
В последние годы среди пациентов Республиканской психиатрической больницы становится все больше стариков. Прогрессирует старческое слабоумие? Пожилые люди представляют опасность для окружающих? За ними некому ухаживать дома? Увы, причины чаще в другом. Детям гораздо удобнее исполнять свой сыновний или дочерний долг перед немощными родителями «современным дистанционным» способом, сохраняя собственные покой и комфорт, красоту и порядок в доме.
При этом повзрослевшие детки не гнушаются жить в родительских квартире или доме, получать их пенсию, тратить ее по своему усмотрению. А мать и отца предпочитают время от времени навещать в больнице, принеся апельсинчиков, сока в банке…
Собственный эгоизм всегда можно оправдать: мол, родители – больные, они по определению должны находиться в лечебном учреждении. В наш стремительный век всегда много важных и срочных дел, которые никто за тебя не сделает. Тогда как покормить, помыть, переодеть старика может любая нянечка. Старому человеку все равно, где лежать и кто обслуживает. Сыт, в тепле и чистоте, чего еще нужно?
Такой вот способ психологической защиты собственной социальной, культурной и нравственной нормативности. Жестоко? Безусловно. Причем не только в отношении родителей, но и своих детей. А в конечном итоге – себя, любимого. В конце концов, окружающим все равно – посудачат да и забудут, у них ведь свои проблемы. Зато дети, будьте уверены, впитают опыт старших, можно сказать, с младых ногтей. И наверняка лет через тридцать-сорок применят его на практике, обойдясь с постаревшими родителями так же, как
И это не пустой разговор, подобных примеров, как люди, много лет работающие в этой области, можем привести великое множество. Зло всегда возвращается злом, за равнодушие платят той же монетой. И если такая расплата настигает в старости, поверьте, это очень горько.
У стариков, как у их молодых детей и внуков, тоже есть душа. Любой психиатр скажет, что у всех имеется базовая потребность в безопасности. Когда у пожилых слабеют память, внимание, способность понимать связи между словами, поступками и событиями, появляется компенсаторное желание сохранить привычную, безопасную обстановку, окружение знакомых людей и предметов, понятные, предсказуемые отношения и действия. Это проявляется в виде консерватизма, противодействия любым переменам в жизни. Старикам комфортнее находиться в привычной домашней обстановке, среди родных людей, где все знакомо и безопасно.
Когда же их привозят в больницу, чтобы «поправить здоровье», для стариков это катастрофа. Знакомое и привычное в больнице исчезает. Здесь все ново, а потому неудобно, непонятно. Как сходить в туалет, умыться, дойти из столовой до своей кровати? Где привычные личные вещи – вытертая, но такая теплая меховая безрукавка, подушка с родным запахом? Кого попросить подать пресловутый стакан воды? Все чужие и все чужое…
Происходит полная потеря связей с людьми, полное разрушение всех привычных пространственных, социальных, смысловых, поведенческих конструкций. Госпитализация в психиатрическую больницу является сильнейшим стрессом даже для молодых, в целом здоровых и самодостаточных людей, создает массу неудобств, проблем, вызывает у них протестные реакции. А у стариков это выливается в чувство настоящего ужаса, потерю ориентации в пространстве и времени, растерянность, утрату способности понимать происходящее, полную беспомощность… Это безутешное горе, регресс интеллекта и поведения. Психические расстройства, возникающие в связи с поступлением в больницу на лечение, часто являются более тяжелыми и разрушительными, чем те, которые послужили поводом для госпитализации.
К органическим дефицитам психических функций прибавляются информационный, сенсорный, эмоциональный, коммуникативный дефициты. В больнице стариков лечат, да, но поговорить не с кем, они совершенно одиноки, никому не интересны, не нужны, с ними некому разговаривать. Мощная психическая травматизация неизбежна. Ее не компенсируют даже удобства окружающей обстановки. Как бы ни было тепло, светло, тихо и чисто в палате, информационный стресс возникает по психологическим причинам, отчего несостоятельность и беспомощность пациентов только увеличиваются.
Более того, от стресса обостряются и декомпенсируются соматические заболевания. А с возрастом их предостаточно у всех. В результате «заботливые» дети высказывают претензии врачам: мол, плохо лечат в вашей больнице. Ему или ей только хуже стало. Да, стало! Но не от плохого лечения, а от «заботы» деток.
После нескольких недель лечения в психиатрической больнице возвращение домой вызывает такой же тяжелый стресс. За время пребывания вне дома старики отвыкают от домашней обстановки, забывают, где что расположено в собственной квартире. Вроде бы вернулись, куда хотели, но здесь для них снова все чужое, непонятное, вызывающее страх и недоумение, растерянность, депрессию, регресс психики и поведения…
Все просто: если мы действительно желаем добра своим старикам, то лучше лечить их дома, в привычной для всех обстановке. Разговаривать, поддерживать, «тренировать» интерес к жизни, рассказывать о родственниках, общих знакомых, друзьях, привлекать к семейным событиям – праздникам, дням рождения, делать подарки, пусть самые небольшие: конфетку к чаю, новый платок, мыло…
Проявления внимания и любви понятны и приятны в любом возрасте, а с медицинской точки зрения снижают тревогу, улучшают настроение, активизируют чувства, ум и волю, настраивают на доброжелательный стиль отношений, лучше всего улучшают соматическое здоровье. Очень полезно выходить на прогулки, выезжать на дачу, давать легкие поручения, благодарить, хвалить, одобрять, отмечать успехи, поощрять, побуждать к полезной деятельности, к добрым поступкам. То есть нужно поддерживать и тренировать речь, ум, счет, память, навыки самообслуживания, доброжелательного поведения. Это замечательное универсальное лекарство от старческих болезней. Любовь и забота – лучше них еще никто ничего не придумал.
Конечно, не стоит рассчитывать, что получится все и сразу. Особенности человеческой психики таковы, что с возрастом у большинства людей случаются эпизоды растерянности, когда больной старик не узнает родственников, а то и обвиняет их, например в краже вещей или денег. Выдержать это порой бывает очень сложно. Но, как правило, такие расстройства кратковременны, через несколько минут он или она и не вспомнит, что говорили вам в раздражении. Просто не хватит физических сил, чтобы сильно и долго злиться. Агрессия в этом случае не черта характера или манера поведения, а проявление кратковременного расстройства психики.
- Психические расстройства, возникающие в связи с поступлением в больницу на лечение, часто являются более тяжелыми и разрушительными, чем те, которые послужили поводом для госпитализации
Понятно, что тут не обойтись без лекарственных средств. Препараты порекомендует врач, нужно только внимательно следить, чтобы больной принимал их вовремя. Самые неприятные и неудобные симптомы – страх, тревогу, агрессивность, бессонницу, беспокойство – обычно удается быстро уменьшать и даже устранять назначением мягких нейролептиков. Расстройства памяти, интеллекта, мышления, поведения, настроения требуют комплексной и длительной коррекции. Сохранение привычной домашней обстановки, контактов с близкими людьми, «тренировка» всех психических и двигательных функций, поведенческих и социальных навыков имеет в лечебном комплексе наибольшее значение.
Конечно, бывают ситуации, когда жить вместе с пожилыми родителями не получается в силу объективных причин. Например, длительные командировки – жену и детей еще можно взять с собой, а вот больного, немощного старика… К тому же существуют и медицинские противопоказания. Но и здесь возможен цивилизованный выход: официально, через государственные или частные учреждения можно нанять круглосуточную сиделку. Дорого? Но это же ваши родители! Правда, к каждому новому знакомому пожилой человек обычно относится с недоверием, с большим трудом привыкает к их обществу. К тому же по опыту своих друзей знаю, что найти хорошую сиделку очень сложно. Чаще всего на эту работу соглашаются не от избытка милосердия и желания ухаживать за капризными стариками, а по необходимости, скажем,
Все это – прописные истины, понятные и знакомые многим. Правда, в теории, пока не столкнешься с подобной ситуацией на собственном опыте, принять их легче. Вот только человек потому и называется человеком, что он может и должен любить своих близких, заботиться о них не только когда они сильны и здоровы, но и когда слабы, беспомощны, беззащитны. А разумный эгоизм способен подсказать: зло никогда не породит добро. И ты будешь побит своим же оружием – равнодушием…
Одна из десяти Божьих заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Можно ли сказать лучше?
Анатолий КАРПОВ,
заведующий кафедрой психотерапии и наркологии
Казанской государственной медицинской академии,
доктор медицинских наук, профессор
Фарит ЗИГАНШИН,
главный врач Республиканской клинической
психиатрической больницы им.В.Бехтерева