Статная сероглазая женщина вышла из "уазика", лихо подрулившего к полевому стану, и направилась к группе самодеятельных артистов, расположившихся за обеденным столом. Те, отработав свои концертные номера, с аппетитом восстанавливали потраченную энергию. Комбайнеры же заводили "степные корабли", готовясь продолжить жатву.
- Ну как дела? - обратилась она к агитбригадовцам. И тут же повернулась к главному агроному, стоявшему поодаль:
- Как вам наши артисты?
Заведующую отделом культуры Рыбнослободского района Марию Григорьевну Александрову, конечно же, все присутствующие узнали сразу. Потому что она в курсе всех культурных мероприятий в селах и старается ни одно не пропустить.
Услышав лестный отзыв о состоявшемся концерте, женщина удовлетворенно улыбнулась:
- Ну что же, молодцы, не подкачали!
Сказала так, для порядка. Ибо и без того знала, что фольклорный ансамбль села Крещеные Казыли подвести и не может. Коллектив этот сильный, существует пять лет. Много репетирует, постоянно обновляя репертуар, часто выступает с концертами.
Между прочим, в основу репертуара фольклорного коллектива легла клеенчатая тетрадь с записями старинных песен, которые воспроизвела в свое время заведующая местным клубом Фаиля Чебышева от бабушки мужа - Елены Чебышевой. Бабушка умерла, а песни живы.
Были времена, когда фольклор в деревнях записывали только студенты филфаков и ученые-этнографы. А сейчас почти все клубные работники понимают, как важно не дать пропасть старинным песням.
Мария Григорьевна рассказала мне, что и само село Крещеные Казыли стало возрождаться одновременно с возрождением песен. Сильный внутренний импульс, заложенный в песне, поднял дух сельчан. И это понятно: если люди возвращаются в родные места, то они, как правило, не только дома строят, но и расчищают родники, поправляют погосты, вспоминают песни своей молодости. И становятся внутренне сильнее.
- Возвращается время старины, баитов, легенд, сказаний, время осмысления своей истории, - говорит Мария Григорьевна. - И хотя нынешняя молодежь взращена на попсе и всяких шлягерах, но и она не чурается фольклора, если к ней подходить по-умному...
Да, на селе нынче много социальных и бытовых проблем, молодежь неохотно идет работать в сельское хозяйство, да и среди клубных работников мало молодых специалистов, но гляди ж ты - возродилось в районе ковроделие и вышивание. На весенний фестиваль народного творчества, состоявшийся в Пестрецах, со всех населенных пунктов свезли такие яркие кустарные изделия - полотенца, подзоры, скатерти, покрывала, что можно было только дивиться. Изделия из Крещеных Казылей не выпадали из общего ряда.
А какой чудесный концерт дали фольклористы села - Сергей Яргичев, Валерий Бочков, Татьяна Степанова, Вера Котникова, Валерий Широков...
Мария Григорьевна рассказывала, а за стеклами "уазика" проплывали поля, августовское жаркое солнце заглядывало внутрь кабины.
Александрова, как ей и положено по должности, и хозяйственник, и идейный вдохновитель всех культурных мероприятий в районе. По долгу службы ей часто приходится общаться и с председателями советов местного самоуправления.
Недавно она побывала в сельхозкооперативе "Чукаево", куда входят три деревни -Старый Арыш, Чукаево и Крещеные Казыли. Юрий Чебышев, председатель СМС, не дожидаясь вопросов, доложил:
- В Старом Арыше кровлю у клуба закончили...
- А доски для пола достали? - спросила его Мария Григорьевна так, будто продолжая какой-то незавершенный прежде разговор.
-Половые доски нашли и работникам заплатили, чтобы старались. Правда, были проблемы со стеклом, но выкрутились.
-А как в Крещеных Казылях?
-Приступаем к монтажу газового оборудования, зимой будет тепло.
-Вы уж постарайтесь...
И хотя Мария Григорьевна знает, что Юрий Чебышев по образованию инженер-механик и лучше нее знает строительство, но все же поехала и в Старый Арыш, и в Крещеные Казыли, чтобы лично оценить обстановку.
И снова мимо окон машины поплыли поля и косогоры - родная для Александровой рыбнослободская земля.
Л.СУХАНОВА.
Сотрудник Республиканского
научно-методического центра народного творчества.