В настоящее время осуществляется переход к новому этапу в развитии сельского хозяйства - адаптивно-ландшафтной системе земледелия, призванной ликвидировать перекосы в развитии растениеводства и животноводства в республике, остановить падение плодородия почвы и эрозионные процессы, увеличить долю многолетних трав в севооборотах. Это необходимо и для того, чтобы снизить перерасход кормов, который сейчас допускается из-за нехватки в них белка, а значит, уменьшить себестоимость молока и мяса. Тяжелое экономическое положение большинства сельскохозяйственных предприятий заставляет искать верные, но простые и дешевые способы выхода из создавшегося положения. Один из них - улучшение структуры посевных площадей.
Дело в том, что сегодня и в обозримом будущем 65-70 процентов сельхозугодий будут использоваться для производства кормов. И это значит, что от правильно подобранной структуры кормовых культур, от агрономически точного размещения их в соответствии с требованиями адаптивно-ландшафтной системы земледелия будут зависеть устойчивость агроландшафтов к эрозионным процессам, воспроизводство плодородия почв и состояние окружающей среды. От рациональной структуры кормовых культур зависит и полноценность кормления животных.
В новой структуре посевных площадей приоритет будет отдан тем культурам, возделывание которых требует меньше затрат, при этом обладающим биомассой с повышенным содержанием белка. Речь идет, прежде всего, о многолетних травах. Им будет отведено 875 тысяч гектаров, или 25 процентов пахотных земель. Причем 85-90 процентов этого клина должны занять одновидовые, или чистые, посевы бобовых трав и бобово-злаковые смеси. Имеются в виду не только традиционные для нашей республики люцерна и кострец безостый, но и, например, клевер, который в республике почти перестали возделывать, однако для почв с низким содержанием гумуса и среднекислой реакцией среды эта культура подходит идеально. Ведь она не только дает хорошее сено, но и обогащает почву азотом.
В Республике Марий Эл и Удмуртии, Кировской и Пермской областях полным ходом идет возрождение клеверосеяния. Кировчане, например, имеют уже 600 тысяч гектаров этой культуры, хотя пашни у них на треть меньше, чем в нашей республике. Для юго-восточной зоны Татарстана предпочтителен эспарцет песчаный, не требующий внесения в почву минеральных удобрений. В качестве сидеральной культуры на дальних паровых полях незаменим донник, возделывание и запашка которого в почву в качестве удобрения обходится дешевле, чем вывозка на поле навоза. Это и хорошая страховая культура: в засушливые годы выход кормовой массы донника в 1,5-2 раза превышает продуктивность других бобовых трав. Кроме того, донник является хорошим медоносом, поэтому целесообразно сочетать семеноводство донника с пчеловодством. В некоторых хозяйствах научились возделывать козлятник восточный, отличающийся ранним отрастанием зеленой массы и способностью длительное время - до 10 и более лет - давать хорошие урожаи на одном месте.
Безусловно, чтобы занять многолетними травами 25 процентов пашни, понадобится большое количество семян - 12-14 тысяч тонн в год. Плюс 4-5 тысяч тонн семян донника для сидеральных паров. Для этого потребуется отводить для семенников многолетних трав 85-90 тысяч гектаров. А это значит, что необходимо создавать стройную систему семеноводства многолетних трав, начиная от первичного семеноводства в ТатНИИСХ и кончая семенными участками в хозяйствах.
В новой структуре посевных площадей важное место отводится зернобобовым культурам. Некогда Татарстан называли "гороховой республикой". И по праву. Площади под горохом у нас достигали 500 тысяч гектаров. Сегодня они сократились практически в десять раз, в результате чего зернобобовые культуры в рационах кормления животных перестали играть существенную роль. В новой структуре зернобобовые займут 180 тысяч гектаров, или 10 процентов посевов зерновых, в том числе горох - 120 тысяч гектаров и 60 тысяч - люпин узколистный. Причем часть гороха целесообразно заменить на чечевицу, которая дает ценный пищевой продукт.
Кстати, люпин - тоже высокобелковая культура, фураж из него получается очень питательным. И он хорошо поддается уборке: прямостоячие и неполегающие сорта позволяют его убирать путем прямого комбайнирования. К тому же установлена более высокая азотфиксирующая способность люпина даже по сравнению с горохом.
Учеными ТатНИИСХ предлагается также занять 220 тысяч гектаров пашни смешанными посевами зернофуражных культур в смеси с горохом. Эти смеси могут убираться на зернофураж при полном созревании зерна или на зерносенаж в фазе молочно-восковой спелости. Для крупного рогатого скота второй вариант предпочтителен, так как при этом сбор кормовых единиц с гектара увеличивается на 20 процентов, а содержание переваримого протеина повышается до 130 граммов в расчете на одну кормовую единицу.
Основная часть многолетних трав, все силосные культуры, кормосмеси и кормовые корнеплоды будут размещены в системе кормовых севооборотов, которые предполагается ввести на площади более 1 миллиона гектаров. Поскольку поля в таких севооборотах располагаются, как правило, вблизи ферм, будут значительно сокращены транспортные расходы на перевозку зеленой массы и сырья для сенажирования и силосования. Остальная часть кормов будет производиться в системе полевых и почвозащитных севооборотов, а также на землях, выводимых из пашни.
М.МАЛИКОВ.
Ведущий сотрудник Татарского научно-исследовательского института сельского хозяйства, заслуженный агроном РТ, кандидат сельскохозяйственных наук.