
9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией
Зона ответственности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – бассейн Волги на территории 15 субъектов Российской Федерации – от Тверской области, где великая река берет начало, заканчивая Астраханской областью, где она впадает в Каспийское море.
В Татарстане надзорная деятельность за исполнением законов в сфере экологии и охраны окружающей среды – за структурным подразделением Волжской прокуратуры – Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой.
О том, как в республике противодействуют коррупционным проявлениям в сфере экологии и охраны окружающей среды, корреспонденту «РТ» Ирине Халитовой рассказал заместитель прокурора Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Альберт ХАБИРОВ.
– Альберт Абдуллович, какие коррупционные правонарушения выявлены вашими сотрудниками в этом году, кто и за что понес наказание?
– Их немало. Расскажу о весьма характерных.
Вынесен приговор по уголовному делу в отношении начальника Сармановского районного государственного ветеринарного объединения Ильтузара Зарипова по факту хищения бюджетных средств, выделенных на строительство скотомогильников. В частности, им было организовано оформление подложных документов о строительстве шестнадцати биотермических ям. Фактически они не строились. Кроме того, в ходе следствия выявлено присвоение руководителем имущества ветобъединения. Всего Зариповым причинен ущерб бюджету республики на сумму около 900 тысяч рублей. Ущерб, а также назначенный штраф в 280 тысяч рублей взыскиваются с виновного.
Наказанию в виде 400 часов обязательных работ подвергся заведующий участковой ветлечебницей Приволжского района Казани Илгиз Камалов. Приговор ему был вынесен по четырем эпизодам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ – служебный подлог. Камалов вносил в сопроводительные документы на мясную продукцию заведомо ложные сведения о месте ее происхождения, о предубойном ветеринарном осмотре животных и их вакцинации против сибирской язвы. Всю эту «липу» он передавал человеку, поставляющему мясо на рынки. В результате продукцию, завезенную в Казань из соседних регионов, продавали без ветеринарно-сопроводительных документов, подтверждающих ее качество и безопасность. Судом Камалов был признан виновным по всем эпизодам инкриминируемых ему преступлений.
– Страшно подумать, чем мог закончиться этот преступный бизнес, если бы животные оказались больными… Знаю, что в вашу компетенцию входит и надзор за деятельностью лесничеств. В этой сфере были резонансные дела?
– Да, в настоящее время Верхнеуслонским районным судом рассматривается нашумевшее уголовное дело в отношении руководителя и двух работников лесхоза. Напомню: нашей прокуратурой были выявлены факты должностных преступлений со стороны директора ГБУ «Приволжсклес» и двух работников ГБУ «Приволжское лесничество». Директор, используя служебное положение, присвоил около двух миллионов рублей, поступивших за поставленную лесопродукцию. Им же в сговоре с подельниками организовано несколько незаконных порубок леса.
– В каких еще сферах использования природных ресурсов выявлялись коррупционные преступления?
– В этом году осужден к штрафу в 100 тысяч рублей глава Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского района, оформивший подложную выписку из похозяйственной книги. В результате один гражданин незаконно оформил в собственность земельный участок. В последующем эта земля была возвращена государству. Аналогичные факты выявлены прокуратурой и в деятельности Осиновского сельского поселения Зеленодольского района, материалы по ним переданы в следственные органы.
– Имея полномочия прокуратуры субъекта Российской Федерации, вы всегда действуете самостоятельно?
– Нет, разумеется. В противоборстве с коррупционными проявлениями без межведомственного взаимодействия не обойтись. И вот яркое тому подтверждение. Совместно с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД мы проводили проверку исполнения действующего законодательства. Выявили крупное хищение бюджетных средств, выделенных на природоохранные мероприятия. Было установлено, что директор ГБУ «Управление материального обеспечения» сделал это, используя подконтрольные ему фирмы. Между прочим, деньги предназначались для разработки проектно-сметной документации и строительства комплекса утилизации и уничтожения отходов, а также на приобретение установки утилизации твердых бытовых, промышленных и медицинских отходов.
Результаты этой проверки мы направили следователям.
– Кажется, именно в этом уголовном деле замешан бывший руководитель Минэкологии?
– Нет, это другое дело, хотя и связанное с исполнением того же госконтракта. Его расследование вскрыло факт превышения бывшим министром экологии и природных ресурсов своих должностных полномочий. Следствием он подозревается в том, что, зная о неисполнении государственного контракта, организовал оформление фиктивной первичной документации, свидетельствующей о выполнении работ и о поставке товаров по госконтракту. Фактически оказалось, что госконтракт не выполнен, а деньги «израсходованы».
- Альберт ХАБИРОВ, заместитель прокурора Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры: Свою активную деятельность по пресечению действий коррупционного характера Казанская межрайонная природоохранная прокуратура сворачивать не намерена.
– Карательные меры природоохранная прокуратура применяет исправно. А есть ли в ее арсенале меры профилактического характера?
– Безусловно, есть, и они активно применяются. К ним относится, прежде всего, узаконенная обязанность госслужащих представлять сведения о своих доходах, размещение данных сведений на официальных сайтах
госорганов, проверка их достоверности…
– Неужели чиновники могут представлять недостоверные сведения, зная, что подвергнутся проверке?
– Мы проанализировали результаты проверок, проведенных кадровыми службами в министерствах и территориальных подразделениях федеральных органов. Установлено немало нарушений. Самое распространенное из них – представление недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Например, выяснилось, что госслужащими в Министерстве лесного хозяйства, Главном управлении ветеринарии, Управлении Росприроднадзора по РТ не всегда указываются сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся в их пользовании. В справках о доходах не в полной мере отражаются сведения о денежных средствах, находящихся в банках и иных кредитных организациях, не в должной мере уделяется внимание сведениям об обязательствах государственного служащего.
Кроме того, прокуратурой на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов. Выявляя в этих документах коррупционные факторы, принимаем меры к их исключению.
Свою активную деятельность по пресечению действий коррупционного характера Казанская межрайонная природоохранная прокуратура сворачивать не намерена. Думаю, уже скоро вы услышите о не менее громких расследованиях по этой теме.