению медиков, приручить можно и этого «тигра». Если «клетка», выстроенная для атеросклероза, окажется прочной, жить с ним безопасно можно долгие годы. Конечно, идеально было бы предупредить заболевание с помощью профилактики или хотя бы застать его в самом начале. Возможно ли такое? Рассказать об этом мы по-
просили заведующего отделением сосудистой хирургии Республиканской клинической больницы Минздрава РТ Александра Максимова.
– Рано или поздно атеросклероз появится у каждого, – утверждает Александр Владимирович. – Но отсрочить по времени его появление – задача вполне решаемая. Считается, что уже в возрасте тридцати лет первичные признаки атеросклероза есть у всех, – на стенках аорты обнаруживаются липидные полосы, эдакий налет. Это еще не атеросклеротические бляшки, но уже намек на них. Если не принять мер, лет через 10-15 внутренняя структура сосуда изменится таким образом, что и до беды недалеко.
– Получается, что к сорока годам обследование желательно, а в пятьдесят уже необходимо. И с чего его следует начинать?
– Понятно, что у каждого изменения в сосудах свой уровень. Поначалу у мужчин он обычно выше, у женщин – чуть меньше. Дело в том, что женские половые гормоны – эстрогены – замедляют выработку холестерина – одной из главных причин появления атеросклероза. С возрастом число больных среди мужчин и женщин постепенно выравнивается, а уж в совсем преклонном возрасте представители сильного пола оказываются даже в более выигрышном положении. Вообще-то холестерин организму нужен, из него синтезируются оболочка нервных волокон и мужские половые гормоны. Выходит, в детском и молодом возрасте он необходим, а потом уже и опасен. Зато печень привычно «молотит», производя холестерин в тех же объемах. И кардинально до целевых значений снизить его не удается ни физической нагрузкой, ни диетой.
А начинать обследование, пожалуй, нужно с анализа крови на холестерин и УЗИ сонных артерий. Поясню, почему именно сонных артерий. Дело в том, что в организме человека выделяют четыре так называемых основных сосудистых бассейна – это артерии нижних конечностей, сердца, внутренних органов и головного мозга. Однако если сердце сигнализирует о неблагополучии стенокардией, ноги – повышенной утомляемостью, то атеросклероз сонных артерий «молчит» о себе до последнего момента. До инсульта человек о своем заболевании и не догадывается. Симптомы-то, конечно, есть, но, согласитесь, в 50 – 60 лет небольшое ухудшение памяти и легкие головокружения человек склонен записать на счет приближающейся старости...
По снимку специалист определит, есть ли сужение сосуда и есть ли необходимость в операции. В последнем случае убирается пораженный участок артерии и заменяется эндопротезом или просто удаляется бляшка. И – живите благополучно до ста лет.
– Вам, хирургам, лишь бы резать. Сейчас где угодно можно прочитать, что сосуды от бляшек можно чистить – и биодобавок всяких рекламируют много, и всевозможных травяных сборов...
– Еще на рубеже 80 – 90-х годов были проведены исследования, доказавшие, что при определенном уровне сужения артерии консервативное лечение результатов не дает. Да вот, смотрите, – врач выставляет на стол передо мной пробирку, где в прозрачной жидкости плавает нечто, размерами и видом смахивающее на окуклившуюся личинку тутового шелкопряда. – Вот вам холестериновая бляшка, извлеченная из сонной артерии. К счастью, ее удалось удалить вовремя, – поясняет хирург. – Она ведь бляшкой только называется, а на самом деле представляет собой сужение (в нашем случае практически полное закрытие) артерии вследствие прорастания соединительной тканью места скопления холестерина. Так вот этот рубец в концентрированной азотной кислоте сутки растворяется, а вы хотите его травяным отваром или приемом БАДа уменьшить. Нет уж, если бляшка выросла до критических размеров, то ее можно убрать только хирургическим путем, никакие чистки не спасут.
Я не намерен оспаривать достоинства фитотерапии. Да, есть растения, снижающие свертываемость крови, – это полезно при атеросклерозе, несколько снижает уровень холестерина и выводит его из организма. Обычный активированный уголь тоже выводит холестерин – впитывает его в кишечнике. Правда, если человек страдает запорами, то будет больше вреда, чем пользы. Словом, если уж начались клинические проявления, то без медиков не обойтись.
– А как с высоким уровнем холестерина бороться – постоянно сидеть на диете?
– Диетой здесь вряд ли удастся обойтись. Дело в том, что лишь треть холестерина поступает человеку с едой, все остальное вырабатывает его собственная печень. И самая строгая диета даст снижение уровня холестерина в лучшем случае на 10 – 15 процентов – на себе проверено. Соответственно, если ваш холестерин 5 единиц (должно быть не выше 4,5), то диета еще в силах помочь, а уж если 7 или выше, то, увы, уже не обойтись без специальных препаратов. У нас пока статины (так называются препараты этой группы), к сожалению, не пользуются особой популярностью, хотя за рубежом уже стали привычными. Дело в том, что принимать их, как, например, средства от гипертонии, нужно ежедневно. А наш человек предпочитает лечиться эпизодически, от приступа к приступу…
– Говорят, алкоголь активно растворяет холестерин...
– А как же, растворяет. Обращали внимание на неустойчивую походку хронических алкоголиков, на их дрожащие руки? Это путем многомесячных упорных упражнений человек сумел практически полностью растворить алкоголем миелиновую оболочку своих нервов, что нарушило нервную проводимость, и получил алкогольную полинейропатию. Так что вымывает алкоголь нужный холестерин... Бляшка же, как вы помните, имеет более сложный состав и состоит не из жиров, которые можно растворить в спирте.
Правда, описан был в свое время французский феномен – в этой стране атеросклероз куда менее развит, чем в остальной Европе. Причина, по мнению многих специалистов, в употреблении хорошего красного сухого вина. Признано, что двухсотграммовый бокал этого напитка в день стимулирует сосуды и замедляет рост уровня холестерина. Но для нашего человека это ж детская доза... Например, один мой пациент (после инсульта, между прочим!) мгновенно пересчитал эту дозу на крепкий алкоголь и заявил, что вместо бокала в день он «накопит» за неделю без малого бутылку водки и с удовольствием «почистит» в субботу свои сосуды. Вот такой математик, и поди объясни ему, что уж в его состоянии алкоголь не просто противопоказан – убийственен.
Но хватит об алкоголе. Впрочем, и холестерин – главная, но не единственная причина появления атеросклероза. Любой врач с ходу назовет вам полсотни факторов риска развития атеросклероза – это курение, лишний вес, малая подвижность, гипертония, сахарный диабет и так далее. А дальше экзотика вроде хламидий и вирусов.
В Мангеймском манифесте XIII Европейской конференции по инсульту есть строчки, довольно обидные для России. В частности, там говорится, что инсульт является одной из ведущих причин заболеваемости и смертности в странах Восточной Европы. И риск его развития гораздо выше в странах с низким доходом... Спорить с этим трудно, ежегодно в России фиксируется около полумиллиона инсультов – в разы больше, чем в других развитых странах. Но это можно поправить! К примеру, совсем недавно в Татарстане регистрировалось около 56 тысяч инсультов, как минимум треть из которых заканчивалась смертью или тяжелой инвалидностью пациента. Сейчас смертность от инсульта снижена на 17 процентов, инвалидизация – почти на 40. Свою великую роль играет созданная в Татарстане сеть сосудистых центров различного уровня. Если к ней прибавить информированность пациентов и активизировать работу хирургов на местах, ситуация должна сравняться со среднеевропейской.
В 2011 году сосудистое отделение РКБ заняло первую строчку в рейтинге медучреждений и отделений сосудистого профиля, составляемом председателем Российского общества ангиологов и сосудистых хирургов Анатолием Покровским. Мы сделали 1279 артериальных реконструкций. Представляете, скольких татарстанцев нам удалось спасти от верной смерти?
Отделений, делающих более тысячи подобных операций, в стране всего два – наше и Пермский институт Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им.Бакулева (1017 реконструкций). Но сосудистая хирургия требует инвестиций, это весьма дорогое удовольствие. У нас в республике, к счастью, это понимают. В последние годы финансирование значительно улучшилось, и результат не замедлил сказаться.
– И все же потребность в таких операциях мы не покрываем, так ведь?
– Потребность в сосудистых операциях составляет тысячу на миллион человек населения. То есть в республике должно проводиться около 3,7 тысячи сосудистых реконструкций. Напомню, что подобные операции в республике делают, например, и в Межрегиональном клинико-диагностическом центре, и еще в нескольких клиниках, так что совместными усилиями мы эту потребность можем закрыть полностью. Тут ситуация иная – незнание и недоинформированность населения, когда многие татарстанцы обращаются в больницу уже после того, как «жареный петух клюнет», пролежав дома полсуток или более. То есть упустив шанс в виде «золотого терапевтического окна» в шесть часов. А врачи, к сожалению, пока не всесильны.
Но ситуация меняется в лучшую сторону. И на приеме у меня все чаще появляются пациенты, желающие расшифровать снимки УЗИ сонных артерий, а в лабораториях отмечено увеличение числа желающих проверить свою кровь на холестерин. Да и обративших свои взоры в сторону здорового образа жизни все больше. Это обнадеживает нас, медиков, – уже сегодня между инсультом и смертью или инвалидностью нельзя ставить знак равенства.