
История свидетельствует: как только между людьми возникли регулируемые долговые взаимоотношения, появились и люди, в обязанности которых входило эти долги взимать. Формирование института принудительного исполнения законных решений на Руси, а потом и в России шло долго, но законодательно правовой статус и компетенции службы судебных приставов были регламентированы в ходе судебной реформы 1864 года. Так что в ноябре будущего года Федеральная служба судебных приставов отметит 150 лет со дня своего образования. Сегодня, спустя почти полтора столетия, актуальность этого института не снизилась, скорее, даже наоборот…
О том, каков вклад сотрудников Управления Федеральной службы судебных приставов по Татарстану в создание позитивного общественно-экономического климата в республике, о достижениях и проблемах ведомства рассказал, отвечая на многочисленные вопросы читателей «РТ» во время телефонной «прямой связи», руководитель УФССП по РТ – Главный судебный пристав республики, действительный государственный советник юстиции РФ 1-го класса Радик Ильясов.
Радик Мударисович возглавил коллектив управления в апреле, до этого он работал в Республике Хакасия. Так что прошедший год простым ему не показался. В управлении свыше полутора тысяч сотрудников, из них 507 – судебные приставы-исполнители, 500 человек – сотрудники ОУПДС, которые обеспечивают порядок деятельности судов и безопасность приставов при исполнении ими судебных действий. В минувшем году на исполнении у них находилось более 1 млн. 200 тысяч исполнительных документов, что больше, чем в 2011 году, на 200 тысяч. По мнению руководителя, ведомство с задачами справилось. Более 3
млрд. рублей перечислено налогов в бюджеты всех уровней, окончены исполнительные производства по 730 тысячам исполнительных документов. По итогам деятельности в прошедшем году управление заняло 34-е место в Российской Федерации, по сравнению с годом предыдущим поднялось на 38 позиций. Результат, согласитесь, говорит сам за себя.
Звонок от Анастасии Мельниковой из Казани:
– Скажите, а как происходит набор сотрудников в службу судебных приставов? Какое нужно иметь образование, ведь ни в одном вузе сотрудников для вашего ведомства не готовят.
– Как правило, принимаем молодых людей с высшим юридическим или экономическим образованием. 80 процентов судебных приставов-исполнителей – это представительницы прекрасного, но не слабого в наших условиях пола. ОУПДС – это силовая структура, там в основном работают мужчины, и высшее образование не обязательно. Главное – служба в Вооруженных силах, отменная физическая подготовка, умение оперативно и грамотно действовать в нестандартных и чрезвычайных ситуациях.
– Справляются ли женщины с такой высокой морально-психологической нагрузкой? Ведь им приходится входить в дома, изымать в счет погашения долгов имущество…
– Не хочу обижать мужчин, но с обязанностями пристава-исполнителя лучше справляются именно женщины. А ведь на каждого работника приходится по 3-5 тысяч исполнительских производств в год. Да и надо учесть, что график у нас ненормированный. Конечно, есть дополнительные дни к отпуску, сверхурочные, естественно, оплачиваются. В качестве стимулирования я ввел премиальные, которые выплачиваем исключительно индивидуально – по заслугам. Конечно, с цветами судебных приставов не встречают, да и «силовики» их не зря сопровождают. Но мы же сначала призываем должника добровольно погасить задолженность, даем время для оплаты. Если гражданин без уважительной причины вовремя не исполняет решение суда, тогда уже речь идет о конфискации имущества и ограничении выезда за пределы Российской Федерации.
– Кстати, об ограничении выезда за рубеж. Сколько человек лишились удовольствия от заграничного отдыха или загранкомандировки из-за неуплаты долгов?
– По итогам года невыездными стали более 8700 жителей Татарстана. За 2011 год было вынесено около 6600 постановлений об ограничении выезда. Происходит это таким образом: судебный пристав-исполнитель выносит постановление об ограничении передвижения неплательщика и направляет его в Пограничную службу ФСБ России. Фамилия гражданина тут же попадает в базы данных пограничников. С этого момента пересечь границу россиянин не может, его остановят в любом пограничном пункте России.
– Через какое время после полной уплаты долга ограничение на выезд снимается?
– Срок исполнения сотрудниками Пограничной службы ФСБ России соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя составляет до 30 суток, но, как показала практика, на это уходит не больше двух недель. Потому о погашении долгов по исполнительным производствам лучше позаботиться заблаговременно.
О наличии или отсутствии долга можно узнать через «Банк данных исполнительных производств» на сайте УФССП по РТ www.r16.fssprus.ru. Достаточно внести фамилию и имя, название предприятия или номер исполнительного производства, и данные о наличии задолженности появятся на экране.
Вопрос от Альбины Терентьевой, Набережные Челны:
– Алименты с бывшего мужа на содержание дочери мне пришлось взыскивать через суд. И только благодаря настойчивым действиям судебных приставов закон восторжествовал. Большое спасибо, Радик Мударисович, сколько еще таких бедолаг, как я, было у вас в прошлом году?
– На исполнении находилось без малого 42 тысячи производств о взыскании алиментных платежей. За год около 20 тысяч из них были окончены, более 11,5 тысячи окончены с направлением копий исполнительных документов по месту работы должников. 1087 должников были объявлены в розыск, разысканы 703. В отношении 855 неплательщиков алиментов вынесены постановления о временном ограничении выезда.
Следующий вопрос поступил от жителя Казани Анатолия Петровича Ильина:
– Пять лет назад супруга попала в аварию. Суд обязал виновника возместить ей ущерб. Мы не получили ни копейки. Как выяснилось, он поменял две буквы в своей фамилии, и теперь судебные приставы-исполнители не могут найти его по старым данным. Как быть?
– Вам необходимо обратиться в суд с заявлением о внесении изменения в графу «фамилия должника» исполнительного документа. После получения определения суда необходимо предъявить его в структурное подразделение управления, где находится на исполнении ваш документ.Беру этот ваш вопрос на личный контроль.
Следующий вопрос – из Заинска от Ильзиры Тухватуллиной:
– Если судебный пристав-исполнитель многократно пытается попасть в дом должника, но не может его застать и вообще найти, как долго этот процесс может продолжаться? Есть ли здесь срок давности?
– Срок ведения разыскного дела составляет два месяца со дня вынесения постановления о его заведении, но при необходимости может быть продлен еще на два месяца. Однако истечение сроков не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Вопрос задает Капитон Петрович Саушкин, ветеран труда из Лениногорска:
– Уважаемый Радик Мударисович, помогите восстановить справедливость. Дело вот в чем: в октябре 2008 года мировой судья присудил взыскать с гражданина Корнилова 13 тысяч рублей в пользу моей дочери. Сумма небольшая, но с июня 2010 года ответчик перестал перечислять средства на счет дочери. А судебные приставы-исполнители не могут установить местонахождение ответчика. В Лениногорске проживает всего 63 тысячи человек, ответчик – известный в городе предприниматель, занимается строительством, ему осталось выплатить 9 тысяч рублей. Неужели так трудно разыскать должника или сумма долга маленькая?
– По закону, если сумма требований по исполнительному документу в отношении должника превышает 10 тысяч рублей, то судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя объявляет розыск должника или его имущества. В данном случае вашей дочери необходимо обратиться в Лениногорский межрайонный отдел судебных приставов управления с заявлением о розыске должника и его имущества.
Тема «маленького долга» прозвучала и в вопросе Динары Ильясовой из Казани:
– Наша фирма занимается микрокредитованием, возврат составляет всего 50 процентов, и, естественно, мы сотрудничаем с судебными приставами. Но по исполнению таких судебных производств вы почему-то преимущество отдаете крупным финансовым организациям, банкам. Понятно, что нагрузка на приставов огромная и зарплата у них небольшая, вам, очевидно, для хороших результатов выгоднее заниматься крупными долгами, нежели нашими «микро»?
– Динара, я с вами не соглашусь. Наш подход к работе таков: исполнительное производство на копейку или на миллиард рублей – для нас разницы нет. Я такой задачи – браться только за крупные дела – перед подчиненными не ставлю. Но мы делаем все для того, чтобы максимально облегчить работу судебных приставов-исполнителей. Надеюсь, что и зарплата у них будет достойной.
Артур Хусаинов из Нижнекамска интересуется:
– По каким параметрам оценивают имущество должника?
– Судебные приставы-исполнители имеют право сами оценивать имущество, стоимость которого не превышает 30 тысяч рублей. Свыше этой суммы привлекаются специализированные организации по оценке. Это, как правило, касается недвижимости и автомобилей. В 2012 году судебными приставами-исполнителями структурных подразделений наложено 5649 арестов на имущество должников на общую сумму 4 млн. 822 тысячи рублей. Из них на реализацию передано арестованного имущества на сумму 2 млн. 430 тысяч рублей.
Следующий звонок – из Чебоксар от Виталия Леонидовича Вурманчева:
– Три года назад житель вашей республики Алексей Варламов на автомобиле сбил мою жену. Она получила тяжелые травмы, долго находилась на лечении. Состоялся суд, на который ответчик не явился. Было решение суда, которое до сих пор не выполняется. Мы писали письма в ваше управление, получали отписки, а в это время, как нам сообщили, ответчик уже избавился от имущества – продал машину, квартиру. Я в Интернете прочитал много лестных отзывов о деятельности судебных приставов Татарстана, поэтому прошу вас, Радик Мударисович, лично разобраться в моем вопросе.
– Мы для этого, Виталий Леонидович, и организовали «прямую связь», чтобы таких, как вы, услышать. Обещаю разобраться в вашем деле. При необходимости готов встретиться с вами лично.
Кстати, что касается вопросов читателей «Республики Татарстан» во время этой «прямой связи», то заверяю: все они будут тщательно проанализированы, звонившие получат компетентные ответы. В завершение добавлю: наше управление открыто для граждан – я по четвергам провожу прием населения. Регулярно и сам, и мои заместители выезжаем в районы, 24 часа в сутки работает «телефон доверия», практикуем дистанционный прием маломобильных граждан в видеорежиме, принимаются обращения и через интернет-приемную.
Мы не имеем права терять доверие населения. Да, в работе службы пока не все идеально, но мы к этому стремимся.
Редакция «РТ» благодарит пресс-службу УФССП по РТ за содействие в подготовке и проведении «прямой связи».