Никольская песенница

Лия Александровна берет гитару, настраивает ее и поет:


Ах, Никольское, ах, Никольское,
Подказанская сторона,
Ах, Никольское, ах, Никольское,
Дорогая деревня моя.


Песню о селе Русское Никольское, что в Лаишевском районе, сменяет песня про Елабугу, затем - про прекрасную бескорыстную молодость поколения Лии Никитиной. Слова и музыка - самой Лии Александровны, человека художественно одаренного.


Петь Лия начала буквально с детского сада. И неудивительно, ведь росла она пусть и не в профессиональной, но музыкальной среде. Мама пела замечательно, а отец - так вообще с мальчишества на церковном клиросе, куда допускали не всех. Дома очень любили старинное русское многоголосье без музыкального сопровождения.


Также с детства Лия стала заниматься стихосложением. Бывало, спросят ее о чем-нибудь, а она в ответ старается выдать что-нибудь эдакое в рифму. Взрослые постоянно удивлялись. Но только не домашние: ни мама, ни отец не принимали всерьез ее поэтических блесток. Маме и подавно некогда было: ведь их, детей, шестеро было, и она вечно крутилась как белка в колесе. А отец-бухгалтер жил в мире точных расчетов. И все же повторюсь: петь они любили очень.


- Лет в шестнадцать я уже начала записывать стихи, - вспоминает Лия Александровна. - Тогда еще такие несовершенные...


Над стихами девушка долго не сидела, строчки рождались быстро, как бы сами приходили в голову. Параллельно рождалась и музыка. Нотную грамоту Лия знала слабо, но не зацикливалась на этом. Поскольку музыкальный слух у нее был превосходный, она просто запоминала рожденную мелодию. Запоминала крепко и основную линию, и нюансы.


В 1949 году после окончания Елабужского учительского института Лия, сама родом из Удмуртии, приехала по распределению в Русское Никольское - преподавать математику.


- Вот приехала я в Никольское и как в медвежий угол попала, - улыбается моя собеседница. - Село вроде недалеко от Казани, а электричества в нем тогда не было. Это казалось так дико... Бывало, идешь домой поздно вечером после репетиций в клубе или из школы - кругом темнота. Только луна да звезды путь освещают. Да кое-где в избах бледно мерцают керосиновые лампы. Но шла, ничего не боясь, тогда баловства в селе и в помине не было.


Хотя недолго Лия ходила одна. Вскоре нашелся провожатый - Виктор, вернувшийся с фронта. Человек очень практичный, тоже бухгалтер, как и отец Лии. Он считал творчество своей любимой девушки, а потом и жены зряшным времяпрепровождением. Но Лия не обижалась.


Тогда пели все учителя. И у всех был второй голос, у одной Лии Александровны - первый. Ее лирическое сопрано звучало на школьных вечерах, в клубе на праздничных концертах. Стоит ли говорить, что в школе всю художественную самодеятельность свалили на ее плечи. Она не отказывалась и с обязанностями вполне справлялась.


Где-то через год-другой ее направили в Казань на курсы по пению. Занятия по музыкальной теории и практике многое дали. А преподаватели, отмечая свободное пение, интересовались:


- А кто вам ставил голос?


- Да это от природы, - отвечала она застенчиво. - Родители много пели...


- А вот я сейчас думаю, может, своеобразную лепту внесли мои предки - финны, народ очень музыкальный, - размышляет Лия Александровна. - Помните, был такой советско-финский фильм "За спичками" - с Евгением Леоновым и Галиной Польских? Так там такая приятная музыка и песни...


В конце 80-х годов в селе организовался фольклорный ансамбль "Каравон". Сначала здешние бабушки, помнившие много старинных песен и русских обрядов, просто собирались на посиделки и пели. А потом директор Дома культуры Сергей Трусов стал руководить хором. Сейчас этот коллектив известен, без преувеличения, всей республике. Ежегодно в мае проводятся фестивали "Каравона", на которые съезжаются гости, заглядывает республиканское телевидение, неизменно присутствуют представители власти.


Могла ли Лия Александровна не влиться в хоровод? Она, так любившая и песни, и танцы? Пела она там несколько лет, благо репертуар хора был богатый - лирические песни, свадебные, плясовые... Ездила моя собеседница с "Каравоном" в Набережные Челны, Рыбную Слободу, участвовала в различных фестивалях. Но не забывала и стихотворчество - участвовала в фестивале авторской песни в Пестрецах, где однажды завоевала главный приз.


В своих стихах Лия Никитина воспевает родной лаишевский край. Многие ее песни, в том числе "Никольский вальс", с припева которого началась эта зарисовка, здесь исполняют и взрослые, и дети. И, думаю, многим этим вещицам уготована долгая жизнь...


И по сей день отдает Лия Александровна сердце стихосложению. Приходят к ней друзья, просят написать теплые строки в честь чьего-нибудь юбилея или по поводу праздника. Разве им откажешь? Да ни в жизнь! И при этом по неписаным законам знаменитого деревенского гостеприимства всех хлебосольно привечает, старается повкусней угостить.


Две дочери Лии Александровны пошли по маминым стопам, стали педагогами, третья дочь - прапорщик, сын - инженер-механик. Есть внуки и даже четыре правнука. Но стихов, увы, не пишет никто. Одна у нее остается надежда - на самых младших, правнучков... Ну не может же не передаться кому-то из них талант никольской песенницы!..


Светлана КУЛАГИНА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости